Хорошо, что нам приходится праздновать Благовещение Девы Марии в воскресенье, в этот сакраментальный день воскресения, который собирает нас на Божественной литургии. Несмотря на трагедии, которых мы сейчас испытываем на каждом шагу, можем и даже должны находиться в радости, потому событие, которое мы чтим сегодня, побеждает всякую смерть и открывает нам путь к жизни. И мы поем: «Сейчас восходит солнце нашего спасения!».
Поймите, что благовестие — это первая весть о Благую Весть, о «Евангелие жизни». Деве Марии это счастливое событие не просто уведомлена. Она дарована, доверенное и впервые наконец принято. Тогда трагедия мира и все трагедии нашей жизни начинают выходить из темноты.
Действительно, в тот день в Назарете сам живой Бог начинает прорастать в земле нашей человеческой природы. Силой Святого Духа Дева Мария начинает в своем теле Сына Божия, в ней и через нее берет на себя нашу человеческую природу, чтобы сделать нас участниками своей божественной природы. Вечный Сын Отца становится Сыном Девы, чтобы воссоздать нас на свой облик и чтобы мы жили в Нем жизнью Отца.
Событие Благовещения чрезвычайная тем, что Сын Божий становится человеком, чтобы все люди стали приемными детьми Отца. От того, как мы принимаем Благовещения, зависит содержание нашей жизни на каждый день: или мы остаемся заключенными смерти, или принимаем «свет тихое» Отца, которое разгоняет густую тьму нашей души. Благовещение Деве Марии — это действительно «восход солнца нашего спасения», ведь в ней Христос, вечный свет, берет на себя нашу тьму, чтобы дать нам новое рождение для дня, что не знает сумерек.
Без сомнения, переживания Пресвятой Богородицы того дня — чрезвычайное, но оно не ограничено тем одним выдающимся моментом. Всем своим существом она переживает, что воплощать Церковь, — рассвет нового творения. И это означает, что каждый из нас, в меру своих даров и своей веры, призван переживать то же таинство. Церковь еще находится в состоянии Благовещения, и именно с этого она начинается. Мы, дети Отца в Сыне, являются людьми, непрерывно начинают рождаться от Него, давая на это свое согласие. Через свое воплощение любимый Сын принял на себя нашу человеческую природу, полностью, раз и навсегда, но каждый раз, когда я отвечаю Его любви «да» — это новое начало.
В Благовещенье Приснодевы Марии Отец исполнил в верности обет, которую оставил нашим праотцам, «дав Слово» (ср. Ин. 1, 14), посылая своего единородного Сына и зсилаючы своего Святого Духа, Который дает тело Его Сыну, но и сейчас сколько Благовещения , тихих и незаметных, дарит Он нам в своей неустанной верности, в Божественной литургии, когда мы можем слушать, принимать и потреблять животворящее Тело Его Слова, в частном молитвенном чтении и размышлении над Священным Писанием, в котором воплотилося Его Слово. Через традицию сохранения Его Слова, которое Его Церковь — сакраментальный Тело Христа — постоянно дарит нам. Также Отец тайным способом дарит нам благовестие, через наше общение с каждым человеческим лицом, ведь Иисус, Эммануил, — живой, «с нами Бог» (Мф. 1, 23), и ничто не может отделить нас от Его любви … Каждое такое благовестие — это восход солнца нашего спасения, но как мы принимаем его?
Научимся от самой Богородицы принимать его. «Вот я раба Господня; …» (Лк. 1, 38), — говорит она. В словах «вот я» отражено отношение Бога, взгляд которого обращен к «миру, поступающей» (ср. Ин. 14, 30), и таким может быть наше отношение, если согласимся быть смиренными слугами, постановления себе это сердцем тихим и любящим , освобожденным от тирании нашего «я», исполненным доверия, преданным милосердной любви Отца нашего … А потом Богородица говорит: «Пусть со мной случится по твоему слову» (Лк. 1, 38). Мы знаем, что это Святой Дух наполняет в нас Слово Отца и сменяют нас в Нем, при условии, что мы открыты к Его животворного луча. Это Он является той «силой Всевышнего» (см. Лк. 1, 35), что совершит в нас, с нами и через нас Божьи чудеса в этом мире, который ждет освобождения.