Categories: НОВОСТИ

Благовещение 7 апреля 2014: приметы, что нельзя делать

Благовещение 7 апреля

НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ЗИМЫ не ругай

Современникам , особенно молодежи , обряд , связанный с топтанием хохлатки , почти неизвестен, хотя в древности , по крайней мере еще в 20 — х годах нынешнего столетия , он был в потреблением почти на всем территории Украины и пользовался большой популярностью.

Теперь от этого действа сохранились лишь крылатые афоризмы :

«Ему уже не топтать хохлатки » ,
«Он уже оттоптал свой ??ряст ».

Говорят, как вы догадываетесь , о людях безнадежно больных.

Поэтому давайте вспомним этот забытый , но очень интересный обычай нашего народа ..

Весной , когда берега рек и луга пестрели первыми весенними цветами , в том числе и рястом , подснежниками , первоцветом и сон- травой , люди , прежде всего больные и пожилые , отыскивали кустики и , разувшись , босиком топтали их , приговаривая :

Топчу , топчу ряст , ряст ,
Дай Бог , дождаться ,
И на тот год топтать !

Не пропускали этому случаю дети и молодежь. Собравшись в группы , они шли в поле искать ряст . Найдя зеленые кустики , становились кучками и , пританцовывая , декламировали :

Топчу , топчу ряст , ряст ,
Бог здоровья даст , даст.
Еще буду топтать ,
Чтобы на тот год дождаться!

Благовещение 7 апреля

Когда же наталкивались на сон — траву , потому ряст не всюду рос , то говорили :

Дай Бог , дождаться ,
Сон- траву топтать !

Девушки , идя в этот день за водой , искали цветы первоцвета : это якобы предвещало , что в этом году обязательно придут сваты .

Сорванную цветочек надо было положить за пазуху и держать там до Пасхи , когда впервые споют «Христос воскрес » . После этого ее клали за образы- « на счастье».

Эти и подобные им действа непосредственно связанные с Благовещением Пресвятой Богородицы, приходилось на 7 апреля. Это одно из крупнейших весенних праздников.

Крестьяне с особым уважением относились к нему , поскольку считали , « что Бог в этот день благословляет все растения » , а затем было за большой грех браться за любую работу. Особенно предостерегали беременных женщин , « потому непременно отрежет ножку своему ребенку ».

Старые люди говорят , что даже птица на Благовещение вьет себе гнезда .

Существует поверье — кукушка поэтому не имеет своего гнезда и подбрасывает яйца в чужие , « некогда на праздник вилы гнезда и Бог отобрал ей память».

В некоторых же регионах считали , что только одна птица — воробей чинит гнездо , «поскольку не знает такого праздника , потому что он , видишь , бусурманин между птицами ».

Более того , старые люди верили , что все рожденное в этот день имеет недостаток : «От Благовестной теленка добра не ждать » , а « снесенное яйцо обязательно будет бовтливе …»

С Благовещением связано и другое поверье: в этот день аист должен обязательно снести хоть одно яйцо.

Однако хозяева старались не брать яиц из гнезд домашней птицы , верили , если прикоснуться к ним рукой , то вилуплюватимуться цыплята с двумя головами.

Кроме того , если корова или овца приносили приплод на Благовещение, то некоторые крестьяне сразу резали их , « потому что с таких добра не ждать ».

Считается большим грехом занимать в этот день огонь , а чтобы град обошел стороной во время жатвы , то надо на Благовещение — так считали полищуки — закопать в конце посева просвиру , которую специально освящали в церкви.

Благовещенская Проскурка считалась же вспомогательной , как и иорданская вода : в основном ее смешивали с землей и высевали на четырех углах поля , « чтобы обходила дождевое облако , и град не побил посева » , а гадалки давали больным от лихорадки .

На Закарпатье девушки расплетали до восхода солнца волосы , обошли вокруг дома и трижды подметали домашнюю пол . Мусор вместе с веником выбрасывали к ручью и , набрав воды в ведерко , несли к тому месту, где должны были сажать капусту , которая после этого не слизнитиме (кстати , на Слобожанщине в эту пору должна быть высаженной в грунт рассада ) .

Издавна в Украине , особенно в городах , был обычай выпускать на Благовещение птиц. Горожане специально для такой оказии покупали клеточки с пернатыми и , вернувшись с церковной службы , выпускали на волю « меньших братьев » , а крестьяне выгоняли из домов котов , спускали с цепей собак и выгоняли из хлевов скот , « чтобы слышали весну и сами о себе заботились ».

Особые надежды с этим праздником связывали и пасечники. Некоторые мешающего с медом просвиру и подкармливал пчел , « чтобы зубастыми были » , другие в медовой сотые добавляли красный перец и ставили на летки волчьи пасти — « пчела , которая пролезет через нее , сумеет видгризтися от чужаков » — или расстилали перед ульем красную ткань — «самый злятся на обидчиков ».Лучшие секс игрушки по доступным для вас ценам только для вас.

