Вербное Воскресенье

Вербное Воскресенье

Вербное воскресенье в 2015 году: традиции и обычаи,что нельзя делать
За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресенье.
Согласно народным верованиям, в этот день ни в коем случае не следует сеять овощи, поскольку в этом случае «все вырастет горькое и тонкое».

Происхождение праздника
Вербное воскресенье — это народное название большого церковного праздника — Вход Господень в Иерусалим.

Его возникновению послужили библейские сказания: когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим верхом на осле, люди стелили на его пути пальмовые ветви. Это положило начало обычая святить ветви. Но пальмовых ветвей в Украине нет, они у нас заменяются вербами, потому ива раньше других деревьев дает почки. К тому же, это дерево упоминается в Священном Писании.

Обычай святить вербу очень старый, потому что в «Изборнике» (1073 год) упоминается «Праздьникъ в?рбъны». Вспоминает об иве и Даниил Паломник (1095-1108), посетивший Иерусалим и там видел «древие много по брегу Иорданову превысокого, яко вербие есть и подобно». Это были пальмы, напомнили нашему земляку родное черниговское «вербие».

Народные обычаи
Утром в Вербное воскресенье все богобоязненные люди обязательно должны пойти в церковь, чтобы освятить вербу. Того, кто проспит процедуру освящения вербы, по возвращению из церкви легонько бьют освященными ветвями: Это не я бью, а верба бьет, за неделю — Пасха!

Молодежь в шутку била друг друга освященным ивовым ветвями еще по дороге из церкви. При этом надо было говорить такие слова: Будь большой, как ива! Будь богатый, как земля! Будь сильным, как вода! После «использования» святой иву в коем случае нельзя топтать ногами — это большой грех. И выбрасывать ее тоже нельзя. Хорошие хозяева после возвращения из церкви сажают в огороде по несколько веточек освященной вербы. Это способствует хорошему урожаю и согласии в доме. Те ветви, оставшиеся надо поставить под образами.

Использование ивы
Иве издавна приписывали магические свойства — защита от злых духов и всевозможных бед; ею лечили головную боль, лихорадку, ревматизм, желудочные заболевания и тому подобное. Смысл поклонения иве заключается в том, что здоровое цветущее дерево должно бы передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.

Обычай этот существовал у разных народов мира. Выполнялся он, как правило, весной, когда деревья наливаются соками, расцветают и, сами набираясь жизненной силы, по поверью, могли передать ее другим.

Свяченой вербы приписывается магическая сила. Как раз весной выгоняют скот на пастбище, то очень свяченой вербой — «чтобы нечисть не цеплялась к животным». Более того, выбрасывают ветви святой ивы на улицу во время града — «чтобы град остановился».

Ива имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или животные, то знахари варят святой иву вместе с целебными травами и поят тем варевом больного человека или животного — в полной надежде, что «поможет».

Вывари освященной вербы мочат голову и этим лечатся от головной боли. Лечатся святой вербой и от лихорадки и ревматизма, сбивают ею лихорадку. Толченые листья ивы кладут на раны, а уху, настоянную на ее письме, пьют против желудочных заболеваний.

Вот как об использовании ивы в медицине пишет Юрий Липа в книге «Лекарства под ногами»: «Кора ивы в легких Напаром придается в ревматических болезнях суставов и болях мышц. Лучше пить его в мишанци и то в течение многих недель. Отвары из коры давать нужно в лихорадочных состояниях и лихорадке, связанных с увеличенным нервозностью. Главный складень мировой славы счета на нервы «Пасифлорин», подле пассифлоры — это кора белой ивы ».

Рядом такой уважения к ивы и веры в ее лечебную силу странно звучит народная легенда о козью иву — один из видов ивы. Легенда говорит, что козья ива проклятая Богом за то, что из нее делались гвозди для креста, на котором распяли Спасителя: «за это ее черви точат». Кроме того, за народном верованием, в сухой иве сидит черт; отсюда и пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу» Козья ива часто встречается в Украине, особенно в лесах и на огородах. Ее характеризуют короткие и широкие листья, а также грубые «базок», или «котики».

Хотя, с другой стороны, ива козья — один из лучших ранневесенних медоносов. Медовая продуктивность ее достаточно высокая — до 150 кг меда с 1 гектара. Мед светлый, нежный на вкус, один из самых ранних, так называемый майский мед. Пчелы собирают с растения также большое количество белкового корма — перги.