Праздник Петра и Павла

Праздник Петра и Павла

Двенадцатого июля по новому стилю — день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, или, как говорят наши крестьяне, «Петра». В настоящее время во многих районах Украины начинается жатва, а отсюда и происходит народное верование о том, что дело святого Петра — «рожь зажинать».

В одной из народных колядок святые Апостолы Петр и Павел выступают пахарь, они пашут поле под осенний посев:

Святой Петр за плугом ходит,
Святой Павел волонькы водит,
Сам Господь-Бог пшеничку сеет,
А святой Илья заволочуе.

На карпатских долинах, где потепление наступает позже, чем в других частях Украины, с именем святого Петра вяжется наивысший расцвет летнего периода. В одной колядке поется, что святой Георгий трубит в трембиту «листовую», а святой Петр — «в цвитовую»: как затрубил святой Петр, то —

Пошли голоса по горным долинам,
По всем областях, и по всем садах,
По виноградниках, по пасиченьках —
Все пастбища в цвета стали,
Все долины и все сферы,
И все сады, и виноградники.
плод цвета по всему миру,
А пчолонькы си ба и изроилы,
Но на цвет спали, медок собрали 1 .

Святой Петр часто упоминается в народных верованиях и легендах; так, на Херсонщине записано рассказ о том, как Бог с Петром людей дымились: «… Идут они во время жатвы; солнце печет их …, рожь стоит, как стена; хлебные девка жнет так, что и головы не поднимит. Петр и говорит: «Боже, помоги тебе, девка» Она подняла голову, поблагодарила и опять жнет. Пошли на вторую ниву, а там под копной в тени девушка спит, храпит. Посмотрел на нее Бог и святой Петр и пошли дальше. Смотрят: стоит виз одпряжений, а под телегой спит парень — натянул себе холодок из одеяла и спит. Хотел святой палкой оперизаты, а Бог говорит: «Не трогай, Петр, пойдем» Пошли они и зашли в пшеницу — как лес стоит пшеница; парень жнет ее, печет его солнце, а он работает и головы не поднимит. Петр и говорит: «Боже, помоги тебе, парень» Парень поднял голову, поблагодарил и снова жнет. Отошли, а Петр говорит Богу: «Спаруй, Более, этого парня и эту девушку, что рожь жнет, и тех лентяев спаруй». Бог отвечает ему: «Старый ты, Петр, и глупый. Как тех лентяев сопряжения, то они и от голода умрут; этого парня надо сопряжение с ленивой девушкой ». Так оно и бывает в мире: как человек работяга, то женщина лентяй; а как женщина моторная, то человек увалень » 2 .

К празднику Петра и Павла готовились когда-то, в Украине как к большому празднику: белили дома, украшали полотенцами стены, впитывали двор. Утром в этот день, конечно, все шли в церковь. Девушки впитывали свои головы венками из полевых цветов, а особенно красными маками. Вернувшись из церкви, люди розгивлялися мандриками. Мандрики — это пончики печеные из пшеничного теста, яиц и сыра. Само название происходит будто от того, что путешествуя по миру, Петр с Павлом питались «мандриками». В этот день кукушка перестает куковать; крестьяне говорят, что она мандриками подавилась, ибо украла у святого Петра одну Мандрик и за это ее Бог наказал тем, что она на Петра давится мандриками и перестает ковать. А если кукует кукушка и после Петра, то это, по народным верованиям, предвещает несчастье.

На второй день после «Петра» тоже праздник, но наполовину меньше, и называется оно «Полупетра» или «Петрова отца». На Слобожанщине когда-то в этот день резали трех петушков и варили борщ в трех чашках — «три борща, потому святой Петр три раза отрекался от Христа».

——-