Фото из сети Интернет
Одиннадцатого февраля 2024 года президент Владимир Зеленский назначил генерал-майора Игоря Плахуту новым командировщиком обороны. Медиа сразу напомнили — в 2014 году он работал во Внутренних войсках.
Там в основном служили срочники от 21 до 27 лет. Обычно они охраняли государственные постройки и общественный порядок, сопровождали опасные грузы, конвоировали арестованных. С началом Майдана их перебросили в Киев, возглавлял Южное территориальное управление, так что мог быть причастен к попыткам власти разогнать Майдан. Его подразделение во время Революции достоинства действительно защищало Администрацию президента, разбирало баррикады и оттесняло митингующих к Крещатику. В соцсетях появилось много постов с требованиями снять нового руководителя ТРО. Впоследствии люди, которые пересекались с Плахутой на Майдане, начали писать, что он едва ли не единственный из правоохранителей общался с журналистами и обещал не применять силу против митингующих. Публичной информации об Игоре Плахуте практически нет. Корреспондентка «Бабеля» Оксана Коваленко поговорила с девятью людьми, которые общались, работали и воевали вместе с Плахутой до или после Майдана, и рассказывает его историю: о работе во времена Януковича, службе в ВСУ и характере.
Карьера к Майдану
Игорь Плахута родился 1 сентября 1967 года в Кировоградской области, окончил школу в селе Коробчино
Собеседники «Бабеля», лично знакомые с Плахутой, говорят, что, по его же словам, он всегда мечтал быть военным. Поэтому после школы поступил в Алматинское высшее общевойсковое командное училище. А после выпуска вернулся в Украину – служил в Киевском военном округе. В 1988 году уже лейтенант Игорь Плахута полгода ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
26 апреля 1986 года на 4 реакторе этой АЭС в результате аварии произошел взрыв, что привело, в частности, к выбросу радиации. Ликвидация последствий крушения растянулась на долгие годы. В 1988 году это, вероятнее всего, было либо строительство защитных сооружений, либо дезактивация местности и помещений. К примеру, военные снимали верхний слой радиоактивной почвы и вывозили на захоронение. В общей сложности в ликвидации последствий катастрофы приняло участие около 340 тысяч военных и милиционеров.
С 1991 года Плахута служил во вновь Национальной гвардии. А потом его перевели в бригаду морской пехоты.
Бывший военный прокурор Керченского гарнизона Военной прокуратуры ВМС Украины, ветеран российско-украинской войны, полковник Игорь Серков в комментарии «Бабелю» вспоминает, что в 1998 году он неоднократно пересекался с Плахутой по службе в Крыму. Тогда Плахута в звании майора служил заместителем командира бригады морской пехоты. По словам Серкова, как прокурор у него не было никаких замечаний до того, как Плахута и его подчиненные выполняли свои обязанности.
«Я могу сказать, что он образованный, профессиональный и толковый офицер. Он предан Украине и является патриотом, — говорит Серков. И добавляет, что Плахута всегда заботился о своих подчиненных, отстаивал их интересы, а, несмотря на жесткий характер в общении, был спокойным и рассудительным.
С осени 1998 по 2000 год Плахута учился в Национальном университете обороны. Это была магистерская программа повышения квалификации. Тогдашний заместитель начальника факультета, где учился Плахута, Анатолий Грищук в комментарии «Бабелю» называет его своим учеником и тоже хвалит.
«Я знаю его от майора до генерал-майора. Он поступил к нам из бригады морской пехоты, обучался на командном факультете. Он аскет. Не капризный, вдумчивый офицер, — вспоминает он.
Грищук признается, что сделал все, что мог, чтобы Плахута остался в Киеве. Тот стал командиром Президентского полка
«Я был у него в том полку и был приятно удивлен, когда в кабинете увидел атрибуты морского пехотинца», — говорит Грищук, сам он капитан 1 ранга
В 2004 году именно в этом полку Плахута застал первый Майдан — Оранжевая революция. Бывший народный депутат Евгений Жовтяк рассказывает «Бабелю», познакомившийся с Плахутой как раз в это время.
