8 ноября 2013

8 ноября 2013

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Тессалониках (современные Салоники , славянское название — Солунь ) . Наступило третье столетие христианства . Римское язычество , духовно сломленное и побеждено сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя , усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. Тайно в домовой церкви , бывшей в доме проконсула , мальчик был крещен и воспитан в христианской вере. Это было время правления императора ( Августа) Диоклецияна и соправителя Востока — Галерия Максимиана . Диоклециян был выдающимся политиком , на протяжении почти двадцати лет христиане жили спокойно при нем , но с течением времени для укрепления империи он издает декрет согласно которому каждый гражданин Римской империи должен был засвидетельствовать свое почтение к императору . Император ( Август ) имел титул Pontificа ( Верховного Жреца ) символизируя в одном лице сочетание светской и духовной власти . Для чествования Августа все граждане Римской империи были обязаны принести жертву перед его образом в языческом храме среди пантеона римских божеств. Для христиан наступают тяжелые времена испытаний . К тому времени жизни христиан в империи было относительно спокойным. А с момента выхода декрета предоставляется право служащим ( судебной пятерке ) , записывать всех граждан империи в списки, где указывали сложивших жертвы богам Римской империи . У тех, кто отказывался сдавать жертву , должны конфисковывать имущество , христианскую литературу , их можно было отдавать на пытки , пока не откажутся от своего упрямства , или при последующем отказе , казнить , как врагов Римской империи . Христиане не могли приносить жертву идолам , а потому , издание декрета выявило значительное их число в империи очень обеспокоило императорский двор и правителей провинций — особенно на Востоке.Диоклециян отмечался порядочностью и честностью , и как человек он понимал , что сам не сможет честно служить , а потому выбирает себе соправителя , Августом на Западе империи , Констанца Хлора , себе оставив восток. Впоследствии он назначает себе кесаря ​​на Востоке Галерия Максимиана отдавая ему часть управления в расчете на порядочность этого человека . Но как оказалось впоследствии кесари не соответствовали высоким требованиям морали и часто допускали злоупотребления в управлении провинциями , а вины списывали на христиан. Поддавшись таким воздействиям Диоклециян соглашается на издание декрета против христиан ( автором которого поражают кесаря ​​Востока — Галерия Максимиана , человека жестокого и грубую )После смерти проконсула Фессалоники отца Дмитрия , а юноша уже достиг совершеннолетия , кесарь Востока Галерий Максимиан вызвал его к себе и , убедившись в его образованности и военно -административных способностях , назначил его на место отца проконсулом Солунской провинции . Главной задачей , молодого стратега , была оборона города от варваров. Интересно , что среди варваров угрожавших римлянам были наши предки славяне, охотно селились на Солунскому полуострове. В « Жизнеописании Дмитрия Солунского » упоминается о нападении русов ( между 379-395 гг ) на « Селунський град» . Церковное Предание говорит о том , что родители Дмитрия были тоже славянского происхождения .Император поставил перед своим молодым проконсулом еще одно требование , искоренять христианство , воля императора была однозначной : « Отдавай смерти каждого , кто призывает имя Распятого «. Император не подозревал , назначая Димитрия, какой путь исповедания веры и подвига мученичества готовит он тайном подвижнику . Приняв назначение , Димитрий возвратился в Фессалоники и открыто исповедал себя христианином . Вместо того , чтобы преследовать и казнить христиан , он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи идолопоклонства .Составитель « Жизнеописания святого» , Метафраст , говорит , что он стал для Фессалоникийцам «вторым апостолом Павлом » , потому что именно « апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих ( 1 Фес . , 2 Фес . ) . Святому Дмитрию суждено было Господом последовать за святым апостолом Павлом на страдальчески смерть.