Олег Шупляк — заслуженный художник Украины. Его картины, особенно двуобразия, хорошо известны в мире. Для себя он определил давно, что искусство должно иметь национальные корни. И на этом крепком фундаменте стоит его творчество, о котором сегодня господин Олег делится соображениями, а также рассказывает и о некоторых страницах личной жизни.
— Господин Олег, творчество царило в вашем доме с детства, ваша мама, учительница биологии, увлекалась росписью на стекле. Вас это привлекало, не пробовали выводить на стекла разные орнаменты или фигуры?
— Не работал со стеклом. Но запах масляной краски помню с детства. Магия творчества и создание новой работы всегда очаровывает. Талант и тяга к творчеству, считаю, передался мне именно от матери.
— Это желание было общим, поэтому мать записала меня в художественную школу, как только ее открыли в Бережанах.
— Но решили поступать в университет «Львовская политехника». Чем архитектура очаровала?
— Никогда не стремился овладевать профессией архитектора. Архитектурный факультет привлек только тем, что там преподавали такие предметы: рисунок, живопись, скульптура, композиция, история искусства. Как известно, в советское время высшие учебные заведения, особенно медицинские или художественные, были, по сути, недостижимы без протекции или помощи. У меня не было ни того, ни другого, поэтому убедился в этом на собственном горьком опыте. Архитектура — достаточно сложный предмет, и соответственно сложные вступительные экзамены, поэтому конкурс был гораздо меньше. После окончания вуза отказался от направления в архитектурную фирму в Тернополе, вернулся в родные места, чтобы все время отдать живописи и творческой деятельности, хотя пришлось начинать фактически с чистого листа.
— Когда всерьез взялись за поиск собственного творческого «я»?
— Всегда считал, что искусство без национальной почвы бесцветно. И это выражается не просто в изображении натюрморта с куманцем или портрете в вышитой рубашке. Это более глубокие области.
— «Двезоры» — цикл картинилюзий с двойным содержанием, который открывает вас широкой публике, вызывает восторг, популярный в мире. Когда начали их создавать?
— Работу над серией «Двозоры» основал в 1991 году. Тогда некоторые произведения из этого художественного цикла были опубликованы в зарубежных журналах, но затем был довольно длительный перерыв в этом направлении. Картины-двзоры (авторское название) приобрели большую популярность, когда стал общедоступным интернет. Часто картины иллюзии используются в зарубежных учебниках и в качестве иллюстрации к книгам разных жанров. Несколько работ этой серии приобрел для постоянной экспозиции музей научного центра Онтарио, Канада.
— Революция Достоинства позвала вас на баррикады. Майдан побуждал писать не только картины, но и плакаты, так что развернуть новую страницу в собственной художественной сфере.
— Так, до Революции Достоинства и войны с россией мое творчество было почти аполитичным. Но во времена, когда есть угроза для существования самой украинской государственности, на мой взгляд, художники, литераторы, актеры, которые считают себя частью украинского народа, должны. встать на защиту родной страны, используя талант. Мы единственный организм, подобно гештальторганизму из романа Теодора Стерджена Больше, чем люди. Там все участники гештальта зависимы друг от друга, когда погибает кто-то один, погибает весь организм. Так же и здесь: в оккупированной стране не может полноценно развиваться национальное искусство. А я для себя определил давно: искусство должно иметь национальные корни. Этим мы интересны миру, как и нам интересны художественные традиции других народов.
Красота мира в разнообразии. Большую часть моего художественного наследия составляют работы, которые можно отнести к крайнему течению абстракции ташизма. То есть у них совсем нет изобразительно-рассказывающего момента. Но в этих произведениях, хоть и отвлеченно, стараюсь передать гармонию цвета и пластику окружающей среды. Это колористика и геометрия украинских полей с высоты аистского полета.
В серии картин с двойным содержанием играюсь не с абстрактными цветными пятнами, а с содержанием (сутью). Это тоже очень интересное занятие. Это сложно, но иногда мне в этом помогает архитектурное образование. В архитектуре тоже нужно сочетать искусство с сухим техническим инженерным мнением. Каждый элемент и в архитектурном сооружении, и в картине-двухобразии, кроме эстетического, имеет функциональную, конструктивную нагрузку. И здесь, и там элемент может иметь основополагающее значение для конструкции в целом. Когда забрать замковый или краеугольный камень, рушится свод.
Для меня в последние годы также очень важна не столько двойная игра формы, а содержания. Если же удается создать такую картину минимальными средствами (например, несколькими штрихами карандаша), я чувствую себя счастливым. Часто пытаюсь передать подать работу с юмором.
— В конце прошлого года в городе Бережаны на Тернопольщине вы организовали персональную выставку «Украинский космос». Это новенькая серия работ? Говорите, что предлагаете посмотреть на звездное небо глазами предков. Почему стало так интересно нырнуть в этот неведомый мир?
— «Украинский космос» я начинал вместе с «Двузорами» 1991 года. К этой серии вернуться меня побудила война россии против Украины и всего украинского. Ведь когда вражеская пропаганда пытается всеми способами унизить все украинское, лучшая противоядие — оглянуться в глубину веков и обратиться к нашим первоисточникам. В «Украинском космосе» предлагаю взглянуть на звездное небо глазами наших предков и приглашаю зрителей приобщиться к размышлениям о глубинных связях человека с окружающей средой, космосом.
