Бароко или рококо… или записки невежды< /p>

Фото из сети Интернет

Написать данную заметку (статью) побудило меня сообщение Владимира Окаринского в сети ФБ. Там господин Окаринский откровенно хамил и обвинял автора проекта Юрия Вербовецкого в браке исследований и незнания литературы. ….Но едва ли не больше всего «порвала» легкость невежды, с которой г-н Вербовецкий называет комплекс доминиканского монастыря барочным, позднебароковым и даже необароковым… пишет господин Окаринский, и делает вывод, что это стиль рококо.

Что ж, давайте разбираться. Разбираться в стилях.

Два стиля в искусстве и архитектуре. Очень подобные названия. Когда-то даже считали, что рококо это продолжение барокко.

Давайте заглянем в словарь иностранных слов, так как оба слова не украинского происхождения.

Барокко: (barocco) стиль в архитектуре и искусстве конца 16 — середины 18 в., для которого характерны подчеркнутая торжественность, пышная декоративность, динамичность композиции. Хронологически следует за ренессансом, ему наследует классицизм. Барокко возникло и получило большое развитие в Италии, заменив простые и ясные формы искусства Раннего и Высокого Возрождения.  Связанное с дворянской культурой времен расцвета абсолютизма, барокко было призвано прославлять аристократию и церковь. Возник в Италии. Рококо(фр. rococo от rocaille – измельченный камень): стилистическое направление в западноевропейском искусстве 18 в., связанное с придворно-аристократической культурой Отмечается капризно-изысканной отделкой интерьеров помещений, декоративностью, декоративностью, камерностью; в музыке, чопорностью образов — в изобразительном искусстве. Возник во Франции.

Особые признаки стилей.

Название стиля барокко происходит от итальянского baroco, что в переводится как «странный», даже «бессмысленный»,  «причудливый» или «тот, что близок к излишествам». Мне очень нравится, что португальский язык «perola barocco» переводится как «жемчужина неправильной формы».  Стиль в некоторой степени иллюзорен (мысленный, основанный на иллюзии, влекущий, неосуществимый). Основная задача – убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может несуществовать на самом деле. Возник в Италии в 16 веке ранее могущественной на мировой арене, но начала стремительно терять свои позиции в это время. Аристократия и церковь старались демонстрировать воображаемые богатства и силу: не имея денег на строительство дворцов, они обратились к искусству. Во Франции барокко появилось в первой трети XVIII века во времена Людовика XIV. Там элементы барокко смещались с национальными формами архитектуры, зародившимися в Средневековье: печные трубы дымоходы, высокие крыши, мансардные окна-люкарни, некоторые историки и исследователи ордена доминиканцев, на первой встрече «на почте» назвали собачьими будками. 

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «мушля» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях(а не во внешнем оформлении построек), а также в предметах мебели, живописи, одежды. В работе «Стиль как язык архитектуры» издательство «Гуманитарный центр» 2014 года, доцент кафедры основ архитектуры Харьковского Государственного Технического университета строительства и архитектуры Татьяна Феликсовна Давидич указывает, что стиль рококо возник после смерти Людовика XIV и появлении в окружении Людовика XV дочери поставщика продуктов королевской армии, любительницы роскоши и невероятной расточительности . Позже (в XIX в.) его даже пробуют называть «стиль Помпадур». «Ну, господа, а теперь повеселимся. После нас –ndash; хоть потоп» воскликнул герцог Филипп Орлеанский, бывший регентом и опекуном несовершеннолетнего потомка короля в 1715 году.

=»td1″ valign=»top»>

Характерные черты стиля

< p class="p3">БАРОКО

РОКОКО

Общие

Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показному великолепию и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета.

Галантность, стремление уйти от реальности в пасторальной идиллии. Утонченность, легкость, игривость, вычурность, изысканность. Празднично торжествующий стиль. Светлые тона.

В архитектуре

< Парадность, холодность, тщеславие, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Суровая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие друг в друга. Эффект движения за счет использования света и тени.

Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, замысловатость. Более мягкие и сглаженные формы. Ассиметричность. Обилие фигурной обработки и изогнутых, ломаных линий, упавших или выпуклых. Все подчиняется капризу архитектора.

 

В интерьере

Большие масштабные помещения. Известность настенной живописи. Богатство цвета, большие, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты.

Массивная мебель – Прежде всего, предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью.

 

Маленькие комнатыс низкими потолками. Стены оббиваются деревянными панелями, текстилем. Много тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Шаблон паркета и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Большое количество мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами.

Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту. >

В искусстве

Динамичность композиций, яркость, цветистика, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов. и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности – пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастуских мотивов и оголенной натуры. Игривые, кокетливые образы.

 

В моде

Все подчиняется этикету. Великолепие, чопорность, сложность, капризность, большое количество украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значимости и зрелости. Причудливость и неестественность внешнего вида. Утонченность, женственность и даже чопорность, хрупкость, стройность, рафинированность, умышленное искажение. естественных линий тела человека. Стремление отметить юность, молодость.

 

Итак подытожим:

  1. Стиль рококо появился позже стиля барокко и унаследовал много его рис. Но он трансформировал их, смягчил и уменьшил масштабность.
  2. Барокко свойственны контрастность, помпезность, монументальность, темные яркие цвета. Прерогатива рококо – изысканность, легкость и утонченность, в нем преобладают светлые пастельные тона.
  3. Для барокко обязательна строгая симметричность, рококо построен на асимметрии.
  4. У барокко в почете масштабность и объем, у рококо преобладает внимание к мелким деталям, ювелирной работе.
  5. Для барокко характерна контрастность, для рококо – плавный цветовой переток.
  6. Рококо противопоставляет претенциозной театральности барокко игривое изящество и камерность.
  7. Барокко – торжество и величество, рококо – Утонченность и галантность.

 

Теперь давайте будем решать к какому архитектурному стилю, по вашему мнению, относится кафедральный собор в Тернополе. Думаю, вам не будет сложно это сделать. Данная информация получена из открытых источников, не составляет никакой тайны и находится в свободном доступе.

Вы спросите, при чем здесь хамство?

Хамство категория библейская. Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Сын Ноя Хам пренебрежительно отнесся к своему отцу после потопа. Потомки Сима называются семитами. Потомки Яфета называются яфетидами. Потомки Хама называются хамитами. …Хамиты всегда были подчиненными других народов, а некоторые и до сих пор остаются дикарями.

У меня пока «все».

Василий Будик
архитектор

>