Конечно известие о том , что проконсул Димитрий является христианином вскоре пришла к кесарю Максимиана . На обратном пути из похода сарматов ( племен , населявших северное Причерноморье ) император решил идти через Солунь , чтобы наказать проконсула Дмитрия и расправиться Солунский христианской общиной .Узнав об этом , святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному слуге Луппу раздать имение нищим со словами: « Раздели богатство земное между ними — будем искать себе сокровища на небе » . Сам отдался посту и молитве , готовясь к принятию мученического венца , как говорит об этом « Жизнеописание святого» .Когда император вошел в город , приказал вызвать к себе Дмитрия , и тот лихо исповедал себя христианином и начал разоблачать ложь по отношению к христианам , которых этим указом лишали гражданских прав , ведь им даже запрещалось обращаться в суд , также он обличал пустоту римского многобожия . Максимиан в гневе приказал заточить исповедника, а сам увлекся гладиаторскими зрелищами в цирке. Христиан разыскивали и тащили в цирк , где любимец императора , гладиатор -силач , германец по имени Лий , сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в бою мирных христиан. Отважный юноша , по имени Нестор , один из Салоники христиан , посетил в тюрьме своего наставника Дмитрия и попросил его благословить на бой с Лием . После благословения Дмитрием , Нестор одолел свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов , так как тот сбрасывал раньше христиан. Нестора должны наградить , как победителя , но разгневанный император приказал казнить святого мученика Нестора (память 9 ноября) только потому , что тот был христианином . Узнав о том , что Нестора благословил на бой его наставник Дмитрий , кесарь послал воинов в тюрьму — наказать святого Дмитрия .В благочестивых « жизнеописаниях » так описывают последние дни святого : « Как в комнате святой Дмитрий сидел в темнице , хваля и славя Бога . Дьявол , желая напугать святого превратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Перекрестившись , святой без страха растоптал нападающего . Также он удостоился посещения Ангела Божия, принес ему мир и подбодрил его перед страданиями » .На рассвете 8 ноября 306 года от Рождества Христова в подземную тюрьму вошли воины , они застали святого за молитвой , и сразу пронзили его копьями . Так Святой Исповедник перешел в вечные светлые дома . Чудодейственность Дмитрия Солунского в христианском миреТело святого великомученика Димитрия выбросили на съедение диким зверям , но солунские христиане нашли его и тайно похоронили. Верный слуга , святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень , знак высокого достоинства , и омочил его в крови мученика. Кольцом и другими вещами , освященными кровью святого Дмитрия , святой Лупп начал исцелять больных. Император , узнав об этом , приказал схватить и умертвить его .Во времени правления святого равноапостольного Константина ( 324-337 гг ) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь . На могиле святого происходило много чудес и исцелений больных. Сто лет спустя , один иллирийский вельможа по имени Леонтий , после своего чудесного исцеления в храме на могиле святого от тяжелой болезни , решает в благодарность за свой счет построить новый каменный храм . При строительстве нового храма найдены были нетленные мощи святого мученика. Из них следовало благовонное миро , так что весь город наполнился благоуханием . От прикосновения к мощам и помазания святым миром осуществлялись чудеса и исцеления , вследствие чего великомученик Димитрий получил церковную название Мироточивого . Несколько позже , в XIV веке , Дмитрий Хризолог писать : «Миро по своим свойствам несколько похоже на воду , но гуще ее и не похоже ни к одной из известных нам веществ … Оно удивительнее всех благовоний созданы искусственно и природные , созданные Богом » .Когда Леонтий возвращался на Родину , он взял с собой плащаницу , вспрыснутый кровью святого , с ее помощью он перешел через бурную реку которая стала ему помехой. Вернувшись в Иллирии , Леонтий построил храм во имя святого великомученика Димитрия, в котором также проходили чуда : обладатель Иллирии получил исцеление от гнойных язв которые покроют -вали его тело , много бесноватых и больных навсегда исцелились .