Троицкие обрядыВ этот день древние римляне праздновали день предков — розалии. По мнению исследователей, название праздника происходит от названия цветка — розы (рус. роза). Традиция празднования была проникнута древними славянами, а позднее, с принятием христианства на Руси, органично слилась с праздником Троицы.Неделя перед Троицей — зеленая неделя (другие названия — Клечальний, русальный). Троицу обычно состоят из:- Три последних дня зеленой недели;- Три первых дня Троицкого недели.Согласно народным верованиям при Троицы просыпаются покойники. Считается, что в эти дни можно встретить русалок, которые выходят из воды.В четверг, первый день зеленой недели, незамужние девушки завивают венки из ландышей, базилика, чабреца, полыни и других цветов в поле, в лесу, поет соответствующих празднику песен. Затем они ходят от дома к дому с этими венками на голове.В некоторых регионах Украины с самого утра этого дня девушки готовят различные праздничные блюда. На обед обязательно следует подать жареный яичницу в дополнение к другим блюдам. Затем они готовят выбранное для празднования двор: тщательно убирают, ставят посередине молодое деревце, а под него — сосуд с водой.Дети, в основном мальчики, держа в руках приготовленные девушками блюда и ведра на палках, наполненные пивом. Одна из девушек берет в руки дерево и начинает петь. К ней присоединяются другие девушки. Затем все дети торжественно идут в лес. Там раскладывают принесенную еду и начинают угощаться.После угощения девушки расходятся лесом и выбирают одну или несколько березок для завивки. Венки вьют прямо из веток березы, не отрывая их от дерева. Когда березы уже «украшены», девушки выбирают старшую куму, подбрасывая вверх платки: которая подбросит выше — и старшая кума. А в день собственно Троицы девушки снова идут в лес — развивать березы. Состояние венка из березовых веток показывает девушке, его завивала, которым для нее будет следующий год — удачным или не очень.Или так. Девушки и ребята парами завивали ветви берегу кругом, обнимаясь сквозь него. Тогда парень срезал этот «венок», чтобы ветви не разошлись, а девушка бросала его на воду, гадая на нем, как в время купальских праздников. Участники обряда (или это пара — парень с девушкой, или две девушки) становились кумовьями — близкими друзьями:Ой кумочкы, да голубочки,Мы в лес идем, мы кумиться идем!И покумимося, и поголубимося!А на дубку два голубочки:Они купятся, обнимаются и прижимаются …Немного по-другому выглядит обряд вой березы в белорусском варианте: девушки развешивают на березах уже готовы, заранее сплетенные из цветов венки, а затем прыгают вокруг деревьев, хлопают в ладоши и поют. Вместо «старшей кумовья» девушки выбирают из своей среды «русалку», которая и верховодит в шутках и танцах по случаю праздника.Украинские девушки в старину на Троицу «водили тополь». Среди девушек избиралась высшая девушка — «тополь». Выбранную «тополь» украшали бусами, разноцветными лентами, красочными платками. И вот «тополь» одета, теперь девушки начинали водить ее по селу и по полям. Каждый человек, который встречала эту торжественную процессию, должна была чем-то одарить девичью общину. Подобную традицию имеют белорусы — «вождения куста», хорваты, эстонцы, немцы, чехи и словенцы водят облеченного зелеными ветвями парня — «зеленого Юрия».Субботним утром, накануне Троицы, и незамужние девушки, и женщины опять идут собирать цветы и травы, а вечером этого же дня украшают цветами здания, ворота, деревья вокруг дома и хозяйственных сооружений. Клечанням называют лишние деревья и просто ветки, срубленные именно в этот день, поэтому и возникла одна из названий праздничной недели — Клечальний неделю.Не только украинским имеют обыкновение праздничного уквитчування. Подобные традиции имеет Дания, Норвегия и Швеция: молодежь с зеленым клечанием с пением и музыкой осуществляла торжественный поход от леса в родной город или село. В старину англичане имели красивый обычай украшать цветами свои дома. Определенной экзотичностью отличается празднование индейцев: двум девушкам поручают принести из леса ветвь священного дерева. Девушки, которым выпала такая честь, обливают избранное дерево маслом и вином и только после этой процедуры отламывают ветвь. Принеся ее в деревню, кладут на заранее приготовленный для жертвоприношения камень на берегу реки или хотя бы ручья. После жертвоприношения (обычно бедствия участь выпадает козлу) люди танцуют, поют и устраивают игры.