Среди цветов в букете обязательно присутствуют большие спелые головки мака. Такой букет называется «маковейчики», или «маковейка». В него кладут и бархатцы, и георгины, и астры, и гвоздики, и барвинок, а также различные травы (которые в народе называют зельем, зелье): базилик, мяту, тимьян, любисток, Петру кнуты, полынь, тысячелистник, чертополох -пристритник. На Житомирском Полесье к маковийнового букета добавляют морковку, небольшие початки кукурузы, горох, фасоль, укроп. В Черкасской когда-то считали, что на Маковея надо обязательно освятить цветы, потому что «от этого цветет хозяйство». Святить несли венок из цветов и колосьев, посреди которого ставили свечку.
На Подолье святили целый сноп овощей и зелья, обвязанный красной китайкой. С ним торжественно обходили всю усадьбу, дом, огороды, надеясь и на следующий год получить хороший урожай и приумножения в хозяйстве.
После освящения маковейчики кладут за образами, и он будет сохраняться там до весны, а некоторыми травами и маком будут пользоваться по необходимости, ведь «освященное зело ко всякой слабости способно». Весной мак рассеивают по городу, а сухие цветы на Благовещение девушки вплетают в косы — «чтобы не выпадали из головы волосы».
Сакральный статус мака в украинском был достаточно высоким. Им осыпали коров и господу «от всякого зла». В Черкасской маком осыпали «всякую новопримножену животное», приговаривая: «Чтобы было в хозяйстве столько животных, как в макушке зерен».
Интересно, что даже сейчас некоторые из городских жителей сохранил эту народную традицию отношения к мака как к оберега. Например, посыпают маком у порога квартиры, где родился ребенок, чтобы ее не сглазила некий человек, который придет проведать роженицу.
Кроме обычного огородного мака, девки-волшебницы на Маковея святили мак-видюк (упавшего, дикий мак), что в народном знахарстве считается средством против чародейства, а также против упырей и так называемых «ходячих покойников». Таким маком надо было осыпать вокруг себя или обсыпать дом — сделать магический круг из мака — тогда все сглаз и хитрости ведьмы пропадут бесследно. По народным представлениям, ведьма или упырь не могли причинить человеку вреда, пока не соберут весь мак до зернышка. Считалось, что ведьмы очень боялись такого мака, особенно с первой маковки, которую они пытались вырвать на чужом огороде.
На Маковея святили также свежевыкачанный мед в сотах, щедро угощаясь ним. Обрядовой едой в этот день были «лепешки» — печеные коржи, которые ломают на мелкие кусочки в миску и заливают медовой сытой и растертым маком. Эта еда очень вкусная, особенно ее любят дети. Готовили также пироги, вареники, пампушки с маком, разнообразные пряники и маковники.
Одна бабушка-киевлянка, которая дожила до 120 лет, около 1890 рассказывала, что во времена ее молодости существовал в Киеве обычай — на Маковея все киевляне сходились и съезжались на Днепр святить воду. А мужское население преимущественно вдягалося в казацкую одежду.
Праздник Маковея называется в народе «Первого Спаса», медовым Спасом — второй, яблочный Спас празднуют 19 августа — или Спасом на воде, Спасом водяным. Больные лихорадкой купались в этот день в реке, но вода на Маковея считается целебной.
Освященная в этот день вода ценится не меньше Сретенской и считается чрезвычайно полезной от всех болезней. В этот день святили также колодцы и воду в реках. По свидетельству Михаила Максимовича, на Киевщине этой водой кропили скирды (стога сена), чтобы уберечь их от мышей, кропили пчел, а также пили эту воду, умывались ею с целью очищения от всего плохого.
От Маковея начинается Успенский пост. Он так же строгий, как i Великий (продлится до 28 августа — праздника Успения).