Горицвет весеннийПараска Степановна Плитка-Горицвет (1927-1998) — незаурядная личность в культурной и духовной жизни Украины. Настоящая фамилия этой женщины — Плитка, а Адонис — литературный псевдоним. Жила народная писательница, поэтесса, художница, мастер вышивки в отдаленном, но хорошо известном селе Криворивне (Верховинского р-на Ивано-Франковской обл.). В свое время здесь отдыхали и работали выдающиеся представители украинской интеллигенции — Иван Франко, Игнат Хоткевич, Иван Миколайчук и другие тому подобное.
Творчество Прасковьи Плитки-Горицвет составляют прозаические книги, поэзии, воспоминания, фольклорные записи, народные картины, вышивки. Несмотря на то, что при жизни писательницы не пришлось увидеть ни одного авторского тиражируемого издания, это не остановило ее трудолюбивую и активную характер.
Первая книга записей народных рассказов и преданий П.Плиткы-Адонис под названием «Старовицки повисторьке» была опубликована только в 2008 году. Ее особенностью стало то, что все записи были сделаны «гуцулсков говор» (гуцульской наречии) с объяснениями отдельных слов. Остальные литературного наследия П.Плиткы-Горицтвит ( «Молитва — хлеб душам нашим», «Венец Боголюбья», «Господи, не обессиливает дух мой» и др.) Еще ждут лучшие времена. Все они собственноручно переплетенные писательницей в кожаных обложках, украшенные авторскими вытынанками.
В 2010г. В Национальном музее литературы Украины прошла авторская выставка Параски Плитки-Горицвет, где были представлены ее картины, вышивки, рукописи. Впоследствии сотрудница музея, Наталья Кучер, опубликовала в газете «Наша вера» волнующее эссе об авторе ( «Песня Жизнь и Красоты Параски Плитки-Горицвет»), в котором дала свое толкование судьбы мастера:

Дом П.Плиткы-горицвет
«Судьба Прасковьи Плитки во многом типична для жителей Западной Украины — патриархальная семья кузнеца (отец — внук Олексы Довбуша!), Только начальное образование, несбыточные мечты об университете, участие, как связной, в УПА, депортация в Сибирь, десять лет лагерей, из них пять — на костылях из-за обморожения ног. Затем — возвращение домой, работа в деревне, личная драма, одиночество (…).
Полюбив в лагерях юношу, который также ей очень симпатизировал, по возвращении домой П.Плитка потеряла с ним связь через различные родственные недоразумение, и навсегда осталась верной своим юным и не юным чувством. Такой простой оказалась ее до боли жертвенная радостная формула любви. Стоит добавить, что Параска Плитка перед Второй мировой войной очень мечтала поступить в университет, ездила в Германию, впрочем попала в наем, потерпела горьких унижений, лишений, с которыми вернулась к Криворивне. Когда же вернулась в родное село вдруг, после сибирских лагерей, П.Плитка-Адонис постепенно начинает уединяться, и это не было уходом от людей — уединение нужно было для большого труда: «Люблю жизнь, потому что это оттенком всего того, что имею. Пока жизнь дается, трудимося, чтобы не остаться в длинных (…) Творчеством дорожу, потому что это жизненный беспокойство в пути к … ». (Кучер Н. Песня Жизнь и Красоты Параски Плитки-Горицвет / Наталья Кучер // Наша вера. — 2010. — № 9 (269), сентябрь.)

