Троица в 2014

Троица в 2014

Троица — это церковный праздник, который отмечают в 8 воскресенье после Пасхи. Так что этот праздник приходится на 50-й день после Пасхи, церковь называет его еще Пятидесятницей. Вобрав в себя многие черты иудейской Пятидесятницы, христианская Троица присоединила и национальные черты тех праздников, с традициями которых она частично злилась. Так, в украинском Троица слилась с Зелеными праздниками.

Основа Троицкой обрядности — культ растительности, в это время начинает расцветать. В Украине еще в ХYIII веке в церковь приносили разные травы: звезду, мяту, канупер т.п.. В середину этих трав ставили тройную свечу, которая называлась Тройцею, которая должна гореть в течение всей обедни. Затем эти травы использовали как оберег от разных болезней, а троицкую свечу давали в руки умирающему.

Зеленые Праздники прежде всего — это праздник побеждающей весны на пороге лета, когда природа как бы празднует с человеком свое возрождение.

Празднование начинается с четверга. В этот день девушки идут в поля, в левады или лес и там завивают венки «на все святки». Венки вьют из ландышей, незабудок, базилику, чабреца, вплетают и полынь как средство от русалок. Использовали ветви различных деревьев: клена, ясеня, липы, осоки, но ни в коем случае не ивы. Особенно уважаемый в Украине была тополь. Существовал обычай ставить главное дерево перед воротами и дверями, чтобы защитить себя от ведьм. Для этого по углам хлеву вонзали иногда осину. С помощью этого же дерева угадывали, все члены семьи доживут до следующего клечання если внесено на ночь дерево утром оставалось зеленым — все будут здоровы, если листья почернеет — кто-то тяжело заболеет, а может, даже умрет.

Во время празднования девушки устраивали совместную еду, причем обязательно в ней была яичница. Яйцо, начиная с Пасхи, проходило через всю весеннюю обрядность: оно появлялось как символ зарождения новой жизни, а когда весна заканчивалась, яйцо употребляли в виде яичницы (зародыш должен был превратиться в плод). С Троицей заканчивалась главная весенняя календарная обрядность.

Когда-то распространенным был обычай, который назывался «водить тополь». Для этого девушки выбирали из своей среды самую высокую девушку, которая должна была изображать «тополь». Ее обильно украшали бусами, лентами, красочными платками и потом водили селом и полями, где в то время уже колосились ржи. Если встречались люди, «тополь» им низко кланялась, а хозяева угощали девушек. «Тополя» же давали подарки или деньги «на ленты». Водя «тополь», девушки пели:

Стояла тополь край чистого поля;
Стой, тополенько, НЕ развивайся
Буйному ветра не поддавайся …

Такой обычай еще назывался «водить куста». Обряд украшения деревьев — это тоже отголосок языческой древности. Наши предки поклонялись деревьям, молились им. Священные деревья были у них на полях, на дорогах между селами. Украшение деревьев и их чествование свидетельствует о желании заручиться могучей помощью природы в повседневных делах хлебороба. Существовало верование, что и души умерших поселяются в деревьях, в его зеленых ветках. Именно поэтому Зеленые Праздники, кроме всего прочего, — еще и народный праздник поклонения душам покойников, почитания предков. Происходит это потому, что на Зеленые Праздники начинает цвести рожь, а по давним народным верованием, во время цветения хлебных злаков просыпаются умершие. Цветение хлебов — время очень ответственный, от которого в значительной степени зависит урожай. Поэтому и поминали в это время своих предков-покойников, приносили им жертву, устраивали тризну. По древним верованиям — умершие предки — это постоянные охранники своего рода, его покровители, которые способны влиять на урожай и помогать во всех земледельческих делах своих потомков. В Зеленую субботу издавна существовал обычай поминать самоубийц и всех, кто погиб в неведомых странах или пропал без вести.

ЗЕЛЕНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Неделя перед Троицей называется «зеленым», «Клечальное» или «Русальной», три последних дня этой недели и три первых дня Троицкого недели называются Зелеными Праздниками.

Во время Пятидесятницы цветет рожь и по народному верованию просыпаются мертвецы, выходят из воды русалки. Люди украшают цветами свои жилища клечанням и устилают пахучими травами, девушки завивають венки.

Вой венков

Зеленая неделя начинается с четверга. В этот день девушки идут на поля, в левады или в лес и там «завивают венки на все святки», при этом поют соответствующих песен.

В некоторых местностях Украины, девушки ходят по селам с венками на голове. Венки вьют из ландыша, незабудок, базилику, чабреца, вплетают и полынь. Ставят стол под березкой, а на стол выпивку и закуску. Среди закуски всегда жареная яичница.

