«Театр не должен воспитывать, а должен задавать вопросы», — убежден главный режиссер Тернопольского академического драматического театра имени Тараса Шевченко народный артист Украины Олег Мосийчук.
Его постановки — всегда особенная бентега для зрителя, значимое событие в театральной жизни. Он задает вопрос, как должны жить, быть человеком, уважать и любить свое, украинское. За свою творческую жизнь Олег создал также более 20 кинообразов, особенно его звезда в кинематографе ярко засияла в последнее десятилетие.
— Олег, вы родились в селе, где театра профессионального, конечно, не было, может, разве любительский? Почему захотелось после школы пойти учиться в театральное училище, а затем и в институт?
— Я вырос в тайне кулис театра, который основал и был его неизменным вождем отец. Народный коллектив небольшого поселка Колки на Волыни, собственной репертуарной афишей, ежегодными гастролями, участием в многочисленных фестивалях много лет дарил зрителям свое искреннее, непосредственное искусство. Итак, естественно, что с выбором профессии проблем не было. После восьмилетки поступил в Днепропетровское театральное училище, в то время единственное в Украине специальное учебное заведение, где готовили профессиональных актеров.
— Вы сразу начали изучать режиссуру или предпочитали все-таки быть актером?
— Факультет режиссуры Киевского университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого закончил уже позже, работая актером в Ровно, куда нас с женой пригласил легендарный Владимир Опанасенко. Нескольких сезонов плодотворного сотрудничества с ним было достаточно, чтобы созрело решение заняться самой сложной профессией в области театра.
В новом фильме «Довбуш» народный артист Украины Олег Мосийчук воплотил образ Василия Довбуша — отца легендарного опришковского вожака. Фото автора
— Первая ваша постановка как режиссера? С какого автора и пьесы начинали? Понимаю, что работа была удачной, ведь с режиссерского пути не сошли?
— Собственно, после первой постановки (это был спектакль «Украинские быль» по Марку Кропивницкому и Степану Васильченко) коллектив театра из других претендентов избрал меня главным режиссером. И хотя тогда такой практики не существовало, руководителей учреждений назначало исключительно Министерство культуры Украины, Киев «благословил» на должность. Опираясь на качественную, высокую драматургию, в совершенстве зная возможности актерской труппы, мне не пришлось прилагать больших усилий, чтобы за короткое время утвердиться в собственных эстетических предпочтениях. Восемь лет, до переезда в Черновцы, возглавлял художественное руководство Ровенского драматического театра. Без преувеличения скажу, это был один из самых интересных периодов его творчества.
— Вообще, как оно прокладывать этот режиссерский путь? Что или кто больше всего устраивает разные преграды или, может, все гладко, без выбоин?
— В самые сложные годы испытаний я не изменял призванию. Тем более, что имел множество приглашений на постановки в Ивано-Франковск, Чернигов, Тернополь, Луганск, Львов, Хмельницкий, Коломыя… Мои спектакли и сейчас с успехом идут на многих сценах украинских театров.
Конечно, были периоды чрезвычайно сложные. Ответственность — не менее, особенно, когда принимаешь тот или иной художественный коллектив и твоей фамилией подписывают афишу.
Попытки быть максимально честными к профессии и людям, с которыми делил частицу сердца в стенах театра, преодолевали все проблемы. Но большей беды, чем принятый несколько лет назад печально известный закон о контрактной системе и назначении в художественные учреждения руководителей-единоличников, украинский театр еще не знал. Творческие коллективы до сих пор сполна пожинают плоды горе-реформирования. Множество талантливых актеров, сценографов, режиссеров, работников других творческих профессий оказались на улице… Это отдельная история, давно нуждающаяся в немедленных изменениях, тем более, что вышеупомянутый закон лоббировали и принимали далеко люди, которые в театр не имели никакого придирки. Наделав беды, теперь они не имеют отношения и к депутатству. Больно… Грустно и больно
— Вы всегда говорите, что театр должен беспокоить? И та бентега должна выныривать уже из пьесы? Как, собственно, подбираете драматургический материал для постановки, на что прежде всего обращаете внимание, уверены, что зрителей это тоже проймет?
— Залогом является высокая драматургия. Я не поклонник художественных взрывов, в которых форма доминирует над содержанием, хотя сейчас, к сожалению, именно это в тренде. Форма ради формы. Никаким образом не отрицаю экспериментов, поисков модерновой эстетики, но это не всегда новейшее продвижение, как модно теперь говорить, «европеизация» театр. На самом деле теряется смысл его назначения — исследование глубин жизни, пробуждение человеческого сознания, молитвы души. Именно это основа того, будет ли созданная тобой работа волновать поклонников театра.
— Вы настоящий мастер драмы. Стоит хотя бы вспомнить, как пример, даже последние постановки «Вуйцо с крыльями», «Голгофа», которые идут с аншлагом. Правда, жанрово одну вы определили, как комедия-притча, вторую – mdash; как мистерия неповиновения, но зритель остается в плену переживаний, жизненных сложностей и трагедий. Однако есть в вашем наследии, если можно так сказать, немного более легкие работы, где можно посмеяться, развлечься, как «За двумя зайцами», «Мартын Боруля», «46 моментов счастья». Это все ради того, чтобы в театре были представлены разножанровые представления?