«[Во время Оранжевой революции] я ездил по военным частям, убеждая командиров не выполнять преступных приказов», — вспоминает Жовтяк. Именно так удалось убедить заместителя командира Внутренних войск Александра Кихтенко
Плахута тогда публично на сторону протестующих не перешла. Стал бы он силой разгонять протестующих — неизвестно, такого приказа тогда силовикам не дали.
В 2008 году Плахута уволился из Президентского полка и впоследствии возглавил Учебный центр «Десна»
В 2009 году закончил курс высшего руководящего состава стратегического уровня в Национальном университете обороны. Майдан и охрана Администрации президента В 2012 году Плахута ушел из Вооруженных сил и возглавил Южную территорию. командование внутренних войск МВД в Одессе. В этой должности его застала Революция достоинства. В декабре 2013 года его управление, как и другие территориальные подразделения ВР, было в Киеве в правительственном квартале.
Евгений Жовтяк писал на своей странице в Facebook, что подразделение Плахуты охраняло происки к Администрации президента Украины. Жовтяк пишет, что тогда еще раз пытался «склонить генерала перейти на сторону восставшего народа и стать украинским Де Голлем». Но снова не сложилось.
Десятого декабря 2013 года Внутренние войска и «Беркут» пошли в атаку на митингующих: на Майдане начался штурм, а в правительственном квартале силовики пытались разобрать баррикады.
Журналистка Настя Станко, которая тогда была корреспонденткой «Общественного», вспоминает, что в тот день она видела Плахуту на пересечении улиц Лютеранской и Банковой, где силовики разбирали одну из баррикад.
« Начальник управления Южного ТК ВР МВД Украины Игорь Плахута заявил, что для расчистки улиц, прилегающих к АП, привлекли около 400 бойцов ВР и «Беркута», ― написала Станко в Facebook и опубликовала видео.
Ночью 10 декабря 2013 «Украинская правда» писала, что именно на углу Лютеранской и Банковой, где работал Плахута, правоохранители щитами оттеснили митингующих к Крещатику. «Общественное телевидение» тогда же сообщило, что во время столкновения пострадали около 10 человек. Однако, в отличие от других перекрестков, где милиционеры задерживали митингующих, на этой локации никого не задержали, а майдановцам дали возможность отойти к Крещатику вниз по Лютеранской. Была ли это случайность или приказ Плахуты — неизвестно.
Станко вспоминает, что в то время с МВД было сложно общаться — никто не хотел говорить с журналистами. Плахута был едва ли не единственным представителем силовиков, выходивших в медиа. Сохранились видеозаписи. Пятнадцатого декабря 2013 года кинорежиссер Лариса Покальчук случайно зафильмировала разговор Плахуты с журналистами. Он обещал не применять силу против митингующих, журналистов и медиков. И говорил, что наибольшую угрозу несут провокаторы. Плахута также просил журналистов передать привет родителям срочников, которые переживают за своих детей.
Преподаватель Плахуты в Университете обороны Анатолий Грищук во время Майдана оказался по другую сторону баррикад. Днем он проводил занятия, а ночью переодевался в камуфляж и руководил стражей на Майдане. Он тоже тогда общался с Плахутой и говорит, что Плахута его не разочаровал.
«Каждый раз как заступать на вахту, я звонил Игорю и спрашивал: «Ты пойдешь против нас?». На что он отвечал: «Анатолий Владимирович! Я помню, чему вы нас учили. Мои бойцы никогда не пойдут против собственного народа. Наша главная задача — охрана правительственного квартала Спокойно несите вахту, я все сделаю, чтобы не произошло бойни», — вспоминает Грищук разговор с бывшим студентом.