Вечером хозяева вносят в дом молодую осину. Это своеобразное гадание: если утром все листья осталось свежим — все члены семьи будут живы-здоровы, а то, сколько листочков увяло или почернело, предвещало, насколько серьезные проблемы ждут эту семью. Итак, принесение зеленой ветки в дом считается очень важным у разных народов, возможно, это связано с призыванием урожая и богатства, вносится вместе с священной ветвью.Да и в целом древние славяне чествовали деревья, поклонялись им, приносили жертвы и другие обряды под их ветвями. Всего почитался дуб, именно под ним выполнялись важнейшие магические действа.Древние немцы всего почитали липу, даже проводили под ней суды, у пруссов липа считалась деревом бога весны; десен считался деревом верховного бога западных славян. Даже с введением христианства и, соответственно, ожесточенными попытками уничтожения наименьших остатков языческих верований эти «зеленые традиции» оказались чрезвычайно живучими.Этот день — русалок. Хозяйки делают желтые яйца и раздают их детям. Никто не должен работать, так русалки могут рассердиться, что их не почитают, и наделать вреда хозяйству, например испортить посевы. Чтобы задобрить русалок, девушки замешивают тесто на свяченой воде, пекут хлеб и относят его на поле — угощают нимф и русалок. По народным верованиям, если сплести венок для русалки и оставить его в лесу, то русалка в благодарность пошлет девушке богатого жениха.Нельзя на русалок ходить одному в лес, в поле или заходить в воду — русалки могут защекотать. Как «меры предосторожности» можно использовать любисток и полынь: сначала насыпать их в воду, а потом самому заходить. В большинстве европейских народов есть собственные русалки, только называются они по-другому, и «обязанности» их могут отличаться. Например, сербские русалки — виллы — никаких неприятностей людям не наносят, а только помогают: готовят гром и молнию, собирают облака предвещают будущее.Суббота Зеленой недели — поминальный день. Поскольку, по народным, верованиями, на Троицу просыпаются мертвецы, люди считают необходимым посетить могилы умерших родственников и друзей, вспомнить их добрым словом. Предания гласят: если не обойти умерших своим вниманием в это время, они помогут уберечь поля.Всего русалочьи праздники тесно связаны с языческим чествованием воды, ее очистительной жизненной силы.Троицу неразрывно связаны с песнями. Во-первых, это маевки. Маевки — произведения календарной обрядности, название которых, возможно, происходит от «май» (май) или «маяты» (украшать зеленью) или «нимфы» (духи леса и поля). Ими сопровождались все обряды Зеленой (Клечальной) воскресенье и связанные с ней игрища молодежи. Распространенным здесь является мотив замаювання домов, дворов:            Повеселела двор            Пришло зеленый ИРЯ …            … Везет Касийко бука,            Бука зелененького            Для хозяина молоденького.            Вся череда, вся,            Только скотовода нету.            Пошел скотовод на зелье.            Нынче святое воскресенье.Отдельную группу составляют маевки, которыми сопровождались обряды украшения скота, сохранивших связь с тотемными поклонения, и носят серьезный характер (эти произведения иногда носили название «пастушьи песни»):Меня мама будилаИ так меня просила.Чтобы я собирал цветочкиСкотине на венчики. -И бы-пот венки вылиСкот намаилы.Как будет веселонькаДа и будет здоровонька.Далее ребята сходятся вместе и советуются, как лучше вить венки, и, выплетая их, величают коровок за молоко, сметану, масло, сыр. В некоторых песнях встречаются обращения к отдельной коровы:Страдай, венчике, гладко,Как Красненькое яблоко.И вейся, увивайся,На корову придайся.Пасла Красечка, пасла,Ушат каши принесла.Ой мы венки ввивалы,Чтобы-смо красят впитывали.В отдельную группу выделяются майские песни, сопровождавшие обряды вождения тополя, куста, куколки: Стояла тополь край чистого поля. Рефрен:Стой, тополенько, стой НЕ развивайся,Буйному витроньку Не поддавайся …Этот обряд, кстати, сохраняет не только связь с анимистическими представлениями, но и с Пасхальными праздниками на основе почитания культа покойников. В обряде «куста» также звучат мотивы проводов девушки в зеленой рощи, ее встречи с парнем или казаком, разговор между ними. В этом проявляется сочетание культа духов с игрищами молодежи во время Троицы.Заголовок весенних Юношеских игр продолжается в маевках, которыми сопровождались ритуалы «качели» — качание девушек и парней на «ивовых колясках», предшествовавших их любовным забавам:Ой в лесу, при орехе, при дубке,Там повесил Ваня качалку.Но посадил Голяна — любимого.Качайся, Голяна, высоко,Чтобы было видненько далеко.Чтобы твои биндочкы развевались,Чтобы твои кольца сияли.