УКРАИНЦЫ - ЕВРОПИ: ВОЛЯ И ДОСТОИНСТВО - НЕ ПРЕДМЕТ ТОРГА

Фото из сети Интернет

Когда-то Мартин Лютер Кинг говорил: «Несправедливость где-то представляет угрозу справедливости повсюду». Перифразую известного правозащитника: «Авторитаризм где угодно на планете представляет угрозу для демократии, справедливости и мира во всем мире.»

Пока на планете есть диктаторы и тираны. свободные страны без покоя и безопасности. Авторитарные правители РАДАЮТ ВИРУС ДИКТАТУРЫ и действуют по одному образцу. Они грабят свои народы, присваивают национальные богатства, взимают коррупционную ренту. Вводится внутренний террор и цензура для подавления инакомыслия. Безумной пропагандой разжигают милитаристские и реваншистские настроения подданных, настраивают их враждебно в другой мир. Самоутверждаются из-за наказания меньшинств и войны с соседями.

Существование демократий – со свободами совести, слова и мирных собраний, господством верховенства права и свободными выборами, изменяющими власть, неприятие коррупции и конкурентная экономика – для тоталитарных режимов является экзистенциальным вызовом. Ибо такие страны являются вдохновением для порабощенных народов и обществ. А это угроза всевластию диктаторов. Поэтому «вожди» оказывают силовое и информационное давление на демократии, коррумпируют и дискредитируют их правительства и систему правления, вмешиваются в выборы, подрывают экономическую и политическую стабильность, сеют раскол в обществе.

После Холодной войны казалось, что рыночная экономика и демократическое правление доказали свое преимущество и вот-вот должны утвердиться в мире. Фукуяма объявил «конец истории». На Западе сформировалось представление, что торговля, иностранные инвестиции, грантовая поддержка ГО и медиа обусловят демократизацию автократий. Материальные выгоды от экономического сотрудничества с автократиями «ослепили» западные общества. Торгово-экономическое сотрудничество ЕС, США, других демократий с россией и Китаем углублялось несмотря на вопиющие нарушения прав и свобод человека и их дерзость на внешней арене. На Западе сформировалась зависимость от русских и китайских продуктов. А это уже вопрос национальной безопасности.

Вторжение России в Украину всколыхнуло европейцев и американцев, заставило переосмыслить близорукость своих лидеров. Ухватившись за наживку дешевых нефти и газа, они сделали Европу уязвимой к «энергошантажу». Сейчас мы наблюдаем их ударные темпы поиска новых источников и маршрутов поставок углеводородов. Продвинутые представители западного истеблишмента сокращают зависимость от китайского импорта. Парламентский статс-секретарь минэкономики ФРГ Франциска Брантнер заявила о диверсификации поставок редкоземельных элементов из КНР.

К сожалению, цена откровения – тысячи убитых украинцев, миллионы разведенных семей, разрушенные города и села, инфраструктурный и финансовый ущерб. И именно поэтому после поражения московии Украина как государство-победитель, государство, вынесшее самое тяжелое бремя в кровавом столкновении между демократией и тиранией, должно сказать свое веское слово в переговорах о послевоенном мироустройстве.
Чтобы избежать досадных ошибок прошлого, наше государство должно настаивать на разработке и внедрении таких механизмов взаимодействия демократических государств, которые бы надежно обеспечивали примат общих ценностей над экономической выгодой.

Надо минимизировать возможности тиранов за счет доходов от торговли с демократиями финансировать войны против соседей или карательные операции против оппозиции. В ответ на совершенные диктаторами преступления против человечности нужно быть готовым принимать спектр санкций и мер, останавливающих несправедливость. Даже несмотря на временные экономические потери. Безнаказанность будет провоцировать агрессию и рано или поздно привести к большой войне с еще большим ущербом для всех.

Когда-то Георг Гегель говорил, что каждый народ на определенном этапе развития человечества должен выполнить свою определенную историческую миссию. Похоже, что сегодня миссия украинского народа – вернуть миру осознание того, что такие ценности, как воля и достоинство, ни в коем случае не могут быть предметом торга.