Первый день поста посвященный празднику «Происхождение (вынос) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был определен в Константинополе в качестве избавления от болезней, которые в августе там были не редкость. В этот святой праздник в Софийском соборе с казны полагался Крест, на котором был распят Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялись от телесных и душевных болезней.
В этот день в храмах верующие совершают поклонение Кресту, и происходит малое освящение воды. Вместе с водой освящают мед нового сбора, поэтому этот праздник еще называют «Медовый Спас».
19 августа верующие празднуют двунадесятый праздник «Преображение Господне». В этот день вспоминается событие, произошедшее на горе Фавор, где перед своими учениками преобразился Христос в Божественной славе. Этот праздник уникален тем, что Церковь его празднованием исповедует соединение во Христе двух природ: Божественной и человеческой. Христос дает надежду и открывает дорогу на преображение для всего человечества. В этот день в храмах происходит освящение плодов — яблок и винограда, отсюда и название «Яблочный Спас».
Как уже было сказано, Успенский пост по строгости приравнивается к Великому, то есть без молочных, мясных и рыбных блюд. В субботу и воскресенье можно есть растительное масло, и только в Преображение Господне разрешается подавать на стол рыбные блюда. Если конец поста приходится в среду или пятницу, то в эти дни тоже разрешена рыба, а разговения переносится на следующий день.
Успенский пост заканчивается большим праздником Успения Пресвятой Богородицы 27 августа. В этот праздник в вечернее богослужение в храмах из алтаря выносят Плащаницу с изображением Божией Матери для поклонения верующих. Плащаницу выкладывают посреди храма к крестному ходу вокруг церкви и чина погребения.
Пресвятая Богородица была взята на небо в теле и на третий день появилась апостолам за трапезой, произнеся: «Радуйтесь! Я с вами во все дни », на что апостолы, подняв хлеб, воскликнули:« Пресвятая Богородице, помогай нам ». В память об этом событии в монастырях монахи осуществляют чин панагии — в честь Царицы Небесной возвышается часть хлеба. В период после окончания Успенского поста и до Рождественского поста по средам и пятницам разрешается рыба только в двунадесятые и храмовые праздники. Растительное масло по средам и пятницам разрешается только тогда, когда на эти дни выпадают праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.