Соревнования ,по жирносте

Соревнования ,по жирносте

Традиционное животноводство

Кроме земледелия, очень важное место в сельском хозяйстве населения Украины занимало животноводство. Еще в эпоху энеолита и бронзы здесь разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей, а также различную домашнюю птицу. То есть, история формирования и развития этого традиционного занятия местных автохтонов охватывает не менее 6 тыс. Лет. Особенно значительные изменения в разведении домашних животных и уходе за ними произошли за несколько последних столетий.
Основное внимание украинские крестьяне уделяли прежде разведению крупного рогатого скота, которая обеспечивала их молочными продуктами, кожей и мясом. На протяжении тысячелетий основной тягловой силой в хозяйстве местного населения были волы, что наглядно свидетельствует один из народных поговорок: «Без вола дом гола». В Средневековье крупный рогатый скот, в частности хотел, откармливали не только для собственных нужд, но и на продажу. С XIX в. вола как рабочий скот постепенно вытеснял лошадь. По сравнению с крупным рогатым скотом и лошадьми овцеводство в хозяйстве украинских крестьян, за исключением гуцулов, выполняло вспомогательную роль, обеспечивая их в первую очередь шерстью и мехом. Во многих регионах Украины разводили также коз, а откорм свиней удовлетворяла потребности здешнего населения в сале и мясе. В каждом крестьянском дворе обязательно разводили кур, гусей, уток, индюков и другую птицу.
Длительное занятие животноводством способствовало выработке одинаковых для всей территории Украины приемов откорме домашнего скота с характерными для некоторых ее ареалов локальных особенностей. Интенсивно развивалась эта отрасль сельского хозяйства в лесостепной и степной зонах, на территории Полесья и Восточных Карпат, где было достаточно непригодных или малозадияних для земледелия земельных площадей. Именно здесь чаще всего наблюдалась определенная специфика в животноводстве, возникшая в далеком прошлом и наследовалось многими поколениями на протяжении длительного исторического периода. Так, в южных регионах Украины, при благоприятных природно-климатических условиях, скот пасли на пастбищах в течение всего календарного года, в том числе и зимой.
Крупный рогатый скот крестьяне пасли преимущественно общими стадами — «стадами», в каждую из которых сгоняли в 150-200 голов дойных коров, а иногда также телят и быков. Однако во многих регионах Украины коров, волов и телят пасли отдельно. Пастухов, которые ухаживали сборные стада на пастбище, называли пастуха, а тех пастухов, пасли коров, волов и телят отдельно, называли, соответственно, коровник, воловником (в Восточных Карпатах — Воляр), телятник. Кстати, телятник основном были подростки. Лошадей по всему села пасли на сельской субботнике табунами, по которым ухаживали днем ??и ночью табунщики (конюхи). В общем найму каждой из указанных категорий пастухов занималась прежде сельская община, в частности, те ее члены, которые содержали определенные виды домашних животных, а права и обязанности нанятых крестьянами скотоводов регламентировались нормами обычного права.
Овец пасли также отдельными стадами. В зависимости от количества в одной группе, их называли по-разному: кусок (стадо с 150-200 голов), кущанка (стадо с 200 и более голов), стадо (стадо численностью до 1000 голов — степная зона). Для выпаса овец нанимали пастухов, количество которых зависело от численности стада. В чабаны набирали обычно опытных пастухов.
Проще всего было ухаживать свиней. В частности, свинью с поросятами выпускали на выгон, где они паслись сами. Кое-где в Украине их ухаживал свинопас, а в Восточных Карпатах еще в XIX в. свиней пасли в лесу без специального ухода. Здесь они потребляли березовый семена, желуди.
В тех местностях, где разводили домашний скот на продажу, перед выгоном на пастбище животных клеймили, есть метили особым знаком — клеймом. Чаще всего ставят значков с помощью различных надрезов и проколов правого или левого уха овец перед их выгоном в поле. Начало и формы выпаса домашнего скота в разных регионах Украины были разными и зависели от ряда факторов, сохраняя в то же время и общие этнические черты в этой области хозяйства. Например, согласно древней по происхождению народной традиции, впервые крупный рогатый скот выгоняли на пастбище в день св. Юрия (6 мая, здесь и далее — по новому стилю).
