?
Даже средний урожай — это уже будет благо!
А точнее, начинать приходится по убыткам. Общая сумма которых для полтавских крестьян (по расчетам специалистов областного аграрного управления, на засев одного гектара требуется около тысячи гривен, а повторно бросить семена в почву надо на площади 198 тысяч га) достигнет почти 200 миллионов гривен. Если учесть, что ранее специалисты говорили о «цене» весенней посевной кампании на Полтавщине, приближенную до двух миллиардов гривен, то упомянутый форс-мажорный довесок к ней выходит, как видим, более чем существенным. О возмещении причиненных непогодой ущерба страховыми компаниями всерьез говорить не приходится. Ведь застрахованными в области оказались только 38 тысяч гектаров озимого клина. К тому же даже и озимые, которую «слизала» супертяжелый зима, вышла из нее подавленной, потерпела новых «ударов» от резких перепадов температуры во время вегетации. Мягко говоря, не способствовали ее развитию и заморозки последних дней. Наконец, на некоторых полях до сих пор не высохли водяные «блюдца».
А значит, надеяться уже не на рекордный — хотя бы на «средний» прошлогодний урожай — бесполезно. Хотя именно озимая пшеница для Полтавщины была и остается главным хлебом. Теперь его прежде для компенсации потерь придется гуще «смазывать» маслом и сахаром. Ведь традиционную для пересева группу ранних зерновых — яровые ячмень и пшеницу, а также горох — крестьяне сейчас активно «разбавляют» техническими культурами, прежде сахарной свеклой и подсолнечником (площадь последнего по сравнению с прогнозируемыми показателями увеличится примерно на 20 тысяч гектаров) и, конечно, кукурузой. Подобные вынуждены коррективы, разумеется, не лучшие для севооборота, а нередко и слишком утомительные для матушки-земли, но … Оптимальные сроки для сева ранних зерновых культур уже прошли, поэтому бросать семена в пересохший грунт для «куриных» урожаев никто не собирается — потери «догонять» упомянутыми поздними культурами.
Сеют быстро, но не то …
«Фактически четверть структуры наших посевных площадей занимают ранние зерновые, преимущественно пшеница, — говорит корреспонденту« УМ »руководитель расположенного в Глобинском районе ООО« Рост Агро »Михаил Бернацкий. — К сожалению, из них перезимовавшего только процентов десять. Причем озимые ячмень и рапс вымерзли полностью. С весенней севом ранних культур уже справились, на днях начали сеять кукурузу и подсолнечник. Средства? Крестьянину их всегда не хватает, но мы кредитов в банках не берем, обходимся собственными ресурсами ». Упомянутое сельхозобщества специализируется на семеноводстве и имеет свою специфику. Хотя такая ситуация достаточно типична для мощных высокопроизводительных хозяйств. Высокий уровень капитализации последних (инвесторов, которые стремятся «быстрых» прибылей на плодородных полтавских черноземах, в области не хватает) и нагулянный ними за прошлый, достаточно благоприятный при ценовой конъюнктурой на основные виды растениеводческой продукции, год «жирок», без сомнения, способствует целом приличным темпам и качеству посевной кампании.
Поэтому, как сообщил «УМ» первый заместитель начальника Главного управления агропромышленного развития облгосадминистрации Сергей Фролов, на Полтавщине практически все площади сохраненной озимых подпитанные, некоторые хозяйства начали уже второй цикл насыщения почвы минеральными удобрениями. В этом году такая «подкормка» ослабленных неблагоприятной зимой растений будет иметь особое значение для повышения урожайности ранних зерновых. На конец прошлой недели полтавские крестьяне посеяли около 90 площадей сахарной свеклы, почти половину площадей подсолнечника и фактически начали активную фазу сева кукурузы (последнюю, согласно технологическим нормам, принадлежит впораты до 20 мая). Причем учитывая, что кукурузы засеют наибольшую площадь, именно кукуруза снова станет главным «стратегическим резервом» зернового запаса области, которая вот уже на протяжении нескольких лет балансирует на грани когда-то вообще недостижимого четырехмиллионная «вала».
Ни кредита, ни помощи!
По сравнению с прошлым годом объемы кредитования весенних полевых работ банками увеличились на три миллиона гривен и достигли 217 миллионов. То есть почти такой суммы, необходимой крестьянам Полтавщины только на дополнительные расходы, связанные с пересевом озимых … При этом, по официальным данным, упомянутые кредитные соглашения оформили около сотни сельхозпредприятий с полтысячи, действующие на Полтавщине. А если добавить к этому еще и полторы тысячи фермерских хозяйств, то становится понятным: недешевые кредитные ресурсы банков доступны, мягко говоря, не всем. Берет их сегодня фактически только тот, кто имеет что «положить» в залог … Да и вообще, когда с высоты более-менее исправных цифр посевной кампании спуститься на грешную земля, картина выглядит не такой радужной.