По некоторым селах «Восток Украины» долго сохранялся обычай в четверг завивать березку. С самого утра девушки готовят еду, собравшись на одном чисто выметенным дворе. Посреди двора стоит срубленная молодая древесина, а под нее горшок с водой. Девушки ходят по двору или сидят на завалинке … Несколько ребят держат в руках заготовленную пищу, а другие — ведра с питьем на палках. Одна из девушек подходит к дереву и перебрасывает горшок с водой, а затем берет дерево в руки и запевает песню … С ее голосом соединяются голоса других. Ворота открываются и вся группа, окружив девушку с деревом, движется по улице по направлению к лесу. В лесу расстилают скатерть, ставят еду и питье, садятся вокруг и начинают есть и пить. По окончании пира девушки выбирают одну из Березюк для завивки венков. Разделившись по двое, каждая пара из веток березы вьет себе один венок, не отрывая веток от дерева. Как венок уже готов, каждая пара кумуеться: друг другу через венок дает желтую яйцо, затем целуются через венок.

После вой венков девушки возвращаются в село. В воскресенье, в день Троицы, девушки идут в ту же березы, чтобы развивать венки. Каждая пара рассматривает свой венок: или еще свежий, или уже завял? По этому судят о своем счастье, или несчастье.

Венки в украинских народных обрядах является символом большого уважения, а также символом молодости и чистоты, незапятнанной красоты. Девушка, потерявшая невинность, не может надеть на голову венок. Кроме того, венок из живых цветов, по народному поверью — это оборона от злой напасти.

ТРОИЦА (Пятидесятница, Клечальное воскресенье)

У порога дома ставили зеленые деревья, окна, крыши и заборы тоже клечалы зелеными ветвями. В доме на стол накрыт белой скатертью клали хлеб — соль, за образами — сирень и гвоздики. Пол устилали травой, среди которой душистый чабрец и полынь «от чародейства». В чашках и кувшинах, что ставили на окнах и на столах — пионы, лилии, фиалки, пижмы и т.п.. Под иконами зажигали лампадку или свечку, тусклое свет которой, пробиваясь сквозь густую зелень навивали на сердце чувство радости и благоговения.

Справившись, что нужно в доме, крестьяне наряжались в праздничную одежду, потом сидя на скамейки, ждали благовестии. Услышав звон, вставали и перекрестившись шли в церковь.

Существовал обычай — после литургии идти крестным ходом к колодцам и обрызгивать их святой водой. Из крестьян желал определенного посвящения хозяйственных зданий, выносил к воротам стол, покрывал скатертью, а сверху клал хлеб — соль. Такое посвящение домов, колодцев и хозяйственных зданий было связано с верованием крестьян в существование русалок.

Кое-что об этом. Весной, как только покроются травами луга, распустятся вербы и зазеленеют поля, тогда «из воды на берег выходят русалки».

Русалки — это девушки или женщины, которые во время купания утонули. Утопленницы — русалки на века — вечные отошли от обычного земного бытия и переселились в темницы сферу, на дно глубоких рек и озер, в сказочные палаты, чудом построены из хрусталя.

Луна и звезды вызывают русалок из воды на берег. Они не имеют на себе одежды, у них белое обескровленное тело, длинные волосы, зеленые, как травы, состояние высокий и гибкий, глаза горячие и синие. На голове у каждой венок из осоки, а в старшей из водяных лилий. Выйдя из воды, русалки садятся на берегу, расчесывают свои длинные волосы, или водят удивительные, с таинственным шепотом, хороводы. Иногда русалки вылезают на деревья и качаются на ветвях, распевая песни. Русалочьи песни опасны — кто услышит, то как зачарованный подойдет близко к русалок, а они тогда заманят его к себе, примут в свой круг, будут играть с ним, а затем защекочут и затянут в реку на дно.

В Украине долго сохранялся обычай среди женщин — в русалчин неделю развешивать по деревьям полотно, его будто русалки брали себе на рубашки. Более того на окнах раскладывали горячий хлеб, думая, что его порой русалки будут сыты. Не следует также бросать шелуху яиц а как попадет оно в воду, то среди его плавать русалки и делать вред людям.

В русалчин неделю никто не решается купаться в реке, разве что ведьмы, ибо только они не боятся русалок. В Зеленое воскресенье, в четверг, никто не должен работать, чтобы не разгневать русалок, чтобы они не испортили скота, птицы и всего хозяйства. Этот день называется Русалкин Пасху. Девушки утром идут в поле «на ржи» и на границах кладут хлеба нимф — «чтобы рожь родило».

