По Библии, Иисус Христос вместе со своими учениками поднялся на вершину этой горы и начал молиться. Во время молитвы его лицо просияло, как солнце, а одежды сделались белыми и блестящими, как свет. В блаженном сиянии Он поднялся на небеса и услышали его ученики голос Всевышнего, который сообщил, что Иисус является наместником Бога на земле. Именно это и убедило их в сверхъестественной миссии Христа. Отсюда и название праздника — Преображение Господне.
В народе этот праздник больше известен как Яблочный Спас. этот день когда надевали белые одежды, принимали пасхальные корзины с плодами сада и огорода и пышные букеты с колосьями ржи или пшеницы и отправляться в церковь святить все то, что дала мать-земля: яблоки, виноград , груши, горох, картофель, огурцы, помидоры и т.д..
Освящение в этот день различных плодов символизировало расцвет и плодовитость всего созданного в бесконечном царстве жизни.
По церковным правилам ко Второму Спаса даже попробовать яблоко нового урожая не разрешалось. Особенно не рекомендовалось это делать женщинам, чьи дети умерли. К празднику стоило поститься и молиться, чтобы все будущие младенцы оставались живыми. К тому же, существовало поверье, что на Спаса янгелочкы спускаются к Иисусу (в некоторых регионах — до Богородицы), и тот, чья мама ела яблоки, угощение не получает.
После освящения плодов в церкви, хозяин когда с освященной свечой обходил пасеку и приглашал семью к столу .
Сначала ели яблоки и мед, запивая виноградным или яблочным вином, «чтобы фрукты родила», а затем переходили к другим блюдам. Главными на праздничном столе печеные яблоки . Готовили их так: верхушку с хвостиком отрезали, вынимали середину с семенами, клали туда мед или сахар и запекали в печи. А еще хозяйки готовили постные пироги и штрудели с яблочной начинкой и варили компот или грушивник — кисель из свежих груш.
Также в день Преображения Господня существовал обычай дарить плоды бедным и нищим и щедро делиться новым урожаем с родственниками, соседями, чтобы на следующий год был щедр урожай. Обычая этого придерживались столь строго, что, когда узнавали о ком, кто не сделал этого доброго дела, то человека считали недостойным внимания и прекращали с ней общаться.
Перед Яблочным Спасом крестьяне косили траву-отаву, завершали выкапывать лук и чеснок, так 17 августа — Евдокия-синогнийка, которая напоминала, оставленные в почве лук и чеснок могут вымокнуть. Надо было собрать и малину, потому что она теряет вкус.
На Спаса поминали умерших родственников . Это давняя украинская народная традиция — отголосок древнего культа предков. По народной мифологией, это третий приход мертвецов на свет в весенне-летнем сезоне: они появляются на Страстной Четверг, на Зеленые Праздники и на Спаса.
После Спаса ночи уже становятся прохладными, потому осень на пороге. Поэтому когда говорили: «Пришел Спас, держи рукавицы про запас» С этого времени уже не слышно пения птиц, и на юг начинают улетать ласточки. «Ласточка весну начинает, осень навлекает».
Конечно, наблюдали в этот день и за погодой, потому что она предвещала погоду осенью и зимой. Подмечали: « Если день сухой, то и осень будет сухая, если дождь — то и осень будет дождливая. Ясно — зима будет суровая » .
А еще в старину говорили: «Какой день на второй Спас, такой будет и Покрова».t-piccu-v-kiyevi-i-xarkovi/