С праздником Благовещения перекликается отдаленное от него почти на полгода праздник Воздвижения — Воздвижения Честного Креста (27 сентября), когда, по поверьям, все гады прятались под землю, а птицы улетали на юг — странную, теплую страну, лежавшую где-то за морями . Рассказывали, что первой туда улетала и последней возвращалась оттуда кукушка, которую иногда называли ключницей юга.
хохлатка
Широко бытовало поверье, что на Благовещение сам Бог благословляет землю и открывает ее для обработки и посева. С этим связан и обычай накануне «рукополагать семена» в церквях. Начало массовых полевых работ отчетливо фиксируют и пословица: «Благовещение пришло — ори и сей, хотя бы бороздой и текло!». В селах Приднепровья первую неделю после Благовещения называли «вдовьим плугом», что связано с обычаем общественной помощи семьям, где не было мужа-хозяина.
С праздником Благовещения связано давняя традиция выпекания лепешек из пшеничного теста в форме лапки аистов (аистов), что с ними во многих районах Полесья и Подляшье дети ходили поздравлять своих крестных родителей с наступлением весны. Символический обряд кормления аистов происходит вероятно с дохристианских времен. Так, увидев птиц, дети произносили: «Бусень, Бусень, на тебе галопа (название хлебца — А.К.), а ты мне ржи копу».
Читайте также: Какой будет весна 2015?
Еще одна разновидность благовещенского обрядового печенья — просфора-дора. Освященная в церкви, она считалась волшебной и вспомогательной: растолченного в порошок ее смешивали с землей и сеяли на четырех углах поля, «чтобы дождевая туча нивы не проходила», «чтобы град посева не побил»; ее же понемногу давали животным и людям в качестве меры лечебное средство.
аист
К празднику Благовещения как важной вехи года приурочены многочисленные верования и обряды, связанные с магией первого дня. Широко известен обычай впервые выгонять домашний скот (а порой и всю живность) «на волю, чтобы слышали весну». Среди православных украинский, особенно в городах, давно утвердилась традиция по случаю праздника выпускать на волю птиц, которых предварительно покупали на рынках. Специальные обряды охранного характера выполняли на Благовещение пасечники, а хозяйки обсеивали хлева маком-самосием «чтобы ведьмы доили коров» и другие.
Хорошей приметой считалось увидеть этого дня первые весенние растения и цветы: хохлатка, первоцвет, подснежники, сон-траву. Особенно символичным был обряд «топтание хохлатки» (иногда сон-травы). Найдя эту траву в лесу, надо было ее бросить под ноги и топтать, приговаривая: «Топчу, топчу хохлатка, дай Бог, дождаться и на тот год топтать». Именно с этим обрядом связан устойчивый фразеологический оборот «топтать хохлатка», как поэтическая метафора жизни.
Благовещение упоминается во многих пословицах, поговорках и предположениях погоды: «До Благовещения зимы не ругай, а саней ни прячь»; «На Благовещение дождь — родится рожь»; «Какая погода на Благовещение, такая и на Пасху будет»; «Мокрое Благовещение — грибное лето» и др.