Особенно для тех же фермеров, значительная часть которых живет, образно говоря, от урожая до урожая и даже не надеется на «милость» банкиров … По логике вещей, им, а также хозяйствам-«середнячкам», должна помочь государство. Надеясь на поддержку последней, они подали заявки на заключение форвардных договоров закупки зерна их будущего урожая Аграрным фондом на сумму 60 миллионов гривен. Таковыми, конечно, всех финансовых «дыр» весенних работ в поле не залатать, однако подспорье нуждающимся выходила бы существенной. Однако из-за отсутствия в том же Аграрном фонде средств заявки-«челобитные» от полтавских крестьян так и остались пустыми бумажками. Хотя еще совсем недавно чиновники обещали им едва не манну небесную …
«Льготное» топливо — только на бумаге
Фактически единственной поддержкой земледельцев от родного государства в этом году осталось поставок топлива для работ в поле по так называемым «льготным» ценам. Однако и эти обещания крестьянам во многих случаях остались призрачными. «Почему-то такое топливо на посевную до наших хозяйств еще не дошло», — сказал корреспонденту «УМ» заместитель председателя Глобинской районного Совета Игорь Дорошенко. Хотя наш разговор с ним происходила несколько дней назад, то есть уже после пройденного местными земледельцами «экватора» весенних полевых работ. К тому же этот самый большой по территории район Полтавщины расположен буквально «под боком» у Кременчугского нефтеперерабатывающего завода — единственного в Украине государственного предприятия нефтепереработки, которое и должно обеспечивать «льготное» топливо.
«К сожалению, сегодня эта программа практически приостановлена, — объясняет ситуацию Сергей Фролов. — Горючее по «льготным» ценам было, наши крестьяне получили со скидками стоимости 1160 тонн «дизельки» и 2000 тонн бензина. И в связи с возникновением большого разница между «льготной» и рыночной ценами, которая на каждой тонне достигала уже двух тысяч гривен, поставщики делали все для того, чтобы затормозить поступления такого топлива к крестьянам. Поэтому сегодня его уже не отпускают, а выделенные хозяйствами для этого средства возвращать операторам, которые, в свою очередь, должны вернуть их товаропроизводителям ». Однако, по словам первого заместителя начальника областного «аграрного» управления, топливо на посевную кампанию по крайней мере до конца апреля в хозяйствах области есть. Не в последнюю очередь, потому что на «милость» чиновников земледельцы не надеются уже давно.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Убийственная» стихия агрорынка
Прошлогодних запасов зерна для продажи, приберигалося с осени «до лучших времен», полтавские крестьяне опять же учитывая благоприятную ценовую конъюнктуру уже практически избавились. И хотя еще в марте общий объем так называемых переходных остатков в области составил около миллиона тонн, говорилось уже в основном о «копилку» зернотрейдеров, которые выкупили зерна у производителей и свезли его на элеваторы, чтобы следить за «погодой» уже на мировом рынке. Удастся ли сохранить выращенное и продать его по выгодной цене в этом году? По данным областного «аграрного» управления, на сегодня хранилища Полтавщины могут принять в свои «закрома» три мильйны тонн зерна, сейчас строят еще несколько мощных элеваторов. И хотя, конечно, не все такие «кладовые» сертифицированы и соответствуют надлежащим стандартам качества, особых проблем с хранением будущего зерна местные аграрии не видят.
Несравненно больше волнует их сегодня «убийственная» рыночная стихия. На последнем заседании «аграрной» комиссии областного совета корифеи земледельческой дела отмечали невозможность предсказать, спрогнозировать не только финансовые выгоды своего хозяйствования, а также определиться со структурой посевных площадей. Полное господство на рынке тех же трейдеров приводит к тому, что любое повышение цены на определенный вид продукции они обязательно «компенсируют» занижением стоимости другого. Чаще, конечно, того, что лучше уродилось и занимает наибольшую площадь … И если перекупщики всегда имеют возможности для «маневра», то производители нередко страдают именно от … высоких урожаев, которые приходится сбывать за бесценок. Поэтому на упомянутом заседании комиссии известные в области аграрии раз предлагали наладить эффективную систему хотя минимального (но гарантированного!) Уровня государственных закупок и даже установить квоты на производство сельхозпродукции. Прислушиваются к ним «там, наверху»?
КСТАТИ
Охотники за дотациями
В государственную программу обеспечения крестьян дешевле горючим достаточно легко «присасываются» всевозможные мошенники и проходимцы. Недавно сотрудники службы борьбы с экономической преступностью областной милиции разоблачили очередную аферу с получением 200 тонн такого топлива на общую сумму более миллиона гривен псевдоаграриямы. Двое директоров частных предприятий предоставили в Аграрный фонд справки о наличии у них посевных площадей на территории Лубенского района. Именно по тем «ксивами» ловкачам отгрузили «льготное» топливо в Кременчуге. Уже потом выяснилось, что земли для возделывания в этих дельцов вообще нет, а справки, удостоверяющие противоположное, органы статистики и Госкомзема в действительности никому не выдавали … Причем один из причастных к этой афере «земледельцев» оказался махинатором со стажем, поскольку ранее его уже привлекали к ответственности за мошенничество, уклонение от уплаты налогов и подделке документов. Почему его «послужной список» никто не обратил внимания раньше? И не значительно пространный коррупционные схемы вовсе не местечкового уровня способствуют тому, что дешевое топливо «не доходит» до настоящих земледельцев, «теряется» по дороге в поле?