При наличии одного или нескольких совместных сельских черед каждая хозяйка или хозяин еще до восхода солнца выгоняли скот за село в условное место, оттуда нанятые пастухи гнали ее на субботник. В полдень, в частности в жаркое время, стада скота подходили к водопоев, где животные отдыхали. Поздно вечером пастухи гнали их домой. Если пастбище располагалось далеко от села, то можжевельник старше год оставляли ночевать в поле, где для него возводили специальные «отряды».
Выпас телят отличался от выпаса коров, поскольку их выгоняли на пастбище уже после того, как стадо с коров выходила за село. На выгоне телята паслись в общем стаде, а в жару их загоняли снова в помещение. Домашних животных, возвращались домой с пастбища, поили водой, а затем доили коров (доили их трижды в сутки: утром дома, в обед на выпасе и вечером снова дома).
Лошадей в табуне пасли протяжении всех суток, даже ночью. Чтобы они не разбегались далеко, их передние ноги соединяли и триножилы специальными железными «узами» или связывали толстыми шнурами.
Своеобразно пасли овец. Во многих регионах Украины изгонять только тогда, когда высыхала роса, чтобы предотвратить болезни ног и приобретения «метели» — воспаление бронхов. Осенняя роса считалась безвредной, поэтому, начиная с августа, овец выгоняли на пастбище уже утром. Охранять стада овец на пастбище часто помогали собаки.
На юге Украины выпас овец имел определенные восточные элементы. В частности, чабаны отгоняли этих животных далеко в степь и затем постепенно приближались с ними к месту их зимнего содержания, вокруг которого хранилось девственное пастбище.
Пастивницький сезон в зависимости от различных факторов и в разных регионах Украины проходил в среднем 8 месяцев, то есть с ранней весны до поздней осени — до Филипповки. С началом первых заморозков домашних животных переводили на зимнее содержание, одновременно выпасая их (в теплые погожие дни при отсутствии снежного покрова) по огородам, сенокосах и лугах. В зимний период домашний скот содержали в специальных помещениях — в хлевах (конюшнях), сараях, коровниках, конюшнях, телятниках, свинарниках, овчарнях. Перед каждым из названных помещений отгораживали площадка (отряд) для выгула домашних животных определенного вида.
Несколько отличалось животноводство Полесья. Здесь разводили преимущественно крупный рогатый скот, который пасли в лесах. Овец в местном крестьянском хозяйстве удерживали ради шерсти, полушубки, смушек и мяса. Свиней здесь никто не пас, они ходили самопасом летом и зимой, отыскивая пищу в лесу и на болотах. Чтобы свинье не забегали в огороды, полищуки привязывали им к шее небольшие деревянные бревна.
Украинский Восточных Карпат пасли скот на высокогорных долинах, которые они почти никогда не косили. Здесь пасли различную скот, в том числе и дойных коров. Жители гуцульского или бойковского села заранее выбирали главного пастуха — ватага (баца), самостоятельно снимал пастухов и нес полную ответственность за состояние домашних животных, доверенных ему членами сельской общины.
На горных долинах пастухи строили стойбище, отряды и дворы для овец, а также жилье для чабанов и бовгарив (пастухов крупного рогатого скота) — хижину или становлюсь. В стаи была кладовая, где хранились различные припасы еды, посуда и брынза. С выходом в долину овцеводы прежде разжигали в жилом помещении стаи костер — огонь, который поддерживали круглосуточно и в течение всего пастивницького сезона.
Пищу для пастухов готовил сам старший. Он также доел овец в день их выгона на пастбище, измеряя общий надой молока и определяя количество молочной продукции (брынзы, гуслянки, сыворотки и т.п.), которую должен был получить каждый владелец мелкого рогатого скота в течение випасального сезона. Определенное количество молока отмечали на специальной палки (Раваш), которую затем раскалывали надвое вдоль: одну из половинок Раваш старший оставлял себе, а вторую его половину отдавал владельцу овец. Вырезанные на Раваш отметки и служили основанием для расчетов ватага с крестьянином молочной продукцией. В частности, в долине пастухи производили из молока брынзу, которую владельцы овец паслись здесь, доставляли в свой дом самостоятельно по заранее установленной обществом очередь.
