Владимир Кравчук о лирике и круговерть настоящего

Фото из сети Интернет

Владимир Кравчук – поэт, журналист, литературовед, редактор. Член НСЖУ и НСПУ. Медик по профессии принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1990-х годах работал фельдшером неотложной медицинской помощи в г. Тернополь. Заочно окончил Харьковский международный финансово-экономический институт. Руководитель литературно-художественной студии «Полотенце» ЦКД Збаражского городского совета. krugovert-sogodennja-84a35b0.jpg» alt=»Владимир Кравчук о лирике и круговороте сегодняшнего дня» />

– Владимир Ярославич, что вы считаете началом своего творчества? Что было первым: поэзия или публицистика?

– Началом своей творческой деятельности считаю выход в свет всеукраинского литературного альманаха «Паруса-80» (издательство «Молодежь», Киев, 1980), где тогда была опубликована моя первая подборка стихов. Приятно, что дебютировал с Иваном Малковичем, Михаилом Слабошпицким, Марией Матиос, начинавшей писать поэзию, а не прозу. А первые мои попытки опубликованы в далеком 1976 году в збаражской районной газете «Колхозная жизнь».

Журналистика всегда шла рядом, ведь пишущий человек  не может зацикливаться, по моему мнению, только на литературном творчестве. Уже в 1998 году вступил в ряды НСЖУ. Целый ряд публикаций был в украинской и зарубежной печати. Подобно название журнал украинских националистов «Наша цель» (Австралия).

– Какова тематика ваших стихов? Кем вы позиционируете себя в поэзии?

– Как, наверное, у каждого начинающего писака, первыми у меня были творческие поиски и эксперименты в разных жанрах и стилях. Это были стихи. Метафоричность, образность появились уже спустя, чтобы стать поэзией.  Искал себя также в настроении, а именно: иронизмы, афоризмы, спортицизмы (название придумал сам), литературные пародии, миниатюры.

Основная тематика моих нынешних произведений, пожалуй, философско-лирическая, есть патриотика, осмысление собственного «я» в круговороте настоящего и, конечно же, интимная лирика. В украинской литературе утверждаю поэтическую миниатюру. Это найдут любознательные читатели на страницах моих книг, а их больше двух десятков, хотя количество не свидетельствует о безупречном качестве. Я очень придирчиво к себе отношусь. Если бы не так – может быть, и мои книги были бы толще.

Безусловно, вторым крылом творчества стали произведения для детей (старший дошкольный и младший школьный возраст). Печатался почти во всех республиканских изданиях, включая журналы «Отечество», «Человек и мир» и другие.

Сегодняшний день диктует свои реалии. Война ворвалась в души людей. И я тоже не исключение. Трудно, поверьте, лирику переключать на волну жестокости и бесценного мужества. Но произведения военной тематики есть, они насквозь пронизаны болью войны. Многие из них опубликованы в прессе, в ежегоднике "Подольская толока», в отдельных разделах сборников. Создали с композитором и исполнителем Николаем Сосновым (аранжировка Андрея Канаса) песню «К Победе!» Звучит на «ТВ-4». Верим. Держим строй!

Да о всем, я позиционирую себя как лирик.

– За вашу длительную поэтическую карьеру вы получили много разных наград, премий и наград. Какие из них вас больше всего вдохновили на дальнейшее творчество?

– Когда грею в пучках ручку, о премиях, наградах, отличиях не думаю. Награды – это признание, один из результатов творчества, но отнюдь не  вдохновение. Не хочу выглядеть нескромным, потому не стану перечислять все. Назову только основные: Всеукраинская премия имени Братьев Лепких (2022), выдвинутая коллективом газеты «Свобода». Предыдущая – областное имя Богдана Лепкого. За детские сборники – ndash; имени Иванны Блажкевич. Дипломант итальянского журнала Gorni nostri («Наши дни»), где опубликованы мои поэзии в переводе на итальянский, лауреат премии журнала «Тернополь».

Книга, изданная в соавторстве с украинской поэтессой Раисой Обшарской, – сборник дуалистической поэзии «ВЕР» номинировалась на премию имени Михаила Коцюбинского.

Если вспоминать журналистские награды, то два года назад удостоено звания «Золотое перо Тернопольщины» (ТОО НСЖУ), а еще получил всеукраинскую литературно-художественную премию имени Петра Ковальчука. Когда в 2008-2009 годах работал редактором районной газеты «Народное слово», получил «Золотую медаль журналистики».

– Какую историю написания имеет ваше легендарное стихотворение «Кофе на двоих»? Сначала был кофейня, кофе на двоих. А затем – одноименное стихотворение, которое стало песней из легкой творческой руки композитора и исполнителя Юрия Биркового.

– Ваши детские произведения пользуются большой популярностью среди самой молодой читательской аудитории. Раскроете тайну такой популярности?

– Стихи для детей пишу короткие, с искоркой смеха, ведь они легко воспринимаются, заучиваются без принуждения. Для этого и сам на какой-то момент становлюсь ребенком. Произведения для детей в свое время печатал в детских журналах, газете «Молодежь Украины» и других изданиях. В наработке также имею 8 сборочек и сказку «Снеговица». Совсем недавно у нас, совместно с молодой поэтессой Оксаной Ратушняк, вышел сборник «Горсточка хороших стихотворцев для девочек и мальчишек».

В некоторых книгах есть кюар-коды, отсканировав которые с помощью обычного смартфона, можно услышать художественное прочтение стихов профессиональными дикторами. Это очень пригодится малышам с недостатками зрения. Сложность написания произведений для детей в том, что для них невозможно сфальшивить, ведь они все воспринимают «за чистую монету», не фильтруют.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в приемной комиссии писательского союза.

– В ней работают 23 писателя, чьи имена опубликованы в «Литературной Украине». Представлены почти все областные писательские организации Украины. Каденция – 4 года. За время двух моих каденций союзные ряды пополнили пятнадцать писателей нашего края. Отстаивал всех. Комиссия работает в закрытом режиме. Сейчас, к сожалению, не собирается.

– Благодарю вас за разговор.

– Благодарю вас. В заключение хочу вспомнить светлым словом писателей. Людей с прописной буквы. Которые поверили в меня. Рекомендовали для вступления в ряды Союза писателей Украины (1996). Это – Борис Демкив, Михаил Левицкий, Роман Гром как. И когда провожу заседание литературно-художественной студии «Рушник», действующей в Центре культуры и досуга Збаражского городского совета, то начинаю со слов поэта-шестидесятника Бориса Демкива:

Помоем руки, как к хлебу , чисто,
Когда становимся под знаками пера.
Задумаемся над словом, общество,
Ибо уже давно задуматься пора.

Тарас Комаринский