Ночь. 12-й час с субботы на воскресенье. Всю жизнь села в эти ночи сосредоточилось около церкви. Людно и шумный здесь. В селе тишина-тишина, лишь изредка опозданий шаги звенят в тишине ночи. Это какой-то человек опоздала на несколько минут и спешит с пасхой. .. Во всех домах мигает огонь свечей, лампадок, а в церковь не пошли и остались дома лишь немощные старики и малые дети … Высоко еще поднимается пламя огня вели ¬

Пасха 2013

Пасха 2013

Каждые ночи у церкви. Огонь этот раскладывают, поправляют и поддерживают сельские парни, и чего только они не нанесли для этого огня из села — «одолжили» так, что хозяин не видел: здесь и старые колеса, и старые двери, и лестницы от телеги, и бочки, и ворота … Но за эту «ссуду» никто из хозяев не сердится, и не забирает обратно, потому что это считается освящении очистительный огонь …
Ночная тишина нарушается … Слышно возню у церковного входа. Это церковная процессия, во главе со священником, с хором, Евангелием, Плащаницей, образами и многочисленными свечами … Трижды обходят вокруг церкви, в церкви никто не остался.
Зазвенели свежие голоса хо ¬ ру, мощная и победная пасхальная песня: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют в небе» — несется далеко-далеко в безграничные просторы ночи. Хозяйке поднимают полотенца из своих пояс, а у кого не была зажжена свеча — поспешно светит. После обкаджування пояс, священник или ¬ тает молитвы, проходит и праздником Пасхи. Где только священник освятил сразу хозяева подхватывают каждый свою пасху и вовсю спешат домой.

На Пасху умываются пасхальным яйцом
Все члены семьи в первый день Пасхи умываются пасхальным яйцом. Хозяйка наливает в миску воды, кладет туда 2-3 яйца, а хозяин бросает мелкую монету и все по очереди умываются пасхальным яйцом. Верили, что если умыться пасхальным яйцом, то будут здоровы, румяные, как яйцо кра-и богатые. Когда есть девушка на выданье, то умывается первая и вынимает одну яйцо, которой умывалась. Старший ребенок, дочь, или сын, умывались последние, — выбирают, кроме яйца, и копейку или грош, что отец бросил в миску. А девушка верила, когда первым умоется пасхальным яйцом, то скоро по Пасхальные выйдет замуж, будет здорова и счастлива.
Хозяин возвращается из церкви со свяченым
В древности пасху святить нес хозяин, с ней он и поверртався домой. Святили пасху в специальной посуде или в корзинах.
Пасху всегда святили еще до восхода солнца, то и хозяин со свяченым возвращался еще опыта. С свяченым он обходил сначала свое хозяйство: заходил в скота — коров, лошадей, овец, потом заходил в сарай и к пчелам.
Разговения
Торжественно все садятся за стол еще миру, в основном по старшине. Когда есть маленькие дети — и их будят, а даже как ¬ лят на руках держат, чтобы вместе сидеть за свяченым, ра ¬ зом разговляться. Это разговения считается вместе с душами дедов-прадедов, что в этот день не считают их покойников. Отец, дедушка (старший) садится в углу, на святом месте, где находятся в настоящее время духи-души, остальные садится по старшине на застеленных полотенцами лавках, потому что рядом «сидеть и души». Разговляются только к миру, души сидеть за общим свяченым только до восхода солнца, а как рассветет, они будут сидеть «по углам»:
После общей молитвы садятся все. Дедушка, отец, разрезает яичка, обобраны освященные, на столько кусочков-частиц, сколько в семье душ. Берет кусок, приглашает всех и говорит: «Христос Воскрес!» Ему отвечают: «Воистину Воскресе!» После этого хозяйка режет святой пасху и потребляют сыр, колбасу,
Обращаясь во время разговения в покойников, христуються и приговаривают: «Нам жизнь и здоровье, а вам, святые души, блаженство в небе и легко душенька вашим!»
Отец, выпив рюмку, наливает матери, также своеобразно приговаривает и христуеться с семьей и покойниками, часто называя близких их именами: «X. В., родные Дедю и родная мамочка, пусть весело раюеться вам со святыми на небесах «Подобных примовлянь много в разных местностях. После матери рюмка переходит к взрослых детей, а малым дают на этот день мед или вино.
Рюмка на Пасху, во время разговения, переходит только один раз. После рюмки потребляют все освященное. Перед разговения иметь отрезает целушку с освященной пасхи и прячет. Когда родится ребенок, дают полижници, а корова отелится, дают также и корове.
Скорлупы посвященных яичек, кости с поросенка, порибья и ветчины и крышки — хозяйка осторожно собирает, чтобы ничто не упало на пол. Все это потом закапывается на грани поля, чтобы предохранить хлеб на ниве от бури, ливни и град … и дать свяченого и ниве. Крышки с свяченого отдают курам, мелко растолченные. В некоторых местностях скорлупы свя ¬ ленных писанок-яиц закапывают в огороде.
На первый день Пасхи, а в большинстве — первые три дня, — ничего не варится, и печь не топится, а едят только все приготовленное к Пасхе.
Из книги: Степан Килимник. «Украинский год в народных обычаях в историческом освещении». Книга II. Киев, 1994 г.