П.Плитка-Адонис. Вышивки. Конец ХХ в. Бумага, вырезания. (Фото автора)
Еще в сибирских лагерях художница дала обет: «Боже, как вернешь меня к жизни, буду тебе славу писать». Она честно сдержала свое слово, и не просто перед другими людьми, а прежде всего перед собственной совестью. В ее доме стояла приготовленная гроб, подписанный крест, на котором оставалось свободное место только для даты отдыха. Сейчас дом художницы преобразован в Общественный музей, по которому ухаживает местный священник о.Иван Рибарук вместе с женой, Оксаной Ивановной. При жизни писательницы он всячески поддерживал ее духовные порывы и помогал в повседневных заботах. Его рассказы о подвижничестве бывшей прихожанки всегда очень трепетные, а всем гостям он непременно демонстрирует в храме иконы, написанные и подаренные народной мастерицей.
Параска Плитка-Горицвет была глубоко укоренена в религиозную и народную традиции, принимала деятельное участие в жизни христианской общины: ходила в Церковь, пела в церковном хоре, постилась. Ее усердие в соблюдении обрядов часто граничила с консерватизмом, который на самом деле обуславливалось высокой чувствительностью к священному «… беру розговийно излишки глагозы — без сахара (…), чтобы скромнее, ближе к духовности. Потому были роскошные харчевни в этой опритульний стаенце Втечний Святой Семье? »(Качкан В. Письма Параски Плитки — неизученное источник этнокультуры / Владимир Качкан // фольклористов тетради / Институт культурной антропологии. — Вып. 11. — Луцк, 2008. — С. 150).

Рисунок. П.Плиткы-Адонис
Во время экспедиции в с.Криворовня в 2012 г.. Автору статьи было особенно интересно познакомиться с вытынанками народной мастерицы. Вырезанные из бумаги работы сопровождали Прасковью Плитку в быту и творчества: в доме они на мебели, в рукотворных книгах — украшают тексты. В музее мастера многочисленные образцы этих украшений хранятся в отдельных коробках, только в одной из них с надписью «Вытынанки Плитки-Горицвет. с.Криворовня »их почти 200. Каждая вышивка наклеена на отдельный лист (иногда парами). Сама автор в свое время рассказывала о захвате вырезанием «Вытынанки складываются очень просто: беру обычные обложки от ученических тетрадей, ножницы — и режу. Всего получается у меня ковровых узоров »(Качкан В. Письма Параски Плитки — неизученное источник этнокультуры / Владимир Качкан // фольклористов тетради / Институт культурной антропологии. — Вып. 11. — Луцк, 2008. — С. 150.).
Все вышивки Прасковьи Плитки имеют общие композиционные схемы и мотивы и совершенную индивидуальную гармонию. Прорези выполнены преимущественно в виде абстрактных удлиненных хвильок, арочные дуг и тому подобное. Зато геометрические мотивы встречаются довольно редко.
На плоскости изделия мастерица располагает элементы свободно, оставляя нетронутым достаточно фона, в гармонии с плавными линиями делает орнаментику очень нежной. Краски для произведений художница выбирала самые разнообразные — красные, розовые, зеленые, синие, черные, а фон зачастую оставляла белым. Отличительным признаком витинанок П.Плиткы-Адонис, по наблюдениям директора Литературного музея Ивана Франко Анны Ивановны Луцюк, есть прямоугольные формы, в то время как присущие данному региону квадратные формы мастерица вырезала реже.
В 2012 г.. В Национальном Народном музее народного искусства Гуцульщины и Покутья (Коломыя) состоялась персональная выставка мастера под названием «Исповедь уединенной. Размышления, песни, стихи и рисунки Параски Плитки-Горицвет ». На ней можно познакомиться с иконами, живописью, книгами, вытынанками автора. Кроме того, на выставке демонстрировался фильм Павла Фаренюка «Мир Прасковьи Плитки-Горицвет.

«Мир П.Плиткы-Адонис». Документальный фильм, 1992
В завершение хочется составить сердечную благодарность всем работникам культуры и Церкви (о.Иван Рибаруку с женой, а также руководителям упомянутых музейных учреждений) за распространение среди широкой общественности самобытного творчества этого незаурядного украинском. Выражаем искреннюю надежду на скорые добрые мирные времена, при которых книги с ее стихами, воспоминаниями, дневниковыми и фольклорными записями разойдутся по всей Украине, станут хорошими свидетелями и одновременно вдохновителями глубокой духовности нашего народа, его самоотверженной любви к Украине.