Кроме того, девушки в этот день еще ходят тайно в лес, имея при себе полынь и любисток (потому русалки боятся этих растений) и там в лесу бросают завитые венки русалкам, чтобы те насылали им богатых женихов. По одиночке в лес или в поле не ходят, и не купаются в реках — «чтобы русалки НЕ защекотали».

В этот четверг крестьяне варят небом разнообразные блюда и взаимно угощаются. Хозяйки поливают молоком путь, или тропинку, где ходили их коровы к водопою, или на выпас. На границах полей хозяева кладут бывало по куску хлеба русалок.

В русалок, в четверг, русалки выходят из воды, бегают по полям и огородам, разыскивают своих матерей. Если родственники не поминали их в субботу, то поймав мать, русалка щекочет ее, приговаривая: «За то тебя щекотала, что меня не миновала» — и может защекотать до смерти.

Если умрет кто-то Троицки праздники, то бабы сокрушаются. Если умрет маленький ребенок, то мать плачет и говорит: «Боже мой, ты Русалочкой будешь и не сойдешь за ними, за большими, тебя будут там щипать, щекотать».

Русалками становятся дети умершие некрещеными или родившиеся неживыми, а также и утоплены. Их хоронят под порогом дома, потому душам тех младенцев на том свете бывает легче: их крестят и люди и поп, когда идет с крестом, или молитву читают, переступая через порог. В течение семи лет, до своего обращения в русалки, души этих детей носятся в воздухе, а в день Троицы и Духов день просят себе креста: «Меня мать родила, некрещеного положила». Если кто-то из христиан услышит этот голос, то должен сказать: «Иван и Мария! Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь », — и бросить полотенце или платок, тогда душа такого ребенка пойдет в рай и русалкой не будет. Если же до семи лет не приходят будет крещена, то идет в русалки.

Поминовение мертвых

На Зеленые Праздники начинают цвести ржи, а на народным верованиям, во время цветения хлебных злаков просыпаются мертвецы. В древних жителей Европы, а в частности у нас в Украине, цветения хлебов считалось опасный период, люди боялись чтобы с цветом ничего не случилось плохого. Мертвые же предки — это охранники интересов своего рода, вот к ним в это опасное время живы и обращались, их поминали, им приносили жертву, устраивая на гробках тризны. Даже клечання, зеленые ветви вяжется с мертвыми предками: «то души умершего родные приходят в дом и прячутся в клечання».

В Зеленую субботу издавна существует обычай поминать самоубийц и еще тех, кто погиб без вести где-то на дальних дорогах, в чужих краях, а таких в нс на Украине всегда было много. Были это преимущественно казаки, а позже воины-герои.

Десятый понедельник

В Десятый понедельник, на первый день Петровки, а порой и на Вознесение, происходят проводы русалок — это специяльни обряды, чтобы тех русалок избавиться. В эти дни девушки в поле, на ржи, делают специяльний обед — тризну в честь русалок. После тризны девушки ходят по полям с расплетенными косами и венками на голове, поет провода русалкам. Потом девушки пускают на воду Клечальное венки, которые были сплетенные ими первого дня Пятидесятницы.

Как видим, проводы русалок происходят в поле, на ржи. Когда-то это делалось для того, чтобы навлечь лучше урожай, хлеб на полях но позже и главная цель обряда забылась, проводы русалок, если они где-то происходят, есть ничто иначе, как красивая и веселая забава девушек.

В этот день также празднуются похороны Ярилы, языческого бога, олицетворял собой плодородную силу весеннего солнца. Наши предки представляли себе, что в это время Ярило ходил ночами по полям в белом покрывале с венком маков и хмеля на голове, а в руках носил серп и созревшее колосья ржи и пшеницы. Перед Петровкой Ярило будто умер — плодородная энергия земли и солнца достигла своей кульминационной точки и шла на спад. Похороны Ярилы символизирующие явление.

Молодые женщины отмечают похороны Ярилы веселыми забавами. Забавы происходят то с участием мужчин, то с полно. Их отсутствием, как где ведется. Эти забавы называются: «гнать коршуна».

«Гнать коршуна» женщины сходились, бывало, в кабак, там они пили водку, танцевали и пели соромницьких песен, что в другое время, конечно, женщины не делают. В этой забаве участвуют только замужние женщины, вдовы и одинокие женщины не допускаются.

Существует верование, что в первый день Петровки происходят «зверские Разгром», а потому в лес ходить опасно. Домашних животных этого дня кормят лучше чем обычно, особенно угождают коровам — «чтобы больше пользы было».