Всякая работа может показаться естественным , если ее делаешь много лет подряд . Но когда матушка пекла хлеб , а это делалось еженедельно , в субботу , в нашем доме был праздник . В пятницу совершали , в субботу ночью вымешивали тесто , а как только светало , сажали хлеб в печь.Мать наша говорила с печью , как с живым существом : хвалила ее , приговаривая : «Ты у меня жаркая , ты не испортишь мне теста , а спечешь хлеба ясные , как солнышко , пухлые , как свадебная шишка » . Когда сажали хлеб в печь , нельзя было открывать домашних дверей , говорили : чтобы илукавый не приметил . в печь.Теперь я понимаю : боялись сквозняков , чтобы те не выгоняли из печи тепло . Уже не помню , сколько сидел хлеб в печи , не было и часов , чтобы засечь время , но матушка , и не только она , но и все другие каким-то особым чувством угадывали время, хлеб уже готов.На столе лежали подушки , их накрывали чистыми полотенцами и клали буханки , которые сверху накрывали кусками полотна. Прислонюсь щекой к полотенцу , вдохну запах свежего хлеба , и в сердце отзывается такая радость , что за плечами появились крылья и ты вот-вот полетишь . Хлеб в нашем селе пекли почти все в один день — в субботу — такая уже традиция и поверье, что именно в этот день хлеб получится наилучшим .Так вот в субботу утром дым в моей Великой Козырщина были такие чистые , ароматные, они пахли духом пшеничного поля , сухим капустными листьями , так как хлеб пекли раз на нем. Это тот дым , о котором написано, что он сладкий и приятный .Вот почему Третий Спас называют хлебным . Закончили жатва , намололи муки и пекут хлеб. Затем — в селе праздник. Впереди еще много работы в поле — вспашка , посев, уборка поздних культур , и главное позади. А этим главным во все времена была жатва .Поэтому на третий Спаса раз и производят обжинки . Чаркуються , поют величальную хлебу и последнем Спаса : «Ой выпьем , семья, чтобы нам рожь родило , и рожь и овес , и пшеница и ячмень , чтобы нам жить вкусной » .