Священное Писание учит, что, кроме физического, существует духовный мир, населенный разумными и добрыми существами, которые именуются ангелами (ангелами). Слово «ангел» на греческом языке означает «вестник». Священное Писание именует их так, ибо Господь нередко через них сообщает людям Свою волю. Согласно «Небесной иерархии» Дионисия Ареопагита, Церковь признает три лика ангелов, каждый из которых делится на три чина или степени служения и приближения к Богу.
В чем, собственно, заключается их бытие в духовном мире и в чем смысл их деятельности — нам знать и понимать не дано. Они находятся в условиях, кардинально отличаются от наших, материальных. Там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иной смысл.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, именами называет только некоторых: очевидно, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил, упоминаемые в неканонических книгах. Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное наименование — Архистратиг, то есть «старший воин», «вождь».
Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании обетованной земли. Он явился и пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала построения царства Мессианского. Даниилу было предсказано о помощи верным со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В Книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и других мятежных ангелов. Апостол Иуда кратко упоминает о архангела Михаила как противника дьявола.
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, его не названо по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, который шел перед израильтянами во время их бегства из Египта. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, облегающее Иерусалим пророка Исаии.
Наша Церковь чтит архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или с копьем, поражающего дьявола.
Наш народ имеет Архистратига Михаила покровителем и защитника столицы Украины города. Древний, ныне возрожден герб Киева украшен образом Архистратига с мечом.
В народном воображении Архистратиг Михаил — мужественный рыцарь, побеждающий все темные силы нашей земли. «Гром гремит — это Михаил ведет войну с чертями, — говорит народная легенда. — Где бы ни спрятался нечистый, и стрела Архистратига найдет его везде ».
«Иногда, — говорит другая легенда, — с молнии делается крест. Это Михаил благословляет народ, а архангел Гавриил это время стреляет в черта ».
Охотники в Украине считают Михаила своим покровителем. При удачной охоты, где-то в лесу у костра, старые охотники рассказывали когда-то интересные переводы и легенды о своем святом военачальником. Распространенный перевод связывали с верованием, что лучшая ружье только та, которая побывала в руках Архистратига.