гаданиеДля девушек день Василия был достаточно важным, считали, что гадания в этот день сбываются и что бы не получилось — так и будет. В день Василия происходили и народные обряды праздника.

В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта — в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался 1 сентября. Долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце XV века на Руси официально определили начало Нового года — 1 сентября.
В 1699 по приказу Петра I Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 большевики «отменили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летоисчислению и европейским. Так образовались два празднования Нового года — по новому и старому стилю. 14 января христиане чествовали наименование Христа именем Иисус (что следовало делать на 8 день от рождения ребенка) и Св. Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской (IV в.), которого считали покровителем земледелия. Поэтому основной обряды в этот день было засевания жилищ Украинский хлебом с соответствующими приговорами. С самого утра ребята (девушки засевать не ходили) набирали в перчатки и карманы зерна (рожь, пшеницу, овес) и, дождавшись окончания утренней церковной службы, начинали засевать. Сначала собственный дом, затем в крестных родителей, родственников, знакомых и соседей: «Ой роды, Боже, рожь — пшеницу, всякий хлеб! Добрый день! Будьте здоровы. С Новым годом и Василием! … К счастью, на здоровье, на Новый год! «. Хозяин щедро награждал (особенно первых) засевальников гостинцами и деньгами. Ходили иногда и целые ватаги с козой и вертепом. Следовало также в этот день поздравлять Васильев. А, в общем, этот праздник проводили благоговейно с церковными или домашними молитвами. Также в день «старого» Нового года Церковь отмечает память Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Воспитывался в благочестивой семье своей бабушкой Св. Мокриной. После обучения в Афинах принял святое крещение в Иерусалиме. Впоследствии вернулся в Кесарию, где 362 г.. Принял сан диакона, а позже был рукоположен в пресвитеры. После смерти Евсевия Кесарийского Василия Великого выбрали архипастырем Кесарии. Написал немало церковных молитв и душеспасительного книг. За свои духовные подвиги получил дар исцеления и молитвой вылечил многих тяжелобольных. Заботился о бедных и немощных, которым устроил специальный приют — назван Василиадою. Сам же надевал скромную одежду и употреблял только хлеб, соль и воду. Умер Василий большая 1 января (старый стиль) 379 г.. На 50-м году жизни. По преданию, нетленные мощи Василия Великого были перевезены в Рим в Италии. Люди считали, что на Новый год в доме приходит Судьба человека и поселяется в какой животному или вещи, а потому внимательно следили, чтобы «злой» не помешал этой Судьбы. Поэтому и щедро выкупали том, что «пропало» и ничего никому не давали или занимали (кроме вертепа и посевальщиков). Все пытались быть радостными, веселыми и добродушными. Избегали на Новогодний праздник ссор и пытались помириться со всеми соседями — ведь как встретишь Новый год, так и проживешь!