Его деятельность приходится на IV — V вв. Месопотамия была в то время одной из стран, где христианство пустило достаточно крепкие корни. Умер Маруфа в 422 г.. В народе святой считается покровителем от злых духов, так вылечил бесноватого дочь персидского царя.
1 марта — Ласточка. Начало призвания весны … «Пекут бублики (символы солнца весеннего), печенье в виде« птичек »-« жаворонки »раздают детям, чтобы те призвали птиц из теплых краев …» Вербица просыпается — вербный неделя начинается … — и в Украине начинаются птичьи праздника.
2 МАРТА — ФЕДОРА
Жил в начале III в. Был он Тирон, что означает воин-новобранец, в римском войске. Он исповедовал христианскую веру, поэтому отказался выполнить приказ принести жертву языческим богам. А когда его отпустили, то поджег храм язычников, которые ущемляли христиан. После жестоких пыток его сожгли. С XII в. сюжет о жизни этого святого стал популярным в Украине. По его мотивам было написано много литературно-религиозных произведений.
В этот день почитается память Федора Молчаливого, живший в XIII в., И который похоронен в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Он отличился подвигом молчания, чем достиг невидимого общения с Самим Богом, за что получил от Бога дар чудотворения. В старые времена существовало также поверье, что, помолившись святому Федору, можно вернуть похищенные вещи.
3 МАРТА — ЛЬВА И Флавиана
Оба жили в V в. Лев вошел в историю как папа римский Лев I, а Флавиан — как архиепископ Константинопольский. Они были противниками монофизитства — учение об одной (божественную) природу Иисуса, а не две — божественную и человеческую. Послание Льва и Флавиана были положены в основу вировизначення IV Вселенского собора, который состоялся в Халкидоне в 451 г.. И который отверг монофизитство.
4 МАРТА — Архипо, Филимон И Апфия
Все они жили в малоазийских области Фригии. Архип и Филимон были апостолами из 70-ти, сотрудничали с апостолом Павлом. Апфия была женой Филимона. В их домовой церкви часто собирались христиане. Во время правления римского императора Нерона приняли мученическую смерть.
— КАЗИМИРА
На Казимира, как правило, неустойчивая погода: «В Казимира — говорили — неопределенная вера».
На святого Казимира получится жаворонок из перьев.
Если ни Казимира погода, то будет на картошку урода.
5 МАРТА — садик и С НИМ 128 МУЧЕНИКОВ
Сад был епископом Персидским. Около 344 г.. Его вместе с другими христианами за исповедание учения Иисуса замучили. Церковные легенды рассказывают, что когда Садик был подвергнут тяжелым испытанием, то он молился, чтобы тот, кто призовет Бога его именем, удостоился спасения. Именно поэтому к этому мученика обращаются с особой молитвой о спасении от задаремнои, напрасной смерти.
— Агафон
Памяти Агафона — папы римского и Агафона Печерского. Первый из них известен своим посланием VI Вселенском собора, который проходил в Константинополе в 681 г.. В послании осуждалось как ересь монофизитов — направление в христианстве, который признавал за Иисусом только одну сущность — божественную, а не две — божественную и человеческую. Скончался святитель в 682 г.. Агафон Печерский был монахом Киево-Печерского монастыря в XIII-XIV вв. Исцелял больных возложением на них свои руки и имел дар пророчества. Похоронен в Дальних пещерах.
— ЛЬВА епископа Катанского
По народным приметам больные люди в этот день наблюдали за небом, если видели падающую звезду, то это предвещало скорую смерть.
6 МАРТА — КОЗЕЛЬЩИНСКИЙ иконы Богоматери
История ее тесно связана с фактом удивительного исцеления дочери графа Капниста, потомка известного украинского и российского писателя В.В.Капниста. Из-за тяжелой болезни Мария (так звали дочь графа) потеряла способность самостоятельно двигаться. Тогдашние светила медицины не помогли. В отчаянии Мария обратилась с молитвой к иконе Богоматери — старинной семейной реликвии — и внезапно выздоровела. В честь этого счастливого события граф построил в своем родовом имении в Козельщине (Полтавская обл.) Часовню, затем деревянную церковь, а в 1900 г.. Был построен воспетый Гончар собор. Сейчас икона находится в восстановленном Козельщинском монастыре.
— Тимоша, Фомы Весногрия (6). В старину говорили: «Придет Хома, то не страшна и зима» или «Пришел Хома, считай, зимы НЕТ», в народе считалось, что в этот день весна уже пришла к двери, а потому «Тимошове тепло веет — старого греет», «На Весногрия и старцу надежда».
7 МАРТА — Маврикия и 70 ВОИНОВ
Все они служили в римском войске, были последователями учения Иисуса Христа. За принадлежность к христианской вере около 305 г.. Они были замучены.
