В этот день весь христианский мир отмечает день святителя Николая Чудотворца. И дети и взрослые, в ожидании чуда, ищут под подушками подарки. А те, кто не был послушным и вежливым, могут получить розгу.
Николай жил в конце ИИИ в начале ИV века. Долгое время был епископом в Мирах в провинции Ликия в Малой Азии. После смерти он прославился даром творения чудес и поэтому Николай — Чудотворец.
Николая, которого считали покровителем земледелия, повелителем стихий, Добрым (Угодником), чествовали пышно. Верили в чудодейственную силу святого: с ним связаны случаи чудесного спасения замерзших, утопленников, путников, оказавшихся в беде. Именно поэтому Запорожское казачество считало Святого Николая своего заместителя, который спасает их от всяческих стихий во время военных походов, как на суше, так и на море. Также в честь Святого Николая на Запорожской Сечи строили церкви и украшали его иконы пышными одеждами из драгоценного каминнямя и золота.
Храмовые (престольные) праздники, в том числе и Николая, в Украине отмечали со службой Божьей, гостиной, Навещание родственников. Это был пост, и поэтому готовили постные блюда: пирожные, пончики, вареники с постной начинкой, блины, пекли белый хлеб, калачи и пироги.
На Николая реки уже замерзали так, что по льду безопасно было ездить на санях. Приговаривали: «Варвара ночи прервала, и дня приточила, а Николай морозом присушив», «Варвара приготовляет, Савва мосты мостит, а Николай гвоздем прибивает», «Варенька постеле, Савочка погладит, а Николай стукнет». Наблюдали за погодой в этот день. Если ветви утром украшал иней, ждали урожая на овес. Если к Николаю насыпало много снега, можно ожидать урожая на все зерно. И наоборот — голая, замерзшая комьями земля не способствовала плодородия. Тогда молились святому Николаем, умоляя его спасти озимые и все зерновые.
В этот день, как и на Новый год, и на Рождество, первым переступить порог двора, дома, хлева, риги должен хозяин или близкий к семье человек, и желательно небедный. Если приходил кто-то чужой, да еще и несчастный, боялись его, как носителя злой силы, нищеты. Поэтому на Николаевские святки не просила милостыню, а женщины не выходили из дома, даже чтобы одолжить огня или соли. В Карпатах и ??Прикарпатье первых носителей добра называли полазником, верили в их чудодейственные свойства. В некоторых местах эту роль выполняла скот: бычок, вол или лошадь, которых вводил в сени хозяин. Они символизировали следующее благоденствие семьи. Верили, что святой Николай занимается дикими и домашними животными. Поэтому, когда скот недужала, молились Чудотворцу, просили помощи. Во многих народных рассказах он выступает в роли целителя.
В Карпатах, Закарпатье и Прикарпатье по дворам ходили группы ребят, среди которых один был перебран на святого Николая. Чаще всего он отличался мерлушковой шапкой с шлыком (как у казака). Ребята носили подарки (как правило, это были пряники в виде символизированное святого Николая — «миколайци», «николайчики») и прут. Послушным детям раздавали печенье, а непослушным сначала показывали прут, а затем, змилостивившись, все-таки дарили пряник. В городах родители сами клали детям ночью под подушку «миколайця». Найдя утром печенье, дети очень радовались и хвастались друг перед другом своими подарками. Позднее этот обычай распространился и на взрослых, особенно популярен он среди молодежи. Ребята и сейчас обмениваются памятными безделушками и «миколайцямы».
В независимой Украине образ Святого Николая и традиции дарить подарки возрождаются. Святой Николай рассматривается как отечественный аналог российского Деда Мороза, американского санта Клауса, финского Йоулупукки и соответствующих персонажей в других странах.