Фото из сети Интернет
Пятый президент Украины Петр Порошенко пока не готов защищаться от обвинений в госизмене и содействии терроризму лично. Впрочем, в его защиту стала вся политическая оппозиция.
Петр Порошенко не спешит на новый допрос в Госбюро расследований (архивное фото)
Петр Порошенко 21 декабря заявил, что не намерен досрочно прерывать заграничную поездку ради показаний в уголовном производстве по поставкам угля с неподконтрольных Украине территорий Донбасса в 2014-15 годах. Государственное бюро расследований (ДБР) однако хочет допросить его как подозреваемого — правоохранители считают, что пятый президент совершил государственную измену и способствовал террористическим организациям в сговоре с Виктором Медведчуком и другими экс-чиновниками.
Пидозра тщательная работа»
Политические соратники Порошенко ожидаем встали на защиту своего лидера, увязав очередное уголовное подозрение не только с политическим преследованием, но и с поражениями действующей власти. «Когда рейтинги летят в тартары, когда в стране энергетический кризис, когда в системе госуправления полный бардак, нужно в 105-й раз сажать Петра Порошенко», — написала на своей странице в Facebook сопредседатель парламентской фракции «Европейская солидарность» Ирина Геращенко.< /p>
Правоохранители за последние два с половиной года действительно инициировали более 100 расследований по деятельности пятого президента, говорит DW его адвокат Илья Новиков. Но до официального подозрения они до сих пор дошли только в одном: ДБР инкриминировало бывшему главе государства склонение главы Службы внешней разведки (СВР) к превышению служебных полномочий — речь шла о назначении заместителем начальника СВР скандального спецслужбы Сергея Семочка. Впрочем, в Печерском райсуде Киева прошлым летом в рамках этого производства даже отказались назначать Порошенко меру пресечения.
«Выдвигать подозрение экспрезиденту — всегда особенно тщательная работа, — отметил 21 декабря Юрий Луценко, возглавлявший Генеральную прокуратуру в 2016-2019 годах. — Я был первым генпрокурором, лично подписавшим подозрение Януковичу и доведшим ее до приговора (…) Общество поддержало этот приговор, потому что видело неопровержимые доказательства (…) Ничего подобного нет ни в этом, ни в ранее возбужденных делах против Петра Порошенко».
Не бояться защищаться
Комментируя дело против своего однопартийца, Юрий Луценко упомянул и о других громких случаях уголовного преследования оппозиционных политиков, в том числе и о собственном сверхдвухлетнем тюремном сроке за превышение служебных полномочий и растрату.
«История политических репрессий лидеров Украине давно доказала, чем это заканчивается.От сфабрикованного дела против Степана Хмары во времена обретения независимости (в 1990-91 годах депутат Верховного Совета УССР Степан Хмара провел полгода под арестом за нападение на работника милиции. — Ред.< /em>) до тюремных политических отсидок Луценко и Тимошенко все это заканчивалось крахом заказчиков. Без сомнений, так будет и в этот раз», — пообещал бывший генпрокурор.
Упомянутая же им лидер парламентской фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко посоветовала Петру Порошенко не сдаваться. При президенте Викторе Януковиче она тоже провела в заключении три с половиной года по обвинению в превышении служебных полномочий, но после его побега был реабилитирован по решению Европейского суда по правам человека.
«Если он верит в свою правоту, а в душе и в сердце у него все спокойно, то категорически не нужно уезжать из страны. Надо оставаться у себя дома и проводить все правосудные и неправосудные суды и доказывать, что ты не нарушал закон, и что твоя позиция честна», — завещала Тимошенко своему ожесточенному политическому противнику в эфире телеканала «Украина24».
Читайте также: Угольное дело Медведчука: «терроризм» или «все легально»?
Виктора Медведчука Печерский суд в рамках «угольного дела» держит под домашним арестом
В розыск или под арест?
< >В четверг, 23 декабря, следователи ДБР собираются вручить Порошенко копию ходатайства об избрании меры пресечения. Правда, какого именно – пока не говорят. Однако в случае, если лидер «Европейской солидарности» не придет на допрос, правоохранители имеют право ходатайствовать перед судом о его объявлении в розыск и принудительное задержание.
Подобную санкцию Печерский райсуд Киева две недели назад уже выдал на задержание  ;Владимира Демчишина, министра энергетики во втором правительстве Арсения Яценюка (2014-2016 годы), который, по мнению ДБР, также был участником сговора с целью поставки антрацита с неподконтрольных территорий в 2014-2015 годах. Где именно находится Демчишин, неизвестно, однако свою вину он отрицает.
Еще одного подозреваемого в «угольном деле» бизнесмена Сергея Кузяра Офис генпрокурора даже смог экстрадировать из Турции в сентябре этого года. В настоящее время он находится под арестом с возможностью выйти под залог в 250 миллионов гривен и также отрицает вину.
Третьего подозреваемого — лидера партии «Оппозиционная платформа — При жизни» Виктора Медведчука — по решению Печерского райсуда Киева держат под домашним арестом. Его однопартийцы, комментируя подозрение Порошенко, в очередной раз назвали уголовное производство «юридическим трешем».
«Все доказательства (в «угольном деле». — Ред.) строятся исключительно на записях, сделанных якобы в рамках каких-либо контрразведывательных дел. На самом деле, никаких контрразведывательных дел в отношении Порошенко и Медведчука в СБУ никогда не было. Прокуроры никогда не подписывали ходатайств о прослушивании их телефонов. Суды никогда не давали никаких санкций на их прослушивание. Имеющиеся в деле записи сфабрикованы… Все причастные к фабрикации — сядут на скамью подсудимых», — пообещал член фракции ОПЗЖ в Раде Ринат Кузьмин, занимавший должность заместителя генпрокурора во время преследований Луценко и Тимошенко.
Читайте также: «Луч» и «Новые проекты»: какие доказательства госизмены Виктора Медведчука собрали правоохранители
Заполитизированности не избежать
Даже в партии «Голос» , которая не отличается приверженностью методам управления политиков-предшественников, уголовное подозрение Порошенко связали с давлением на оппозицию. «Банкова не прощает правды, критики и открытого указания на провалы. К сожалению, на оппозицию в парламенте в дальнейшем будут нацеливать репрессивную машину», — говорится в партийном заявлении.
Однако первый заместитель главы украинского парламента Александр Корниенко («Слуга народа») считает, что для любого политика «логично» апеллировать к подобным аргументам о преследовании. «Я думаю, нужно выполнять процессуальные действия в соответствии со следствием», — отметил он в эфире «Общественного», призвав Порошенко прийти на допрос. Два члена парламентских комитетов по нацбезопасности и правоохранительной деятельности от партии власти в разговоре с DW категорически отказались обсуждать подозрение Порошенко, «во избежание заполитизированности».
«Я не думаю о том, что там было выписано в подозрении. Это выписывают правоохранительные органы.Не думаю, что это будет влиять на ситуацию внутри нашего государства, — высказался в конце концов и действующий президент Владимир Зеленский. Посольства США и Великобритании в Киеве 21 декабря почти одновременно заявили, что «внимательно следят» за уголовным делом по пятому президенту. «Важно, чтобы процесс и результат основывались на принципах верховенства права, а не на политических мотивах», — отмечали американское посольство в Twitter.