Давно Украинский бережно относились к выращиванию молодняка, что давало им возможность постоянно пополнять хозяйство тягловой, молочной и мясной скот. Так, телят, которые отелилися зимой, часто держали в доме, пока они не подрастали. В течение первых месяцев после отела молодняк обязательно поили коровьим молоком. Со временем, если теленок начинало есть траву, его отлучали от коровы, подкармливая одновременно хлебом, отрубями и сеном. Однолетних телят уже выгоняли на пастбище. В двухлетнем возрасте бычка кастрировали, а вола трехлетнего возраста приучали к работе, для чего его «дымились» с опытным топором — одинаковым по росту и нравом.
Молодняк лошадей крестьяне ухаживали также бережно. Правда, в отличие от телят, жеребят кормили в основном «из земли, чтобы они расправлялись». После года стригли их гриву, чтобы и была не слишком мягкой и не спутувалась под упряжью. Приучать к работе молодых лошадей начинали обычно в полуторагодовалом возрасте, притом преимущественно зимой, когда выпадали глубокие снега. Сначала такую ??лошадь приучали к уздечке, потом объезжали его верхом без седла, а затем накладывали на него седло или запрягали это животное в транспортное средство.
Летом одной из самых работ украинского крестьянина была заготовка сена для домашнего скота на зиму. В Украине покос традиционно начинали за неделю до праздника апостолов Петра и Павла 12 июля, но в зависимости от конкретных географических и погодных условий. Так, в высокогорье Восточных Карпат, где травы созревают позже, чем в низменных регионах, их начинали косить обычно во второй половине июля — начале августа.
Заготовкой сена занималась вся семья, а состоятельные землевладельцы даже нанимали для этого ватаги косарей. Притом оплата труда косарей была значительно больше, чем оплата сельскохозяйственных рабочих других категорий. Если сенокос располагалась далеко от села, то крестьянин со своей семьей переселялся в поле. Для этого, например, в степи строили даже временное жилье (шалаш) и земляную печь. Косить траву мужчины начинали еще до рассвета, чтобы до наступления жары можно было пройти несколько «ручек» (полос на ширину захвата косы) до конца сенокосы, а если она была слишком длинной, то в определенной метки. Выполняли эту тяжелую работу до тех пор, пока у шалаша не появлялась «веха» — воткнуты в землю вилы с насаженной на один с их рожков шапкой, что было для косарей условным знаком о начале обеда. После обеденного отдыха, который длился 2-3 часа, косари работали до захода солнца.
Через несколько дней после начала сенокоса на сенокос прибывали «гребцы» — девушки и юноши. Просушенные и собранное сено мужчины составляли в стоге, а затем доставляли его телегами к усадьбе и составляли в стога и оборогом.
В тех местностях Украины, где сенокосы находились в общественном пользовании, на покос выходили всем селом, а сено делили по принципу, установленным обществом заранее.
Зимой домашний скот содержали по произведенным на основе многовекового опыта порядком. В частности, крупный рогатый скот кормили три раза в день яровой соломой, сеном и запаренной половой. Рабочих волов и стельных коров часто выделяли из общего отряда, кормили их сеном и запаренной половой с сечкой (измельченные стебли бобовых и зерновых культур), а также различным пойлом, свеклой, жмыхом. Если кормов не хватало, тогда домашний скот кормили дважды в день. Лошадям давали есть днем ??и ночью: рабочим лошадям — сено, солому, полову, зерно, ячменное и просяное муку, смешанную с половой, другие корма, а во время весенне-полевых работ — также овес. Овец кормили 4-5 раз в сутки соломой, сеном, сухой половой, а свиней — ячменной мукой, драть, картофелем, свеклой, помоями и тому подобное. На ночь скоту делали подстилку, часто из остатков недоидженои соломы, сена. Отряды, сараи, конюшни, загоны ежедневно и тщательно очищали от навоза. В некоторых местностях Украины, прежде всего на Полесье, еще в первой половине XX в. гной из хозяйственного помещения зимой не выбрасывали совсем, а регулярно прикрывали его соломой или листьями, чтобы домашним животным было тепло. Отсюда его вывозили до ранней весной непосредственно на ниву.