Что видели предки украинцев на звездном небе? В основном они были мирными земледельцами. Ночное небо было продолжением их земной жизни и быта. Они видели Виз, Плуг, Борону, Пасеку, Колодец, Пастуха, Косарев, Стожары, Млечный путь. Звезды видели в земных колодцах. Наши предки на протяжении многих веков создали уникальную народную астрономию, аутентичную космологию и мировоззрение, в котором микро и макрокосмос были органически соединены. Такое мировоззрение, космология не создается за короткое время, на это нужны столетия. Судя по отзывам и миллионным просмотрам видео «Украинского космоса» в соцсетях, у украинцев есть большой запрос на такие вещи. Иногда художественными средствами без пафоса можно сделать больше для лишения украинцев комплекса неполноценности, еще оставшегося с имперских времен, чем пропагандистскими клише и лозунгами.
— Говорите, что подготовили еще и видео«Украинский космос». Новый поиск себя в творческом мире?
— Команда планетария Planetarium Noosphere в Днепре 23 сентября сделала мне подарок по случаю дня рождения. Здесь впервые в Украине создали и показали эксклюзивное полнокупольное шоу по мотивам моих картин «Украинский космос». Как написали после мероприятия, посетители смогли увлечься реалистичностью изображения и утонченной анимацией произведений искусства в формате 4К. Спасибо.
Уверен, что художник должен попробовать себя в разных направлениях, много экспериментировать. Мы живем в то время, когда происходит очередной скачок технической революции. Искусственный интеллект бросает новые вызовы представителям творческих профессий. Как в свое время возникновение фотографии побудило художников перейти от изобразительности к поиску новых художественных средств, так и сейчас наблюдаем переосмысление в искусстве. Этого не нужно бояться, наоборот, на мой взгляд, это очень интересно наблюдать, как искусство избавляется от лишних функций, а творческая мысль, идея имеет возможность благодаря новым инструментам стать чище, чем раньше. Это прекрасно — быть участником этого процесса и использовать техническими возможностями. Мистец — человек, который должен открывать новую дверь там, где ее никто и не видел.
— Ваша картина «Над родной землей» украсила обложку школьного учебника по географии. Как часто ваши полотна становятся украшением разных изданий?
— У меня уже есть небольшая библиотека с украинскими и зарубежными учебниками, проиллюстрированными моими работами. Сюжет картины «Над родной землей» воплощена в монете «30 лет Независимости Украины», которая признана лучшей монетой 2021-го.
— К сожалению, есть не редкие факты, когда ваши работы становятся объектами плагиата, в частности за рубежом, организуют даже выставки копий ваших полотен. Конечно, это не может не вызвать возмущения.
— Да, к сожалению, такой опыт есть. Мы стараемся жить в цивилизованной стране. За этот выбор платим большую цену, поэтому должны научиться уважать труд друг друга, в том числе интеллектуальную продукцию.
— Еще в 2018 году вы написали картину «Мордор» о подлинном внутренности России, ее захватнических стремлениях. Как вы показываете лицо рашизма?
— «Лицо», если так можно назвать, московского шовинизмаимпериализмаурашизма периодически меняет свои названия и поверхностные черты. Захватническая и человеконенавистническая сущность остается неизменной.
— Всегда сокрушительное оружие — сатира. С началом полномасштабного вторжения вы активно принялись за создание политических карикатур. Какое содержание в них вкладываете, что хотите показать больше всего?
— Именно это нутро без овечьих одежд и масок пытаюсь показать в карикатурах. Иногда одна карикатура образно и метафорически может рассказать больше, чем много страниц разъяснительного текста.
— Знаю, что в мае в Люксембурге вы продали свои картины, чтобы собрать деньги на помощь Украине.
— С начала войны участвую во многих благотворительных мероприятиях (выставки-аукционы), вырученные средства от которых целиком или частично (это зависит от организаторов) идут на помощь Украине в ее борьбе против российского оккупанта.
— Господин Олег, вы были участником многих коллективных и персональных выставок в Украине и за рубежом. Могли показывать свои картины не только в больших выставочных залах, галереях, но и в малых городах. И даже было это на горе Лысоня, где более 100 лет назад Украинские Сечевые Стрельцы сошлись в ожесточенном герце с русской царской армией. Сейчас во время войны вы открыли экспозицию «Обнять необъятное» в Мадриде, Испания, чтобы показать Европе, миру украинский талант.
— Выставка еще действует, ее продлили на несколько недель, что свидетельствует о запросе и неподдельном интересе зрителей. Выставку я открывал и общался с посетителями в онлайн-режиме из Украины.
— Вы художник мирового признания, но вашим домом остается город Бережаны на Тернопольщине, который из-за децентрализации потерял статус райцентра. Вашей творческой душе здесь уютно, поэтому не променяете этот город на мегаполисы или другие страны?
— Пока это не входит в мои планы.
Николай ШОТ,
«Урядовий кур’ер»< /em>
ДОСЬЕ «УК»
< strong>Олег ШУПЛЯК. Родился 23 сентября 1967 года в с. Беще (ныне Бережанское городское общество) в Тернопольской области. 1991 окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института (ныне Национальный университет «Львовская политехника»). 13 лет работал преподавателем Бережанской детской художественной школы.
Член Национального союза художников Украины. Лауреат премий М. Бойчука и братьев Лепких. Заслуженный художник Украины.