1. любой цвет на фоне контрастного воспринимается насыщеннее, сочетание контрастных цветков позволяет увеличить общую насыщенность рисунков;
2. при сочетании некоторых цветков уменьшается ощущение их насыщенности, при этом тем более, чем более близко оттенка находятся в цветовом круге;
3. контраст тем сильнее, чем более отличие в светлоте и насыщенности.
Контрасты могут быть цветовыми (сочетание различных тонов при равных яркостях) и яркости (сочетание разных яркостей, равных по цветности). Оттенка, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтого цвета — сиреневый, голубой — багровый, зеленоватый — красный). Вообще же цветовой контраст — преувеличение фактической разницы м/у одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветков, помещая их по соседству с контрастными. Контрастные сочетания возможно получить при увеличении количества дополнительных цветков, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленоватый.
На красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтого цвета, желтого цвета — зеленеет, а зеленоватый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне багровый и синие оттенка приобретают сиреневый оттенок, желтого цвета становится более близко к оранжевому.
За исключением гармоничных цветовых сочетаний есть и дисгармоничные (негармонические). Негармоничные сочетание, к примеру, пурпурный и сиреневый, синий и зеленоватый, оранжевый и красный, требуется нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветков вводят светлый, серебристый, сероватый, нечасто — черный.