Восемнадцатого февраля 2014 года митингующие пошли в Верховную Раду, где оппозиция пыталась зарегистрировать постановление, которое ограничило бы полномочия президента Виктора Януковича. На улице начались стычки: митингующие прорвали несколько баррикад милиции, те ответили светошумовыми гранатами и резиновыми пулями.
В обед ситуация обострилась — «Беркут» начал жесткий штурм, зачистил правительственный квартал, снес несколько баррикад и оказался непосредственно перед Майданом. Все ждали штурма. В 17:30 журналисты увидели Плахуту на Институтской в районе баррикады, которую называли «Львовские ворота». Он сказал, что никаких силовых действий не будет, разве что в случае провокаций. Плахута уверял, что «все, что было до этого, — это как раз результат радикальных действий на Институтской, на Банковой и на Шелковичной. Несмотря на это, через два часа после разговора силовики начали штурм Майдана.
Утром 21 февраля 2014 года, на следующий день после расстрелов на Институтской, Плахута решил снять охрану с Администрации президента. Он лично позвонил нардепу Евгению Жовтяку и попросил помочь вывезти его подчиненных.
«До поздней ночи (точнее, до раннего утра) пришлось заниматься организацией вывоза Южного ТрК Внутренних войск в Одессу. На всякий случай, подальше от восстания, чтобы не произошло какой-то провокации, — вспоминает Жовтяк.
Журналистка Ольга Худецкая запечатлела, как автобусы Внутренних войск в сопровождении нескольких машин Автомайдана выезжали из центра.
«Плахута занимается вывозом вешников в четырех направлениях — Николаев, Херсон, Запорожье, Одесса. Общается на чистом украинском. Голос сел», — писала тогда Худецкая. Тогда же, по ее словам, он публично предположил, что в митингующих и в его людей стреляли одни и те же снайперы.
Тогдашний народный депутат Виктор Чумак встретил колонну Внутренних войск у Южного моста и сопровождал вплоть до Умани. А дальше ими заботился Андрей Юсов, тогда председатель Одесской областной организации партии УДАР. Чумак в разговоре с «Бабелем» вспоминает, что провести силовиков через один из блокпостов на трассе было тяжело, но в итоге все удалось.
Расследование и люстрация
Дела Майдана в ГПУ расследовало отдельное управление. Бывший начальник этого управления Сергей Горбатюк рассказывает «Бабелю», что Плахуту проверяли на причастность к событиям 10&11 декабря и 18 февраля. По словам Горбатюка, насколько он помнит, Плахута был на месте событий, но доказательств его причастности к конкретным преступлениям не нашли.
«Прежде всего потому, что следователи не зафиксировали преступления, которые, возможно, совершали подразделения Внутренних войск. Преступления совершали в основном беркутовцы ”», — объясняет он.
По его словам, на самом деле Внутренние войска совершали преступления не только в отношении митингующих, но соответствующее служебное расследование проводило Министерство внутренних дел, и, по мнению Горбатюка, оно было формальным. В результате всю вину тогдашний глава МВД Арсен Аваков возложил на сбежавших из Украины милиционеров и руководителей.
«Если Плахута и не причастен к преступлениям на Майдане (хотя следствие по «майдановским делам» еще продолжается), то о событиях в ночь с 10 на 11 декабря 2013-го и 18 февраля 2014-го точно должно знать. И о преступных приказах руководства, и о деталях их исполнения, или, например, как раздавали охотничьи патроны правоохранителям 18 февраля 2014-го. Но следствию он ничего не сообщал», — говорит Горбатюк.
В Государственном бюро расследований, которое тоже занимается делами Майдана, говорят, что к Плахуте претензий нет. О событиях 10 декабря 2014 года собеседник «Бабеля» в ДБР говорит так: «Его бойцы участия в избиениях не принимали. Ни один из 21 пострадавших в тот день не дал показаний на Плахуту или бойцов Внутренних войск. Бил крымский „Беркут”».