Чтобы коровы давали много молока , вечером накануне Благовещения хозяйки наполняли ведра и подойники водой , а чтобы ведьмы не доели их , обсеивали хлев маком — самосием , сжигали старые лапти или шляпы и пеплом подкармливали коров.

Некоторые не впускал в свои дома чужих женщин и девушек , «чтобы не принесли беды».

Массовые хороводы конечно начинали на Пасху. Но первый зачинок следовало сделать на Благовещение.

Благовещение 7 апреля

Девушки выходили на луг и выкрикивали :

Уж весна воскресла , —
Что же то нам принесла ?
— Принесла вам росу ,
Девическую красоту !

Крестьяне считали , что от Введения до Благовещения « земля отдыхает и силы набирается ». Поэтому на Гуцульщине в большинстве случаев прекращали все работы на земле , потому что гуцулы считали , что « Бог вкладывает голову в землю , чтобы ее разогреть , и от того пробуждается вся живности , что спала на земле».

С этим , очевидно , связан еще один обряд , который в народе называли Вдовин плугом. Эта высокогуманных форма общественных отношений свидетельствует о добродетель народной морали и благородство отношений среди простого народа.

Именно в этот день сельские общины , собравшись на свои веча , решали , кто и когда будет обрабатывать поля вдовам и сиротам. Ведь издавна в Украине существовал обычай: первую весеннюю вспашку начинали в тех семьях , где не было хозяина.

Выполняли эту насущную и важную работу с помощью толоки , т.е. коллективно и без оплаты. Считалось безнравственным , если кто-то из односельчан , презрев обычаю , раньше от вдов начинал пахать у себя дома.

Как видим , с Благовещением — одним из самых знаменательных весенних праздников , связано множество обрядов , что сохранили немало загадочного от дохристианских верований . Одну из таких зафиксировал свое время П. Чубинский.

Если кто-то хотел иметь шапку- невидимку , то должен в этот день поймать ужа , отрубить ему голову и вместе с тремя горошинами закопать в углу . К Пасхе зерна имеют прорасти . Вырвав зело , с ним надо пойти в церковь . В это время в храме ходить черт в золотой шапке- невидимке , но его никто не видит. Следовательно, нужно неожиданно подойти и схватить эту шапку . Черт давать за нее большие деньги , и брать их нельзя «так как конечно : бесу деньги — черепки ».

Ввиду разнообразия древних верований , М. Грушевский считал , что Благовещение — это «праздник земли , против которого предписывается робкий мистицизм , чтобы его чем-то не осквернить , не нарушить » , а потому всевозможные « поверки , магические акты , гадания связаны с сею основной идеей: пробуждение земли и скрытого в ней жизни ».

Этой идее подчинены древние верования и обряды , ее подтверждают и именные пословица: « На Благовещение весна зиму окончательно преодолела » или « Богослов зиму разрушает ».

Именно поэтому крестьяне внимательно следили и за погодой.

Какая погода на Благовещение , такая и на Пасху.

Хорошая погода — хороший урожай .

Если на Благовещение лежит снег — лето неурожайный .

На Благовещение птица гнезда вьет .

Благовещение без ласточек — холодная весна.

На Благовещение аист прилетает и медведь встает.

Когда на Благовещение дождь , то родится рожь и грибы , а когда мороз — огурцы.

Если посеять накануне Благовещения горох , — будет обильный и помощник .

Когда опыт на Благовещение без ветра и тепла , — будет хороший урожай .

«Бог , — говорили крестьяне , — в этот день благословляет растения , и все начинает расти ».

И все же предупреждающие земледельцы напоминали : « На Благовещение зимы не ругай , а саней не скрывай ».

Василь Блажко

Редактор отдела – магистр агроном Национальный Аграрный университет (2014 год). Опыт работы в журналистике 7 лет, с 2014 года работаю на Суперсадовнике

Share
Published by
Василь Блажко

Recent Posts

Kernel стал партнером павильона Украины на COP29 – Международной климатической конференции ООН 2024

В этом году 29-я Конференция сторон к Рамочной Конвенции ООН по изменению климата состоится с…

14 часов ago

Новый каток-измельчитель DURACUT от BEDNAR: первые результаты на полях Украины

Компания BEDNAR рада сообщить, что наш новый каток-измельчитель DURACUT официально приступил к работе в Украине.…

14 часов ago

Результаты урожайности новых гибридов кукурузы компании «Сингента» в 2024 году

" 20 • Оптимальный срок сева за прогревание почвы на глубине заделки семян до 8–10 °С;• Гибрид…

19 часов ago

70% опрошенных компаний будут инвестировать в Украину, несмотря на войну

Это демонстрируют результаты новой волны исследования «Индекс инвестиционной привлекательности Украины», проведенного Европейской Бизнес Ассоциацией в…

1 день ago

Почему агропроизводители все пристальнее присматриваются к гороху.

На фоне полей широкополых под любимыми ныне соей или подсолнухом увеличение площадей под горохом не…

2 дня ago

Единый стиль для всей техники: AMAZONE обновляет цветовую идентичность

С декабря 2024 года все новые модели почвообрабатывающей техники бренда Schmotzer и техники для коммунального…

4 дня ago