Благовещение 7 апреля

Благовещение 7 апреля

Благовещение — 7 апреля.

По церковному календарю сегодня — Благовещение Пресвятой Богородицы . Оно считается одним из крупнейших весенних праздников.

Благовещенская просфора и стретенская вода — целебные , а поэтому их хранят на божнице между святыми образами.

В этот день » Бог благословляет все растения » , а потому грех браться за какую-то работу . Строгие запреты связаны с беременными — им совсем работать нельзя — потому что » непременно отрежет ножку своему ребенку » .

 

Много поверий этого периода связаны с птицами. Уже знаем , что на крестопоклонной ворона крест кладет , то на Благовещение птицы гнезда не вьют , а какие будут выть , то не смогут летать целый день. А кукушки поэтому не имеют собственного гнезда и подбрасывают яйца в чужие , потому что когда-то на Благовещение вили гнезда и за это Бог отобрал им память. Только воробьи в этот день чинят гнезда , потому что они » басурманы между птицами » .

Все , что дало приплод в хозяйстве в этот день , считалось плохим , нечистым , из которых » добра не ждать » . Рожденных телят и овец сразу резали .

Крестьяне в этот день выгоняли все «живое хозяйство» улицу — » чтобы весну слышали и сами о себе заботились » .

Интересные верования связаны и с землей — считалось , что от Ввод и до Благовещения земля спит , отдыхает , набирается сил , а потому беспокоить ее было грехом — нельзя было копать землю , обрабатывать инструментами. Также считалось , что в этот день » солнце играет» .

М. Грушевский считал , что так много запретов в этот день потому, что это — «праздник земли , против которого предписывается робкий мистицизм , чтобы его чем-то не осквернить , не нарушить » , а потому всевозможные » поверки , магические акты , гадания связаны с сею основной идеей: пробуждение земли и скрытого в ней жизнь » .

Пословицы об этом дне :

 — На Благовещение весна зиму окончательно поборола

— Благослови зиму разрушает

приметы:

Если вечером звездно , то родят конопли

Какая погода на Благовещение , такая и на Великий день

Хорошая погода — хороший урожай

Туманное утро — половодье на реках

Если на Благовещение лежит снег — лето неурожайный

Если появятся лягушки и исчезнут , то столько еще будет холодно

Благовещение без ласточек — холодная весна

На Благовещение всякая гадь вылезает из гнезда

На Благовещение аист прилетает и медведь встает

 

Хорошей приметой было увидеть в этот день ряст и стать на него босыми ногами : «Как найдешь в этот день ряст , то сорви , брось под ноги , топчи и говори : « Топчу , топчу ряст , дай Бог , дождаться и на тот год топтать ! ».

« Топтать ряст » — значит жить , « не топтать хохлатки » — умереть . «Видимо , ему уже хохлатки не топтать » , говорят о слабого мужчины .

На Благовещение девушки выводят после обеда , возле церкви первый весенний хоровод : «Кривой танец». Взявшись за руки , девушки длинной чередой бегают между тремя ивовыми колышками , воткнутыми в землю , и поют :

                        Мы кривого танца идем ,

                        Конца ему не найдем , —

                        То в гору , то в долину ,

                        То в розу , то в калину …

                        А мы кривом танца

                        Не выведет конца ,

                        Его надо вести ,

                        Как венчик плести …

«Кривой танец » — это не только встреча , вернее , поздравления весны — это еще и символ пробудившейся жизненной энергии. К этому времени весну только « выглядели » и « призвали » , а теперь она уже здесь , она уже пришла и вступила в свои права.

А вот на Полесье существовал интересный обычай на Благовещение «водить стрелу » по селу и при этом петь :

Летела стрела да и вдоль села .

В воскресенье рано да и вдоль села .

А убила стрела вдовы сына

В воскресенье рано , вдовы сына.

Ой лежит тело , как бумага белая .

В воскресенье рано , как бумага белая .

Да никто к плоти не приступит .

В воскресенье рано, не приступит .

Приступило и две барышни .

В воскресенье рано и две барышни .

Взяли тело да и на рученьки .

В воскресенье рано , да и на рученьки .

Понесли тело и к церквушке .

В воскресенье рано , и к церквушке .

 Сама церквушка одчинилася .

В воскресенье рано , одчинилася .

Да сами свечи загорелись.

В воскресенье рано , загорелись.

Да сами колокола задзвонилися .

В воскресенье рано , задзвонилися .

Да сами книги зачиталися .

В воскресенье рано , зачиталися .

Да же тело схоронилося .

В воскресенье рано , схоронилося . (Киевская обл . , Чернобыльский р- н , с . Староселье . Записала Лидия Орел)