8 МАРТА — Поликарп
Этот святой прожил долгую и интересную жизнь, а кончил его трагически. В юности он разговаривал с некоторыми апостолами, которые рассказывали ему о деяниях Христа. Впоследствии стал епископом сирийского города Смирны. Он развенчал учение гностиков, которые пытались совместить идеи христианства, восточных религий и античной философии, стремился создать единую практику по празднику Пасхи. В 167 г.. Поликарпа сожгли на костре.
9 МАРТА — Обретение, ОБЕРТИННЯ, Иоанна Предтечи
Одно из праздников, посвященных мощам Иоанна Крестителя. Отмечается Первое и Второе их обретения (нахождения). По церковным преданиям, после отсечение головы Иоанна тело его похоронили в самарийском городе Севастии, а голову — на горе Йеменской. В IV в. при строительстве храма на горе впервые нашли голову и ее похоронили в построенной церкви. После запустения храма в 452 г.. Голову нашли во второй раз.
В народе праздник получил название Обертиння и приобрело совершенно иной смысл: Первым прилетает сова. Летят дикие гуси и утки. Возвращаются и аисты. К ним относятся почти как к священной птицы. Двор, где есть гнездо аиста, считается счастливым. Больше всего волнуются при первой встрече с аистом девушки. Существует поверье, что когда девушка увидит аиста в небе, то в скором времени выйдет замуж, если в поле, то все лето девках. В этот день, чтобы не накликать беду, женщины не стирают белье.
9 марта наши предки начинали новое лето. Новое лето приходило в дом. Угощали его обильный ужин, на которую собиралась вся семья, пели щедривку, поскольку прежде щедривки выполняли весной. Сорочины — пробуждение Матери-Земли. Прилетает сорок разных птиц из разных стран. Бубликами призываем птичек из Ирия (сорок бубликов или печенье в виде птичек — «жаворонков» — раздают детям). Птицы приносят на крыльях Весну. Варят галушки, вареники. С этого дня прогоняют Мороза, выбрасывая его в окно по одному из ржаных колобков, которые выпекали именно в этот день.
В этот день птицы возвращаются из теплых краев и ищут себе места для гнезд. Если видели журавлей (Веселик), то считали, сколько их в небе, столько злотых будет стоить «ковш ржи» (мерка для зерна).
Если жаворонки летят высоко, то «это они к богу летят молотит», а когда низко «не донесли цепа, и он упал, а потому и птицы поприпадалы вниз». Говорят, что на Обертиння птица вращается к гнезду, дети — к хлебу, а мужчины женщин и работы.
10 МАРТА — ТАРАСА
Связывается с именем Константинопольского архиепископа Тарасия, который происходил из знатного рода, занимал пост государственного секретаря, председательствовал на VII Вселенском соборе в Никее. Он осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста. Умер в 806 г.. У нас этот святитель известный под именем Кумошника (от искаженного «насекомое»), поскольку в этот период наблюдались вспышки насекомые, то есть лихорадки.
11 МАРТА — Севастьян
Памяти мученика Севастьяна, замученного около 66 г., И монаха XV в. Севастьяна Пошехонского, который отбывал подвиг в монастыре в Пошехонье, и умер около 1500
12 МАРТА — ПРОКОПА-Перезимник
От имени Прокопия Декаполита, монаха VIII в. Называют Перезимник, потому наступило тепло и как-то перезимовали.
— ТИТИВ ПЕЧЕРСКИХ
Были монахами Киево-Печерского монастыря. Один из них жил в XII в. При жизни имел неприязненные отношения с диаконом Евагрием, которые впоследствии переросли в непримиримую вражду. Диакон не захотел простить Титу даже тогда, когда тот умирал и каялся в своих грехах. По вмешательством Небесных сил больной Тит выздоровел, а злобный диакон упал мертвым. Впоследствии Тита за высокие моральные качества поставили пресвитером, умер в 1190 Похоронен в Ближних пещерах. Другой Тит молодости был воином, во время похода он был тяжело ранен в голову, после чего он ушел в монастырь, где повсяк время каялся и молился об отпущении грехов. Предполагают, что монашеские подвиги он отбывал в XIV в. Похоронен в Дальних пещерах.
13 МАРТА — ВАСИЛИЯ ТЕПЛОГО, капельником, Василия-плаксивця
По имени исповедника христианской веры Василия, умершего в 750 г.. По многовековыми наблюдениями, в этот день, как правило, бывает оттепель. Солнце уже довольно ощутимо пригревает. С крыш начинает капать обледенелый снег. Считается, что на Василия Теплого охотникам надо собираться охотиться на зайцев. Замечено: когда этого дня выпадает дождь, то лето будет мокрым.