Во время правления императора Маврикия , авары , жившие на Дону , осадили город Солунь . Еще дней за десять до этого , святой Дмитрий явился в видении Солунскому архиепископу Евсевию и предупредил об опасности. Но никто не думал , что враг приблизится к городским стенам так быстро. Но когда вражеские отряды пошли на приступ города , на стене появился святой Дмитрий в виде вооруженного воина , на глазах у всех присутствующих . Первого же врага, поднялся на стену , он поразил копьем . Враги отступили , но ненадолго , скоро они окружили город орудия устройствами и метательными механизмами . Задрожала стены , посыпались на город стрелы и камни , но на седьмой месяц осады враги вдруг побежали , оставив все свое имущество . Некоторые из них , вернувшись на милость Фессалоникийцам , рассказывали, что с начала осады видели на стенах множество защитников , которых возглавлял пламенно сияющий воин на белом коне , в одежде , белом будто снег . Так святой Дмитрий защитил свой ​​город .Когда Солунь поразил голод , потому что враги , что осадили город , уничтожили все хлебные запасы , святой Дмитрий несколько раз обходил пристани приморских городов , представлял себя на кораблях , приказывая , чтобы суда с пшеницей плыли в Фессалонику . Таким образом святой еще раз спас свой ​​родной город .Жизнеописание святого Дмитрия повествует , что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им дойти до Фессалоники.Несколько раз почитатели Солунского чудотворца делали попытки перенести его святые мощи или их части в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий тайно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родного Фессалоники. Неоднократно подступали к городу наши предки славяне — язычники , и были отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходил стены и наводил ужас на воинов. Может , потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо среди славянских народов , после принятия ими христианства . С другой стороны , греки считали святого Димитрия славянским святым. Особенно распространенным является культ святого Дмитрия на Балканах, где в его честь построено более двухсот храмов. Чудодейственность Дмитрия Солунского в нашей странеДар чудес , нетленности тела и мироточивисть становятся источником большого и широкого культа святого Дмитрия не только в Греции , но и по всей Славянщине . В его гроба из года в год из всех краев идут сотни и тысячи паломников. Он помогает в каждой беде и при всякой необходимости . Воины выбирают его своим опекуна . На украинской земле культ святого Дмитрия пришел , очевидно, вместе с Аскольдовым крещением Руси в 860 г. Этому мог также способствовать славянский просветитель и проповедник христианства святой Кирилл ( 827-869 гг ) , который также родился в городе Солунь . Он зимой 860-861 гг находился в Херсонесе , где общался с русскими книжниками и ознакомился с Евангелием и Псалтырь , написанным русскими писателями еще до изобретения святым Кириллом новой славянской азбуки . Впоследствии в Киевской Руси а затем в Украине было построено немало церквей и монастырей в честь святого Дмитрия . А свои победы украинского полководцы объясняли именно небесным покровительством этого Святого .С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны страницы Летописи Руси — Украины « Повести временных лет» . Частности упоминание 907 года, когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем , как сообщает летопись , « убояшися Греци и рекоша : ность это Олег , но святой Димитрий послан на ны от Бога » ( испугались греки и говорили : это не Олег , но святой Дмитрий послан на нас от Бога ) . Русичи всегда верили , что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия . Более того , в староукраинских былинах великомученика Дмитрия изображают русичем по происхождению — так этот образ сливался с душой украинского народа.Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Киевской Руси началось сразу после крещения Руси — Украины в 988 году . В жизнеописании Феодосия , игумена Печерского , преподобный Нестор Летописец упоминает о монастыре Святого Дмитрия Солунского на Печерске. К началу 70 — х годов ХI столетия строится Дмитриевский монастырь в Киеве , известный впоследствии как Михайловский — Златоверхий монастырь . Монастырь был построен сыном Ярослава Мудрого , великим князем Изяслав , в крещении Дмитрием ( † 1078). Произошло это в 1062 году , и этот монастырь в свое время слыл равнозначную с Печерским .