Еще один собеседник в правоохранительных органах отмечает, что 18 февраля 2014 Плахута действительно был на месте событий, которые и другие руководители теруправлений ВР. Но доказательств, что он отдавал преступные приказы, следствие не нашло.
«У него были очень частые телефонные контакты с командующим Внутренними войсками Станиславом Шуляком», — отмечает собеседник.
Шуляк скрылся из Украины, ныне проживает в оккупированном Крыму. С 11 марта 2014 года он находится в розыске СБУ. Но ему инкриминируют преступления, связанные не с действиями Внутренних войск, а с координацией со штабом так называемой антитеррористической операции, которую объявили в конце 18 февраля 2014 года, которой руководил тогдашний председатель киевской СБУ Александр Щеголев. О причастности Плахуты к преступлениям Шуляка и Щеголева следствию ничего не известно.
Под люстрацией Игорь Плахута не попал. В Министерстве юстиции «Бабелю» официально сообщили, что должность Плахуты не подпадала под критерии, которые определяет Закон об очищении власти. Но после Майдана Плахута сам ушел из Внутренних войск.
В 2015 году он был приглашен в Управление государственной охраны. Он стал заместителем начальника Института государственной охраны при Национальном университете имени Тараса Шевченко. Там он учил сотрудников госохраны огневой, тактической и специальной подготовки.
«У него прекрасная физическая подготовка, плюс он владеет всеми видами оружия», ― рассказал «Бабелю» коллега Плахуты, попросившего не называть его имени, сославшись на особенности своей службы.
Полномасштабное вторжение
С началом полномасштабного вторжения россии Плахута вернулся в Вооруженные силы. Он стал заместителем командира Сил специальных действий ССО.
Как рассказал «Бабелю» один из военнослужащих ССО, попросивший его не называть, Плахута вместе с другими офицерами формировал Силы специальных действий. Это должен быть некий «спецназ в спецназе» для работы по линии фронта. Но фактически Силы специальных действий просуществовали не больше полугода.
«Им особо не дали поработать», — рассказывает военнослужащий. Но почему так произошло — неизвестно.
Спецназначенец говорит, что Плахута внимательно относился к коллегам. Например, когда нужно было эвакуировать семьи служащих из опасных районов — помогал. Когда Силы специальных действий расформировали, Плахуту перевели в Командование Сухопутных войск.
В 2023 году Плахута перешел на должность заместителя командующего ОСУВ Хортица, которое возглавлял нынешний главнокомандующий ВСУ Александр Сырский. Командир батальона 28 бригады с позывным «Несквик» вспоминает, что сталкивался с Плахутой под Бахмутом. Он приезжал к нам на первую линию. Спрашивал, готовы ли мы, какие у нас проблемные вопросы, давал советы, выслушивал наши идеи, но не вмешивался», — говорит он.
Другой военнослужащий говорит, что, когда были проблемы с боеприпасами, Плахута всегда помогал их найти. Если вопрос был насущным, пытался одолжить боеприпасы у соседних подразделений.
Заместитель командующего ОСУВ «Хортица» из стратегических коммуникаций Сергей Череватый рассказывает «Бабелю», что на их направлении Плахута отвечал за боевую подготовку военных, в частности ТрО, а также решал кризисные ситуации.
«Мне трудно вспомнить случаи, когда он бывал в штабе, потому что он или на полигоне обучал подразделения, или занимался решением кризисных ситуаций на линии столкновения, — говорит Череватый, называя Плахуту «кризисным менеджером высшего сорта». И объясняет, что кризисный менеджмент в этом случае – mdash; это, например, скорый захват утраченных позиций. Череватый говорит, что ни разу не слышал, чтобы Плахута провалил задачу, которую ставил ему Сырский.
А еще почти все собеседники «Бабеля» сходятся в том, что Игорь Плахута — лояльный исполнитель, который никогда не пойдет против командира.