Считалось, что в этот день весна «полностью забирает свое право от зимы», потому что «Василий с крыши капал — землю поквапуе».
— ИОАННА Кассиан
Установлен в честь Иоанна Кассиана. Он первый на Западе (в Риме) сделал кодификацию, то есть систематизацию законов, регулирующих монашескую жизнь. Родился около 360 г.. В Придунавье, как полагают, был скифом. Много лет провел в монастыре в Вифлееме, потом попал в Константинополь, стал учеником Иоанна Златоуста. Последнюю треть своей жизни провел в Риме. Умер в 435 г.. В народных присказках и легендах Украины он выглядит мрачным и злым человеком и горе тому, на кого он посмотрит. «Касьян на скот згляне — скот валит, на дерево — дерево валит», — говорит пословица. Ранее глаз Касияна считалось настолько опасным, что в этот день крестьяне вообще не выходили из домов, особенно до восхода солнца. Однако не все легенды изображают
преподобного Кассиана таким страшным: в некоторых из них он борется с бесами. В этот день отмечается память Кассиана Затвирника, живший в XIII-XIV вв. в Киево-Печерском монастыре. Он был постником и чудотворцем — гонителем бесов. Похоронен в Дальних пещерах.
14 МАРТА — Евдокия-Плющиха
Название дня происходит от имени мученицы Евдокии. Она родилась в конце I в. в египетском городе Илиополе, была красивой и вела роскошную жизнь. Затем раскаялась и ушла в девичий монастырь, где стала игуменьей. У нее был дар чудотворения — крестным знамением умерщвляла ядовитых змей. Евдокия была казнена около 160 г..
По старому стилю этот день приходится на первое марта, следовательно он открывает весну. И зовут его второй встречей весны, потому что первая была на Сретение. Плющиха этот день называют потому, что в это время дуют теплые весенние ветры, которые «плющат» слой снега или льда, если он, конечно, есть. Девушки и маленькие дети в этот день «зовут весну», чтобы скорее приходила. В этот день наши Предки встречали Весну, выходя восход Солнца на холмы, становились на воротах или взбирались на деревья и призвали ее.
Когда этого дня начинали белить полотно, брались за ткачество, осматривали сельскохозяйственный инвентарь и чинили его: «Пришли Евдокии — кукольные затеи: плуга делать, борону точить». Солнечный день на Евдокии предвещает урожай пшеницы и погожий весну и лето, мрачный — проса и гречихи и непогоды в последующие месяцы.
По старому стилю это первый день весны, а значит имеет проснуться сурок, вылезти из норки, трижды просвиститы и снова лечь на другую сторону, а суслик только перевернется в гнездышке. И что бы там ни было, но люди в этот день особенно следили, какой будет погода, чтобы запрогнозуваты весну и лето. Если видели ласточку, то бросали в нее горсть земли, говоря: «Вот тебе, ласточка, на гнездо, а людям — к добру». Земледельцы прислушались, не спел своей любимой песни овсянка: «Дед, дед, сей ячмень».
В самом деле: весна уже звала крестьянина в поле, потому что «Родовой Евдоха выходит с плугом». Вот почему так тщательно следили за погодой.
Как вода капает с крыш, то еще долго будет холодно.
Какой ветер на Евдохы, такой будет и до Покрова.
Если солнышко, то будет урожай на огурцы, а когда дождь, то лето мокрое и теплое.
На Евдохы откуда будет ветер — оттуда будет целое лето.
Какие Евдокии, такое и лето: теплый ветер — на мокрое, ветер с севера — на холодное, крутить мельницы — так крутить снопы в поле; если подует с запада, то хорошо ловиться рыба, когда же с востока — плодиться пчелы, а с юга — урожайный на хлеб год.
Хороший день удастся — к урожаю огурцов и опят.
Новолуние появится с дождем — быть мокрому литу.
На Евдохы хороший день, то надо сеять лен.
Весь день погожий — все лето пригоже.
Если утро ясное — сей раннюю пшеницу, в обед ясно — средний занял защедрить, а когда под вечер прояснится — рассчитывай на поздний посев.
Если день солнечный — вредит пшеница, а облачный — просо и гречиха.
Если у порога лужи, то пасечники купаться в меду.
С Евдокии связано немало пословиц и поговорок.
Евдокия красна, то и весна красна.
На Евдоким — голые стороны.
На Евдоким — воды по сторонам.
Пришла Евдокия — крестьянину надежда.
Пришли Евдокии — дяде затеи: плуга делать, бо¬рону точить.
В Евдокии сила — весь подол замочила.
Евдоха с водой, а Георгий (6 мая) с травой.
Если курица на Евдокию напьется, то на Юрия (6 мая) овца напасеться.