Это уже позже князь Святополк (в крещении Михаил ) возвел вблизи Дмитриевского монастыря храм в честь своего небесного патрона Архистратига Михаила , но и в новом храме на северной стороне южного алтарного пилона сиял уважаемый верными мозаичный образ Дмитрия Солунского .Мозаичный образ святого Димитрия Солунского из собора Дмитровского монастыря сохранился до наших дней и находится в России в Государственной Третьяковской галерее где и поныне содержится под всевозможными предлогами , чтобы не вернуть хозяевам — Украинская верным . Сам образ Дмитрия Солунского — хохлатый , с украинской прической , с овалом лица — широким и скорее по — славянски , чем классически , закругленным ( правда , еще в римской брони , но не по — римски трактуемой ) , подтверждающий местную киевскую творчество .В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод — Дмитрий Юрьевич III Вели -ке Гнездо ( † 1212 ) , в крещении Дмитрий , построил прекрасную церковь на своем дворе в честь святого великомученика Димитрия, и украсил ее красивыми образами и фресками . Дмитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворный образ святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее . Она написана на доске взятой из гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Фессалоники в Киев , но после ограбления Киева вывезенной к Владимиру .Одно из самых ценных изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора , принадлежащая кисти преподобного монаха- иконописца Андрея Рублева происходивший из Украины и был учеником киевской иконописной школы святого Алипия Печерского .Память святого Димитрия Солунского издревле связывали на Украине с воинским подвигом , патриотизмом и защитой Отечества. Князья и воины отдавали себя святому Дмитрию в опеку . Защиты святых нуждались путешественники и воины , которые выезжали в дорогу или шли на войну. Поэтому с древних времен на Украине существуют специальные заговоры для защиты от пуль и оружия , направлены в Святого Дмитрия Солунского и других святых . Святой изображается на иконах в виде воина в пернатой доспехов , с копьем и мечом в руках . В поздних изображениях на свитке писали молитву в которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни : «Господи , не потеряй город и людей. Если спасешь город и людей — с ними и я спасен буду , если погубишь — с ними и я погибну » .Как непреодолимые воины , в украинской традиции выступает троица святых воинов : Юрий Победитель , Федор Тирон и Дмитрий Солунский , имеющие эпитет « аникитив » , непобедимых . Но самое важное — эта троица воинов выступает в разнородных сочетаниях в обрядах и поэзии вокруг всего Черного моря , как патроны скотоводства (особенно коневодства ) , земледелия , удалого спаривания , войны и т. д. В нашем фольклоре , так же как и у народов Закавказья , греков , болгар , валахов и сербов Дмитрий Солунский выступает как зимний параллельный образ святого Георгия . Молитвы к святому великомученика Дмитрия Солунского  Молитва перваяСвятой великомучениче Дмитрия ! Ты славный в терпении и верный слуга всемогущего Христа Царя . Любой опекуном для меня во всех трудных обстоятельствах жизни и заместителем при необходимости . Молю Тебя , защити меня от разных несчастий , от огня , от наводнения , от нападения врагов , от голода и особенно от внезапной и неожиданной смерти . А больше прошу тебя , святого Дмитрия , чтобы ты находился со мной на склоне моей жизни. Умоляю тебя , мой покровитель , избавь меня от адских врагов и вместе с моим Ангелом Хранителем приведите мою душу туда , где ты вместе с Ангелами и всеми Божьими избранниками и там прославляешь вечного Христа Царя . Аминь . Молитва втораяСвятой и славный великомучениче Христов Дмитрия , быстрый в помощи и мощный заступниче , с верой приходим к тебе ! Ты , что стоишь отважно Небесному Царем , испроси у Него прощения грехам нашим и чтобы освободиться нам от мора , землетрясения , потопа , огня , нападения чужеземцев и вечной муки . Моли Господа Бога защитить город наш , и всякий город и село и всех людей на земле. Испроси Небесного Владыки Ласку для земных благочестивых владык , которые управляют людьми , государству нашей мир и покой. Аминь .