Покрова Пресвятой Богородицы

Покрова Пресвятой Богородицы

Покров — праздник свадеб, матери, воинов и прощения

Праздник Покрова напоминает каждому о молитвенное заступничество Божией Матери за человеческий род и является храмовым праздником многих городов и сел Украины. Благодаря казачеству возник новый тип Иконы — «Казацкая Покрова», где под омофором Богородицы изображаются украинские иерархи, гетманы и казаки. На хоругвях запорожцы также любили изображать Покрова Богородицы, распростертого над казаками … Недаром сегодня многие деревни носят названия «Покровка», «Покровское», «Новопокровка» …
Стало хорошим обычаем побывать 14 октября на мессе, украсить домашнюю икону Богоматери, вспомнить родственников или знакомых, которые пошли в поход, вынуждены где-то воевать, защищая Отечество, и помолиться за них. «Радуйся, столпе непоколебимый Церкви Xристовои Радуйся, государства нерушимая стена Радуйся, яко Тобою достигаются победы Радуйся, яко Тобою падают враги; радуйся, тела моего исцеления: радуйся, души моей спасение. Радуйся, Невеста Неневисная! » — Поют православные христиане в акафисте праздника. Неудивительно, по Богородицы обращались в трудные минуты разные поколения воинов. Обращались матери, бабушки и все, кто чувствовал сильный отчаяние — Церковь учит, что Дева Мария заступается и за самого закоренелого грешника. В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» она помогает даже осужденным на вечные пытки ада. Пресвятая Богородица всегда была образцом смиренной и великодушной матери, постоянно молится за своих детей и всегда принимает Божью волю. Этот образец веками вдохновляет на христианские подвиги других матерей. Покрова Пресвятой Богородицы — безусловно, большое материнское праздник, ведь, обращая свои молитвы к Матери Иисуса, наши предки отдавали себя, свою семью и Родину во непобедимую Покрова Богоматери.
Покров — праздник свадеб, матери, воинов и прощения

Легенды, мифы, предания
В этот день, по преданию, более 11 веков назад дружинники-русичи князя Аскольда еще язычниками брали штурмом православную святыню — Константинополь. Молитвенное единение греков в истинном обращении за помощью к Пречистой Девы Марии породило чудо: Богородица явилась верным с молитвой за них и накрыла их покровом (омофором) своим, делая непобедимыми. Зло отошло с поражением не только от Божьего города, но и от русских, которых чудо вернуло лицом к истинному Богу. Дружинники вернулись на Русь-Украину уже христианами. Аскольд стал первым русским князем-христианином, построил церковь, и немало русичей тогда приняли в сердце Христа и были крещены. Другая легенда рассказывает, как в десятом веке на Византию напали сарацины (арабы). Во Влахернской церкви, в окрестностях Константинополя, именно происходила служба Божья. Прихожане начали просить у Бога помощи, и двум из них, святым Андрею Юродивом и его ученику Епифанию, явилась Пречистая Мария, которая, приобщившись к общей молитве, сняла с головы покрывало (омофор) и распростерла над ними. Греки победили. После крещения Киевской Руси греческими священниками при Владимире Великом освобождения Богородицей христиан Константинополя стало большим праздником, а киевские князья брали икону «Покрова» в военные походы. Впоследствии Богородичные чудеса появились и в нашей истории. Достаточно вспомнить, как Пречистая Дева спасла Почаевский монастырь от нападения турок. Молитвенные обращения русичей Богородице стали особенно ревностными при князе Ярославе Мудром, который «отдал Украину под покров Пречистой Девы».

Народные обычаи
Праздник Покрова вобрало немало народных обычаев. Считается, что до Покрова следует завершить все полевые работы, когда собран и засыпан в кладовой урожай, а поля засеяны озимыми. Ученики именно тогда впервые шли в школу, принимая горшок пшенной каши, чтобы наука не шла в лес «.
По состоянию погоды на Покров некоторые» предусматривал «, которой будет зима: если ветер с севера, то зима будет холодной, если с юга — теплой . Если не выпадет снег, то не будет его и в ноябре, если журавли еще не улетели в теплые края, то холод притримаеться. Покрова богата и пословицы и поговорки: спящий до Покрова, то продаст все коровы, до Покрова молока давали коровы, а после Покрова пошло молоко в рога корове: кто сеет по Покрове, то будет выводить зимою по корове …
В это время все массово женились. После 14 сентября начинались сватовство, и после всех обрядовых действ молодежи, попросив благословения Богородицы становились на брачный рушник. Недержание девушки на Покров особенно тщательно просили Богородицу о мечту замужества: «Святая Мать, Покровонько, накрой мою головушку хоть тряпкой, чтобы не оставалась девушкой», «Святая Матерь, Покровонько, покрой землю снежком, а меня, молодую, платком» . Замужние просили ласки в своей заместителя, чтобы супружеская жизнь была счастливой.
По Покрове — то и по тепловые. В этот день традиционно впервые заливали в печи. Использовали дрова из вишни или яблони время приказувалиы «Святая Покрова, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром».

День казачества
Не меньшее этот праздник чествовали и казаки. Вероятно, не случайно 14 октября празднуют и День казачества. В новом сечевом лагере прежде строили Покровскую церковь, а для военных походов использовали ее походный вариант с иконой Пресвятой Покровы. Перед важным событием или походом казаки всегда молились своей святой покровительнице. В покровские дни запорожцы избирали нового атамана.
Едва ли не большинство церквей в казацком государстве возводили в честь Богородицы. Их строили в деревнях, на слободах, в центрах Паланок, на всех реках. Даже в урочище Кагальник, где Дон впадает в Азовское море, была походная церковь Покровы. Конечно, все делалось руками и средствами казаков: плотницкие и малярные работы драгоценные ризы, иконы, бани и колокола. Зодчие церквей имели наибольшую дань в сечевом обществе, отличаясь набожностью и мудростью.
Сечевые церкви подчинялись только Киево-Межигирскому Спасо-Преображенском монастырю, который «поставлял» казакам духовников, зато воины, дожив до старости, завещали свое имущество монастырю, а сами часто шли туда послушниками.

Придет Покров — заревет девка, как корова
Считалось, что дом, утепленная до Покрова, лучше сохранять тепло зимой. Поэтому хозяйки к празднику подмазывали и подбеливали свои дома, а на рассвете делали первые прожига печи, потому что тогда в течение холодов тепло будет хорошо держаться в печи дома. Чтобы дом не была влажной, то в ночи ритуально сжигали навоза, а по углам чердака клали куски дернины (вырезанной травы с землей) корнями вверх. По тем же мотивам, чтобы Покрова занималась домом, в этот день освящали дома святой водой и праздничных свечей, а также вселялись в новый дом и производили новоселье.
Для того, чтобы все домочадцы были в течение года здоровыми, старшая хозяйка брала вышитого рушника из-за богородичной иконы и развешивала его над входной дверью.
Тогда как предыдущий период от Пречистой к Покрова был временем сватовства, то с 14 октября наступала свадебная пора. В народе шутили: «Пришла Пречистая — несет старост нечистая, а придет Покрова — заревет девка, как корова». Пора бракосочетаний в украинских селах продолжалась практически до начала Рождественского поста.