Часто такая качели называется колыбелью. Возможно, подобный ритуал очищения воздухом осуществляли и с покойниками, что дошло до нас в отдельных элементах сказок, где мертвой царевне подвешивают в лесу в стеклянной или хрустальной колыбели (гробу). Кое-где подобные ритуалы происходили на Пасху в связи с культом умерших предков.В маевках часто встречаются любовно эротичные мотивы и мотив гадания по ковке кукушки, роднит их с гаивками:Играла звездочка, играла,С кем ты, Девочки, гуляла? И гуляла?- С тобой, хлопчичок, с тобой, и с тобой,Во зеленой ивой, и ивой.Над холодной водой, и водой,Во колючей грушей и грушей,С тобой, мальчик, с душой, и с душой.Маевки, как и большинство жанров календарной обрядности, являются произведениями устного народного песенного, где действо сочетается со словом, они нередко выполняются в форме диалога.Не менее интересны выразительные песни — жанр календарно-обрядовой лирики, связанный с празднованием Русалий (Русальной недели русальной Пасхи). Поскольку это праздник был связан с духами земли и воды, то в русальных песнях широко отражены не только их архетипы, но и образы, которые сопровождают: ночи, месяца, берега, реки, колодцы, ивы и т.п..Так, образ луны в песнях-заговорах является неотъемлемым атрибутом русалчин гуляний (считалось, что при луне они выходят из воды и водят хороводы):Ой выглянет, серебряный месяцу, из-за хмаронька,Потому должна выйти из воды сестра русалочка.Распрощалась она с миром, моя милая,А сегодня должна выйти, зеленая воскресенье.Частый мотив этих произведений — просьба русалками у женщин полотна, рубашек или наметок:Сидела русалка на кривой берегу,Просила русалка в женщин наметок,В дивочек рубашек:- Женщины-подружки, дайте мни покрывало! ..Чтобы задобрить русалок, женщины в эти дни сами развешивали по деревьям подарки.Хотя выразительные песни полны глубокого лиризма, поэтизации образов лесных, полевых и водяных существ, считалось, что русалки могут наносить много вреда людям и даже забрать их с собой «на тот свет». Частым в этих произведениях есть мотив загадывания русалкой загадок человеку, с которым она встретилась:Ой бежит, бежит имела девушка,А за ней и русалочка:Но послушай меня, красная барышня,Загадаю тебе три загадки,Как угадаешь — отцу пущу.НЕ угадаешь — до. себя возьму.Здесь образ девушки-семилетки перекликается с соответствующим сказочным персонажем. Все эти загадки, как и их отгадки, уходят корнями в глубокую древность, полны сакральным содержанием, воспринимаются как которые может отгадать только посвящена человек:А что играет — голос имеет?А что плачет — слез не имеет?А что бежит без пригонки?А что светит в ясную пору?А что вьется вокруг деревца?А что горит без пламени?А что растет без корня?- Разве я не девушка,Чтобы я этого не угадала:Скрипка играет — голос имеет,Сокол плачет — слез нет,Вода бежит без пригонки,Луна светит в ясную пору,А хмель вьется вокруг деревца,Солнце горит без пламени,Камень растет без корня.Но очень часто эти песни завершаются тем, что «Девушка загадочок не угадала, Русалочка девушку защекотала».Завершались Русалии торжественными проводами русалок из села, что сопровождалось иногда вождением девушки, ее ритуальным поливкой, проводами к воде. Заголовок проводов русалок тоже нашла свое отражение в русальных песнях:Проводили русалки, проводили,Чтобы они к нам не ходили,Да нашего рожь НЕ ломили,Да наших дивочек не ловили.Или:Проведу я русалочку к бору,Сама вернусь домой.Мы свою русалочку проводили,Горькой осиной заломили.Как в весенний период, во время Троицы и Русалий были и свои особые игры. Среди юношей распространенными были бои, перебои и гонки. Бились один на один или группа против группы. Эти игры были очень разнообразными по своим правилам — участники могли драться кулаками или без рук (только грудью). Возможно, эти игры были символическим утверждением полной победы лета над зимой, или же были соревнованиями между двумя мальчишник общинами. Некоторые ученые считают, что игрища на тему борьбы является заговорами перед военными действиями, войнами.Также парни с девушками играли игру «Горюдуба», что тоже является глубоко символическим: пара (девушка с парнем) убегает от «ловца», который ловит девушку, а все в это время выкрикивают: «Гори, гори ясно, чтоб не погас!» Эта игра была о вищенням купальских праздников, чтобы ясно горело и солнце, и очаг, оно олицетворяло.Итак, по тематике, мотивам и образностью выразительные песни обнаруживают связь с жанрами весенней обрядности, с поверьями, легендами, предрассудками, а также содержат сказочные элементы и поговорки.