Вербное Воскресенье

Вербное Воскресенье

Все ближе и ближе конец Великого поста. Издавна особую радость приносили шестое воскресенье и последняя перед Пасхой неделя, которая имеет несколько народных накличок : Чистый , Жилистый , Белый , Вербный , Цветной ( апреля) неделю , Лазарева суббота и т.д. . На Галичине Вербный неделю называли Шутковым .

С нетерпением ждали последнего воскресенья поста дети , « ибо их праздник» . Накануне , то есть в субботу , почти все сельские подростки шли на опушку , чтобы вдоволь заготовить ивовых веточек и принести их в церковь. В воскресенье у храма происходило посвящение красной ивы .

Согласно христианскому учению в это время Спаситель Христос въезжал в Иерусалим на ослике , и миряне устилали перед ним дорогу пальмовыми листьями.

Поскольку в Украине пальмы не растут , то их заменили ивовыми ветвями . Как мы знаем , это дерево издавна весьма почитаемое среди нашего народа , потому что оно первое извещает о приходе весны .

Поэтому на Вербное воскресенье во всех церквях проходит торжественный обряд посвящения ритуальных галузочок . После богослужения , на которое собирались все жители села , « потому грех не пойти в церковь , как святят вербу » , — батюшка скроплював веточки освященной водой.

Вербное воскресенье 13 апреля 2014

Первыми пытались взять веточки дети , ведь кому достанется самая , « то будет счастливым ». При этом следовало отщипнуть пушистого котика и проглотить , « чтобы горло не болело и не нарастали в нем шишки ».

Кому досталась сухая ветка , то это значило , что в хозяйстве не вестись овцы. \

Собравшись возле церкви , подростки поцьопувалы друг друга зелеными ветвями ивы , приговаривая :

Не я бью — верба бьет ,
Неподалеку красное яичко ,
За неделю — Пасха !
Не умирай , не умирай —
Пасхи ждите !

Подобную обряды совершали между собой ребята :

Шутка бьет — не я бью ,
Отныне за неделю
Будет у нас Пасха —
Красное яичко !

Было обычно , когда матери по очереди «били » освященными галузкамиьсвоих детей , желая им :

Не я бью — верба бьет :
Будь большой , как ива ,
А здоровый , как вода ,
А богатый , как земля !

Крестьяне возвращались с службы , втыкали большие ветви у дороги или на огороде , « чтобы освященное дерево пустило глубокие корни ». От того , очевидно , украинские села всегда утопали в ивах , их приживляли сбоку битых путей , прудов.

Вспомним известную песню : « В конце плотины шумят ивы, я насадила …».

Перед тем как посадить веточку , говорили :
— Чтобы росла Богу на славу , а нам , людям , на потребление !

В самом деле , из ивы изготовляли разнообразные вещи хозяйственного назначения — корзины , хлибничкы , детские столики , устройства для копчения рыбы ( верши ) , сушници , плетеные кресла и другое .

Кроме дорог и дворов , иву высаживали в поле возле колодцев , чтобы вода всегда была чистой и холодной , на песчаных холмах и яровищах , чтобы остановить эрозию почв и песочные бури , в стороне рек , чтобы укрепить берега от оползней и заиления .

Вербное воскресенье было своеобразным днем массового высаживания этого дерева .

Посвященные ветви затыкали также в хлеву и конюшни , « чтобы нечисть не правили , а шутка защищала дом , хлев , двор от грома и пожара ».

Остальные же клали за оскорбления в углу. Считалось , что это дерево очень целебные от многих недугов и имеет большую магическую силу.

Изгоняя впервые коров на пастбище , их обязательно благословляли святой вербой , « чтобы нечисть не цеплялась к животным и не теряла стада ».

На Бойковщине , поцьопуючы животное , хозяйка желала ей:
— Иди с Богом , пусть тебя бережет шутка !

Прибережена на углу ивовая ветвь оберегала дом от молний. Если поступала грозовая туча , ее клали на порог или поджигали кусочек древесины , считая , что это поможет « остановить град и отвлечь пожар» .

Кроме того , из более мелких ветвей или листьев делали отвар или водочную настойку и лечили ею людей от головных болей , лихорадки , лихорадки , желудочных болезней , заживлялы раны на теле , использовали как натирания при ревматизме.

Такой настойкой исцеляли и домашних животных.

Очевидно , что и обряд « битья» также обладал магической силой , с помощью чего пытались передать детям благородные желания — рослый , крепкого здоровья и щедрого богатства. Но при этом напоминали :
— Верба красна ( святили только этот вид — В. С.) бьет напрасно , ива белая бьет за дело.

На Закарпатье , кроме всего , парни и мужчины приправляли ветвь к шляп — «от уроков».

После Вербного воскресенья нередко возвращалось похолодание . Об этом напоминают и именные пословица:

Придет неделю Вербовой — бери виз дубовый .

Дует Вербич — кожух тербич .

Пришел Вербич , два кожуха тербич .

Пришла Вербниця — назад зима вернется.