— Да, нам действительно есть чем гордиться — зал всегда переполнен. Скажем, недавняя премьера мистерии неповиновения «Голгофа» (Заметьте, отнюдь не кассовая бульварная комедийка) всего за полтора месяца собрала 22 аншлага. Но театр – mdash; репертуарное учреждение и спектакли идут разноплановые: по жанрам, стилистике, манере исполнения.
— Режиссер в вашем понимании — это жесткий, авторитарный руководитель для актера или все-таки учитываете предложения, мнения артиста по поводу воплощения образа того или иного персонажа спектакля? Кто для вас актер?
— Возможно, сказался многолетний актерский опыт, когда некоторые режиссеры собственную беспомощность прикрывали хамским поведением, выдавая это за методы авторитарного руководства. Я этого не терпел никогда.
Конечно, театр — среда взаимодействия В процессе есть время договариваться, на каком языке будем говорить со зрителем. Но, как у нас обычно говорят, работа проделана со вкусом! Не со вкусами! Поэтому никогда не уступаю художественным устоям воплощение замысла той или иной постановки. Осознавая аксиому, что все достойное рождается из любви, не имею права не относиться с уважением и уважением к тем, с кем собрался удивлять мир.
— «Театр не должен воспитывать, а должен задавать вопросы», — когда-то сказали ли вы мне в интервью. В военное время, каким должен быть театр, на ваш взгляд?
— В настоящее время появилось множество современных проб пера на тему войны. По крайней мере, то, что попало мне в руки, не выкристаллизованное временем, не выболевшее, не переосмысленное самими авторами. Это, как когда-то лозунг был: «Утром в газете, а вечером в куплете&"Темы есть, а вот идея! С этим в большинстве своем не складывается. Незаживающие раны нынешних событий раздражают больше, чем то, что наскоро иллюстрируется в художественных произведениях. Поэтому, думаю, театр будет в основном использовать классику.
— Как в одной семье уживаются два народных артиста Украины. Ведь такого высокого звания удостоена ваша жена Ярослава, которая играет на сцене Тернопольского драмтеатра им. Тараса Шевченко? Это, когда речь идет о творческом труде, сложно или, может, наоборот, помогает? В быту у нас с Ярославой тоже сплошной театр в всех его проявлениях. Этим и интересна жизнь вне сцены.
— Я не видел, по крайней мере, в последние годы, чтобы вы были заняты в спектаклях как актер. Вы сыграли немало разноплановых ролей на сцене. Сейчас вам хватает только режиссерского труда?
— После длительного перерыва, в последнее десятилетие было утешение забавляться актерством на киносъемках. Правда, в этом году из-за большой войны производство новых фильмов, по сути, остановилось. Конечно, жаль, потому что имел три очень интересные, глубокие работы в новых проектах. Однако искренне верю, что дикую сволочь «старших братьев» скоро выберем из Украины и полноценная жизнь вернется также в эту сферу деятельности.
— Как судьба собственно свела вас с кинематографом? Кажется, впервые вы снялись в фильме «Выр» еще в 1980-х годах? Но активные обороты в создании образов киногероев, на мой взгляд, набрали с 2014 года, когда сыграли старого Войтка в фильме Виктории Трофименко «Братья». Последняя исповедь. Чем лично вас покоряют киносценарии? Какое, наконец, украинское кино хотите видеть?
— Важно, чтобы во всех общественных сегментах, а в искусстве, тем более, не было дилетантства. А еще — сознательного вреда чиновникам, которым никогда не болела душа за родную землю. Представьте, за полгода до российского вторжения такие проекты, как «Конотопская битва», «Мазепа», «Яков» (о Голодоморе) не поддержали так называемые эксперты Минкульта и Госкино с простой отпиской: «Не ко времени!». В определенной степени из-за подобной политики орда ныне и пришла в нашу страну.
Искренне надеюсь, что в этом вопросе война внесет свои коррективы. Творить новое кино придут те, кто исповедует родное, украинское, и наши дети, внуки через кинематограф узнают не обезображенную, а настоящую, глубинную историю собственного народа.
— Часто берете в руки кисть, ведь Бог даровал вам еще художественный талант.
— Признаюсь — не хватает времени. Да и с каждым годом он бежит все быстрее. Рисованием разве иногда по-детски наслаждаюсь вместе с внучкой Евочкой — самым ценным подарком судьбы.
— Активный творческий труд требует все-таки найти время и для отдыха. И тогда любите кануть на море, реку, в горы или просто присесть где-нибудь в тени?
— Ужасно люблю рыбачить, хотя тоже сейчас не часто удается выбраться на природу. Но именно там, на своих апробированных местах, в тихих поймах рек вдохновляюсь красотой Божьего мира. Вот по течению челноком проплыл багровый листик ивы. Итак — осень. Снова новые работы. Новый театральный сезон.
Николай ШОТ,
«Правительственный курьер»< /p>
ДОСЬЕ «УК»
Олег МОСИЙЧУК . Родился 9 апреля 1960 года в селе Новопавловка Днепропетровской области.В 1979 году окончил Днепропетровское театральное училище, а в 1993-м — режиссерский факультет Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Работал актером в Луцке, Тернополе, Ровно. С 1992 года главный режиссер Ровенского, 2000-го – mdash; Черновицкого, а с 2004 года – mdash; главный режиссер Тернопольского академического драмтеатра им. Т. Шевченко. Народный артист Украины. Лауреат премии Национального союза театральных деятелей Украины им. Николая Садовского и литературно-художественной премии им. Сидор Воробкевич, областная премия им. Леся Курбаса.