Фото из сети Интернет
Даже во время всеобщей информационной доступности, социальных сетей и засилья маркетинговых технологий далеко не все знают о ботаническом саду в Кременце. А это место, между тем, привлекает особой атмосферой, богатством природных ландшафтов, красотой и уютом.
Ко всему этому недавно добавилась нотка оригинального творчества скульптора-резчика Василия Петровского, в работах которого внешняя экспрессия сочетается с глубоким внутренним наполнением, а простые, непретенциозные формы и образы обнаруживают мощные философско-этические смыслы. Поговорили с Василием о жизни и творчестве, реализованных проектах и замыслах, о миссии современного искусства.
Василий рассказывает, что сотрудничество с Кременецким ботаническим садом началось еще перед карантином, когда он половину своего времени проводил в Германии. За границей была хорошая работа, но Кременец решил выйти на новый этап творческого роста. Сначала это было на бесплатной основе — как своеобразный волонтерский проект, но впоследствии переросло в плодотворное и многомерное партнерство. Одним из первых произведений, вырезанных для ботсада, стала любимая уже теперь кременчанами и гостями города скамейка-«барсучок». Постепенно стало понятно, что эти точечные вещи могут работать системно, в направлении создания и продвижения бренда «Кременецкий ботанический сад».
Портал между мирами
Как отмечает художник, идея создания галереи скульптур в ботаническом саду возникла органически, а вот названия сначала не было. В то время он активно работал над подготовкой первой выставки, которая состоялась в Кременецком ботаническом саду, нарабатывал наработку, осмысливал и продумывал определенный концепт. И вдруг пришло название для проекта — «Открытый портал». Конечно, здесь большая часть мистицизма, каких-то даже кинематографических аллюзий, но прежде всего «Открытый портал» — это о переходе между обычной повседневностью и более тонкими, нематериальными плоскостями, чем-то, что можно постичь скорее интуитивно, почувствовать на духовном уровне.
Скульптуры, представленные в галерее, несут особую смысловую нагрузку — они, в большинстве своем, достаточно абстрактны, что заставляет визионера задуматься, вовлекает его в творческое взаимодействие с автором. Интересной изюминкой, дополнительным «контентом» есть тексты, сопровождающие каждую из скульптур. Их автор пишет сам, и, как отмечает, здесь нет случайностей, все должно созреть, дождаться своего момента, сформироваться в единый, целостный продукт.
Важно ставить перед собой глобальные цели< /p>
Господин Василий — энтузиаст маркетингового (в хорошем смысле) продвижения Кременецкого ботанического сада, влюбленный в родной город, украинскую землю и культуру. Это ощущается во всем — в его работах, текстах, в общении. Как отмечает скульптор, одна из актуальных задач для него — улучшение туристической привлекательности Кременца — хотя до недавнего времени он и не мыслил подобными категориями. Однако его деятельность в этом направлении не осталась незамеченной — в частности, Василий Петровский недавно получил международную премию «Всемирный орден культурной дипломатии». Художник отмечает, что все мы делаем маленькие дела, но если двигаться в правильном направлении и приложить достаточно усилий, то можно добиться вполне видимого результата.
Господин Василий говорит: «В Германии, например, на тебя смотрят не как на отдельного человека, а как на представителя какой-то культуры. Это очень ответственно на самом деле — быть украинским художником и представлять таким образом нашу страну мировому сообществу.
Персонаж для ботанического сада
Василий Петровский отметил, что в рамках работы над проектом «Открытый портал» возникла задача создать некую концептуальную скульптуру, ключевого персонажа всей локации. Вместе с тем оставался момент определенной атракционности, привлекательности для аудитории посетителей. Во время творческого поиска художник обратился к истории — ведь Кременецкий ботанический сад появился на месте монастырского сада монахов-иезуитов, выращивавших там лекарственные растения. Так и возник образ пожилого мужчины в стилизованном монашеском наряде. Не сразу, но он получил простое, а вместе с тем, очень символическое имя «Василь». Это — не прямая отсылка к биографизму, а скорее какая-то попытка сформулировать суть авторского творческого метода, передать эту условную грань между обозримым, материальным и более тонким, внемирным.
Интересный момент — в процессе создания «Василия» художник пытался придать ему отчетливо гипертрофированные черты: большие уши, преувеличенно крючковатый нос. Однако так или иначе, во всей фигуре, в лице скульптуры угадывается определенный автопортрет, о чем говорят и ценители творчества кремнецкого резчика. Однако господин Василий уточняет: «Это не столько я, сколько — мой отец. Вообще, этот акцент на наследственности, поиске собственных корней, подчеркивание аутентики присущи творчеству господина Петровского. Как он сам говорит, в его работах часто замечают отчетливо украинский контекст, национальный колорит, хотя здесь и нет места для какой-то изуродованной «шароварщины», банального китча.
Директор Кременецкого ботанического сада Антонина Николаевна Лисничук отметила, что сотрудничество со скульптором — важный элемент эколого-просветительского направления деятельности учреждения. Любопытно, что галерея скульптур пополняется, вызывает интерес посетителей. В прошлом году здесь установили скульптуру «На контрасте» — это белый столб, сверху на котором уселся черный ворон. Скульптура отражает реальность войны, трагических событий, которые мы переживаем — но, несмотря ни на что, рядом с черным всегда идет белое, надежда остается.
Госпожа Антонина рассказывает: «В нашем саду есть более древняя скульптура — Лесовичок, работы местного мастера Нила Зварунчика. Скульптура установлена в очень хорошем месте, она полюбилась гостям сада. Даже возникла традиция оставлять возле Лесовичка какие-то средства. на удачу, как говорится, или чтобы вернуться сюда снова. Мы решили, что наш Василий продолжит эту традицию — в руках скульптуры будет специальный ящик для пожертвований с надписью «На науку». Так посетители смогут приобщиться к нашим культурно-просветительским проектам, внести свой вклад в развитие сада. Это очень круто, что я не сошел с дистанции
Дерево — материал жив, приятен для работы, но и привередлив. Современные художники выбирают его не так часто, — а зря. Василий Петровский говорит, что техника исполнения пришла к нему сама, вместе с желанием творить немного провокативно, «хулиганить», заставлять людей мыслить самостоятельно, искать собственные трактовки для тех или иных художественных решений.
Как отмечает художник, в Германии он существенно вырос собственно в плане техники, приобрел профессиональный опыт. Например, научился по-настоящему видеть и замечать ценность простых, но исполненных со вкусом, современных вещей — ведь господин Василий по образованию — дизайнер, и всегда ищет возможность объединить прикладной, практический аспект собственных творений с более глубокой, концептуальной нагрузкой. Впрочем, по-настоящему он раскрыл свой потенциал только здесь, в Кременце. «Если я еще вернусь в Германию, — говорит Василий Петровский, — это будет совершенно другой Василий, новый, более интересный. Я научился работать системно, в рамках цельных проектов. У меня есть цель, умение, нестандартный подход. Все, чего я стремлюсь — использовать знания, передавшие нам предки, преодолеть стереотипы восприятия, объяснить своей аудитории, как это — чувствовать себя украинцем сегодня».
Ульяна ГАЛИЧ.
Фото из социальных сетей