?
Закройте нос, потому эффективно!
Запах — единственный существенный недостаток биогазовой установки, которая производит продукт из животного навоза и первое, что «бросается в нос» при посещении комплекса. «Бактерии, выделяющие газ, живут в навозе и им питаются. Газ сжигается в электростанции, выделяя при этом как электро-, так и тепловую энергию », — объясняет процедуру директор компании по установке биокомплексов Игорь Аксютов. «Аромата» также добавляют и размещены в четырех павильонах четыре тысячи коров. Однако, быстро привыкнув к «новым» условиям, идем осматривать основную заслугу комплекса — пока уникальную биогазовую установку.
Размещено чудо техники в наиболее удаленном от дороги и села месте, пожалуй, из соображений безопасности. «Вы что — не курите здесь! Это же газ! »- Сразу же приостановили зависимость от опасной привычки одного из гостей работники биокомплекса. Именно газ заставил фермеров построить установку. «Была первая ферма на две тысячи голов дойного стада, работала она достаточно успешно — решили расширять еще на две тысячи коров. Однако вторую ферму нельзя было возводить, не обеспечив утилизации метана: ведь рядом населенный пункт, и мы вынуждены придерживаться экологических норм », — рассказывает о первом толчок к возведению биогазовой установки владелец фермы, генеральный директор ОАО« Украинская молочная компания »Сергей Быков.
Выглядит она примерно так: три небольшие «саркофаги» полукруглыми формы высотой в один-два этажа жилого дома, где находится вся техника по управлению станцией. Перед ними два широких «колодцы» радиусом в 20 метров — в них «переигрывает» гной.
А в перспективе — очень выгодный бизнес!
Установка ежесуточно перерабатывает 400 тонн навоза крупного рогатого скота, ежечасно производя один мегаватт электроэнергии. Эта энергия полностью перекрывает потребности как самой биогазовой установки, так и животноводческого комплекса. Еще существенная остальное остается. «По нашим расчетам, ферма потребляет в среднем 200-400 киловатт электроэнергии в час, 50-70 из которых съедает сам биозавод», — рассказал гендиректор компании-производителя биогазовых установок Ярослав Бабкин.
Таким образом биозавод позволяет не только экономить електровитраты. «Сейчас проходит процедура оформления« зеленого тарифа », что позволит поставлять избыток электроэнергии в городскую электросеть и получать дополнительный доход», — добавил он. Закон о «зеленом тарифе» действует в Украине лишь год и имеет целью поощрить производство электричества из альтернативных источников. В случае его получения стоимость кубометра для данного предприятия составит 1,36 гривны.
Есть в такой переработке еще один скрытый плюс. «Навоз течение месяца переработки, брожения минерализируется — с ним легче работать, и как удобрение он становится значительно доступнее для высаженной на полях люцерны и кукурузы — для корма животным. Кроме того — улучшает качество чернозема. От чего непосредственно выиграет и население, у которого мы эту землю арендуем », — рассказал Сергей Быков.
Настораживает фермеров лишь одно — стоимость сооружения установки, составляет около двух миллионов евро. По расчетам экспертов, в первый год в установку придется вложить почти 26 миллионов гривен. В последующие годы — еще по 11-12 миллионов. Одновременно прибыль только от продажи энергии составит около 14 миллионов гривен. Однако если в общих доходов также добавить заработок на биоудобрениях из навоза — инвестиции в подобный завод могут окупиться уже через три-четыре года.
Мы уже на втором этапе
Наибольшим врагом энергоустановок все еще остается бюрократия и несовершенство закона. «В Германии, чтобы подключить такую ??станцию, можно утром зарегистрировать заявление, а на следующее утро — уже подавать электричество в сеть. А у нас понадобился год, а для получения всех документов — 987 подписей », — отметил Игорь Аксютов.
Кроме этого, в большинстве фермеров не хватит денег на возведение биозавод. «Производство альтернативной энергии при условии поддержки государства — чрезвычайно перспективный шаг для любого бизнес-проекта. Однако отсутствие средств все-таки сдерживает его активное развитие », — считает гендиректор« Украинской молочной компании ».
По его расчетам, чтобы государству обеспечить себя молоком высокого качества и перевести все фермы на подобные технологии, нужно 4 миллиарда долларов. «Желающих много, экспертов, специалистов — тоже достаточно. Природно-климатические условия замечательные. Вся проблема — только в отсутствии программ кредитования и инвестирования », — отметил Сергей Быков.
По мнению же производителей биогазовых установок, сам рынок приведет их существенное распространение. Ведь развитость альтернативных источников энергии напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Например, в Германии, когда в 1998 году газ стоил около 70 марок, у них было около 200 биостанций. Сейчас, когда тысяча кубов стоит 400-450 евро, в Германии 12000 таких станций.
И в Украине этот процесс хоть и постепенно, но набирает обороты. «Есть три стадии распространения любого продукта: энтузиастов, последователей и, наконец, массового рынка. Страна уже на уровне последователей. Мы успешно запущены проекты, на разных стадиях приготовления, проектирование еще 15 подобных объектов », — говорит Ярослав Бабкин. По его оценкам, в Украине прекрасные перспективы, потому что имеем «очень большие залежи биогазовой сырья». «Также значительное количество пустых земель, из которых можно иметь силос, поставить на них биогазовые установки и иметь неплохие деньги», — подытожил он.
ИНТЕРЕСНО
Энергия из свалки
Большой потенциал с точки зрения производства биогаза имеет пищевая промышленность: сахарная, ликеро-водочные, молокозаводы и пивоваренные цеха. Биогаз можно производить из отходов не только животноводства, растениеводства, но и даже из осадков канализационных стоков крупных городов и свалок. Из 10 миллионов тонн твердых отходов, которые украинские города ежегодно выбрасывают на свалки, можно было бы ежегодно производить около 400 миллионов кубометров биогаза.
ПРАКТИКА
Чем больше ферма, тем выгоднее добывать биогаз
Установка будет экономически выгодной, если есть:
— Достаточный уровень поголовья скота: на животноводческих фермах — от 600 голов, свинофермах — не менее 6000 голов, птицефермах — от 200 тысяч голов.
— Достаточно высокий уровень механизации и автоматизации фермы.
— Когенерационная установка (для комбинированного производства электро-и теплоэнергии), которая будет работать в течение всего года.
— Использование систем обезвоживания сброженного навоза.