Писанка: магия красок и линий
Человек еще в своей незапамьяти стремилась отыскать в природе символ жизни, рассекретить вечную загадку рождения всего сущего под небом и солнцем. Очевидно же, она всегда с удивлением останавливалась перед бесконечностью формы птичьего яйца, из которого возникла живое существо, а потому с благоговением обожнила птицы и его творение, превратила яйцо, раскрашенное узорами и орнаментом, на предмет своего поклонения. Произошло то вдалеке в прадалеки языческие времена …
Письмо яйца или яйца восходит к идеограммами всех народов; в писанке запечатлевших свое отношение к вечного обновления природы, религиозных праздников, круговую смену календарных ритмов года и соответственно времени красили или «ваяли» с помощью вощанои поверхности маленькую белый шар, создавая из нее сферическую картину вселенной.
Писанкових орнамент, обогащенный природными красителями, имел свой язык, его надо было уметь читать, потому что это не просто набор сяких-таких элементов и линий, а слаженная, продуманная система традиционного узора, где все до малейшей черточки-крапинки обозначали только ему отведенное объяснения, звучание, присущее ему философию.
Предметные мотивы чередовались с растительно-животными символами. Характерно, что на территории от Днепра до Карпат прослеживалось, как эти знаки приобретали все более четкие геометрических очерченными, хотя сами названия оставались все те же: «вола очка», «куриные лапки», «сорокопут», «утиные шейки», «хохлатая роза »,« барвинок »,« клубничка »,« дубовый лист »,« гвоздика »,« тюльпан »…
На шарообразной поверхности вроде оживали цели птичьи хоры, величие народной архитектуры в миниатюре; благодаря исключительно фантастической магии орнамента рисованная писанка, казалось, связывала незримой властью творца космос и землю, солнце и дерево, цветок и звезду, кукушку и калину …
Несомненно, что все тайны, которые открыла человеку писанка, перешли в резьбу. Ибо же в ней так красноречиво узагальнилися все эти «крестики», «клинышек», «солнышка», «ромбики», «квадратики» и «глазки» …
Писанка каждого региона отмечается своим колоритом. Приднепровье пользуется черным, темно-вишневым, красным, а то и зеленым фоном с четырех-и восьмидольним разграничением поля или делением типа бочонка; орнамент здесь преимущественно растительный, цветы рисуют в развернутом виде тремя цветами — красным, желтым, белым. На Полтавщине композицию писанки обогащают фигурами людей и животных.
Растительном писанке Подолье присуще черное, красное, фиолетовое и рыже-коричневые фон с произвольно раскинутым растительным, реже геометрическим орнаментом. На Полесье преобладает белый орнамент на красном, желтом или зеленом цветах. Волынь и галичане, за исключением Северо-западной Львовщины, чаще всего прибегают к черного фона, тогда как на юге этого региона царит зеленая или кофейная гамма.
Нагорная писанка Буковины и Карпат, особенно Косово и Космача, свои необычайные декоративные качества сохраняет в старинных орнаментальных мотивах, тонко гармонизированной и причудливом рисунке. Такие композиции чем-то похожи на местную вышивку и резьбу, поистине словно переносят на сферу писанки чары удивительного пейзажа гор.
В процесс писанкарства, как никто, проник чувствителен исследователь Гуцульщины Владимир Шухевич:
«Лагодячись к работе, берет писанкарка первое яйцо от первенцы-курицы; когда их наберется не менее трех и больше до десяти, то бьет их в понедельник до восхода солнца на сыром дереве, а на втором отлучает желток от белка и переколочуе его в горщати … Это делается потому, что желток от первенцы ловит хорошо краску, а от того писанки выглядят свет ».
Современная писанкарка пользуется также красками с разного зелья: желтой (из коры дикой молодой яблони), зеленой (с вываренного подсолнечной лузги), червлеными (из зверобоя), темной (из дубовой коры или коры черной ольхи).
… Писанкарки разводит в печи костер, вступает в глиняный горшок горячих углей (жара), ставит на него чашку с пчелиным воском. Перед розписуван ¬ нием надо хорошо вымыть яйцо в тепл, обтереть и нагреть на лежанке. Тогда взять его первым, третьим, четвертым и пятым пальцами левой руки, а книжников, вмочене в растопленный воск, держать правой рукой. Прокручивается яйцо, книжников же остается неподвижным. И таким образом завощуються те места, которые должны быть белыми. Поэтому мастер кладет «писаное яйцо» в желтый краситель и берется за второе, третье … Потом достает их, слегка подсушивают и покрывает воском те плоскости, на которых зазвучит желтая краска. Далее яйцо опускают, скажем, в оранжевую или красную краску. И так — вплоть до черной. Но не наоборот, потому цвета темнее тоном могут заглушить светлее.
Пока не снят с писанки воск, она напоминает неприглядную черную комочек. А потому его надо только погреть у печи и вытереть с нее воск платьице или марлей, и она уже засияла всеми красками. Но чтобы по-настоящему писанка, подобно внезапном вспышке драгоценных видграненого камня, заиграла радугой непостижимых цветов, ее нужно смазать ореховым маслом.
Это уже — шедевр!
Селом писанок справедливо считают Космач на Ивано-Франковщине. Здесь тридцать два выселки, и на каждом углу «пишут» свои писанки. Рисуют школьники и пожилые женщины, старики и женщины.
Свой взгляд на украинскую писанку высказал известный мастер лозоплетения, коллекционер и народовед Иван Назарович Снигур:
«С писанкарством на Буковине связан интересный обряд,, очевидно, дошел до нас с незапамятных времен. В пасхальную ночь у постели, в которой спали дети, родители клали топор, а рядом ставили сосуд с водой. И в ту воду опускали писанки-галунки (неорнаментовани, крашеные в один цвет или только испещрены писанки). Утром, вставая с постели, дети по очереди должны были стать на ту топор, чтобы набраться силы и звонкой мужества (ведь сталь была всегда нагартованная мощью), умыться водой, в которой вплоть светилось райдужжя писанок, и от того они — в то верили люди — должны стать красивыми и хорошими, как те писанки …
Уверен, что украинский — оригинальная в мире — писанка имеет давнюю-древнюю историю. Еще в далеких славян ее использовали в обрядах встречи весны. Позже, после введения христианства, она вошла в обряд празднования Пасхи. Из-за хрупкости материала писанки прошлых веков не сохранились. И все же сокровища неповторимых творений, сохранившихся в частных коллекциях и музеях, свидетельствуют о радужное богатство и разнообразие цветов, линий, человеческого воображения .. Это настоящая магия … ».
Писанка в каждом доме. Талантливый, неповторимое произведение искусства …
Не случайно за океаном на дружеской канадской земле возведен монумент диковинкой — украинский магии красок и линий, его солнышке — писанке!