Философский сад

Философский сад


Термин «философский сад» берет свое начало в Древних Афинах. Так там называли благоустроенные платановые, тополиные, маслиновые рощи, в которых философы уединялись со своими учениками и проводили занятия. Так, Платон в IV веке до нашей эры читал лекции, прохаживаясь по дорожкам Академии — рощи, посвященной любимому афинянами герою Академосу.
Самый скромный и небольшой философский сад на окраине Афин принадлежал Эпикуру, многие коллеги даже презрительно называли его сад огородом. Те «ученые» афинские сады были больше похожи на современные городские пейзажные парки или даже парки культуры и отдыха — с павильонами, бассейнами, термами. Сегодня же философскими принято называть более интимно обустроенные «ниши покоя». Но главным и неизменным остается афинский принцип — это место, где думающему человеку можно уединиться, укрыться от чуждого мира.
Пещерная защита
Такие сады и садики, скрытые от посторонных глаз (чтобы побыть наедине с собой, расслабиться, посмотреть на небо, почитать книгу, спокойно попить кофе, послушать пение птиц), называют также секретными, тайными садами уединения. В современном переполненном людьми мире это места для восстановления душевных сил. Как же правильно обустроить их?
Начнем с психологии. Замечали ли вы, как любят маленькие дети прятаться то в ящиках шкафа, то в коробке от нового пылесоса? Они ищут себе «норку». Такое желание — сбежать хоть ненадолго от забот, разговоров, обязанностей — сидит и в нас, взрослых, поэтому и нам нужны «норки» или, как говорят психологи, «ниши покоя». Считается, что в саду наиболее спокойно и расслабленно человек может себя чувствовать в некоем подобии пещеры — когда спина надежно защищена, например, сзади стена дома, глухой забор, а впереди — хороший обзор, но сам ты при этом не виден, чтобы никто не мог незаметно подобраться. И желательно, чтобы все это было на небольшом возвышении. Теперь вы понимаете, почему таким популярным было создание искусственных гротов в дворянских садах-парках?
Современный философский сад легко создается на участке любого размера, в саду любого стиля и даже на огороде. Еще лучше, если таких уединенных уголков будет несколько. Ландшафтные дизайнеры советуют несколько вариантов, имитирующих «пещерную защиту». Выверенная веками классика — это боскеты, то есть замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных стриженых деревьев или кустарников. В боскете можно поставить только кресло или скамью, или же обустроить водоем, фонтан, цветник — словом, сделать то, чего душа желает. Растения для цветников в боскетах придется выбирать теневыносливые (хосты, арункус, астильба, бруннера и др.), поскольку зеленые стены закрывают солнце. Для устройства же самих боскетов в нашем климате лучше использовать липу мелколистную, ель колючую, акацию желтую, барбарис обыкновенный, жимолость синюю, различные виды боярышника, кизильник блестящий, клен татарский, смородину золотистую. Делать полностью замкнутые боскеты для сада не рекомендуется, но вход размещают с соблюдением правила «ты видишь, тебя не видят».

Лабиринт и живая беседка
Если снова вспомнить Платона, которому лучше думалось на ходу, то понимаешь, что наши современные частные садики слишком малы для философских прогулок. Что же делать? Тут можно посоветовать удлинять дорожки всевозможными поворотами, но лучший вариант — лабиринт. В небольшом саду его устройство позволяет увеличить длину уединенных прогулочных дорожек в 10—20 раз. Утверждают, что из путешествия по лабиринту человек возвращается обновленным, с полной внутренней гармонией, в чем, собственно говоря, и заключается символический смысл любого такого сооружения. Садовый лабиринт — запутанные проходы, ограниченные высокой зеленой стриженой стеной — это своеобразная форма боскета. Обычно его устраивают из граба, липы, боярышника, высаживая деревца так, чтобы после стрижки ширина дорожки между стенами составляла минимум 70 см. Лабиринты появились впервые в садах эпохи Возрождения и широко распространились в украинских и русских дворянских садах-парках XVII—XIX веков.
Динамику философскому саду придают и разные по типу оформления уголки. Пусть в одном месте манит уединиться с книгой увитая зеленью пергола, там можно и гамак повесить, в другом — стоит беседка. Часто беседку размещают на возвышении, окружая с наветренной стороны деревьями и кустарниками различной высоты. Перед входом обязательно оставляют открытое пространство. Еще интересней сделать так называемую живую беседку из переплетающихся ветвей деревьев и кустарников. Для этого по периметру будущей беседки, скажем, 3х3 м, высаживают хорошо гнущиеся виды — липы, клены, ивы, рябину круглолистную, иргу на расстоянии в 1 м. Затем ставят несколько деревянных стоек, чтобы натянуть между ними проволоку для подвязывания и направления ветвей, как при выращивании на шпалерах. Когда растения достигнут нужной высоты (2 м и более), их ветви начинают сплетать и направлять так, чтобы образовалась зеленая крыша. Чтобы внизу не было оголенных стволов, хорошо сделать подсадку из кустарников или вьющихся растений (девичьего винограда, лимонника).
Секретный уголок можно обустроить и прямо внутри цветника, замаскировав скамейку, кресло среди высоких растений или злаков. Для этого надо выкопать несколько растений, а место для скамейки визуально выделить слоем мульчи из щебня, щепы, дробленой коры. Это чудный секретный уголок для наблюдений за бабочками, созерцания красоты цветов, вдыхания ароматов. Еще один рекомендуемый вариант — устроиться под большим деревом, спилив несколько нижних его веток так, чтобы образовался полог, особенно подходят для этого вишни с поникающими ветвями. В таком убежище хорошо высадить тенелюбивые почвопокровники (плющ, барвинок, печеночница, медуница, кислица обыкновенная, фиалка лесная, купена). Также прекрасный способ выделить зону уединения — установить решетчатый «дачный» забор и пустить по нему вьющиеся растения.
Специалисты же по фен-шуй рекомендуют разместить в философском саду деревянную скамейку так, чтобы сидящий смотрел в сторону северо-востока — это направление приносит ясность ума и мудрость.

Цвета и звуки,
что печалят и радуют
Обустройство философского сада требует особенно внимательного отношения к цветовой гамме растений и декора. Гете в трактате «Учение о свете» писал: «Цвета воздействуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают и волнуют, печалят или радуют».
По степени возбуждающего влияния и характеру эмоционального воздействия цвета расположены так же, как в спектре: от холодных — спокойных, умиротворяющих до теплых — возбуждающих. Теплые — это красный, оранжевый, желтый, холодные — синий, голубой, фиолетовый. Несколько особняком стоит зеленый — он связующий, успокаивающий, мирный, пассивный, а вот уже светло-зеленый — оживленный, веселый, темно-зеленый — холодный, сдержанный. Используя же оттенки голубого различной насыщенности, можно усилить мечтательность (светло-голубые, серебристо-голубые тона) или таинственность (более темные сине-голубые или даже сине-фиолетовые тона). Фиолетовый настраивает мысли на вселенский, космический, божественный лад.
Наши сады в общем-то достаточно наполнены звуками — пение птиц, жужжание насекомых, шелест листвы, но и тарахтение газонокосилок, особенно соседских, визг пил… Усилить гипнотическую ауру приятных уху звуков и абстрагироваться от неприятных поможет журчание воды. Без него философский сад будет неполным. Хороша всякая вода — спадающая каскадом, тихо льющаяся, падающая каплями, подойдет и очень простой недорогой фонтанчик.
Для полноты жизни человеку нужны ароматы. Их в философском саду можно распределить «по вертикали» — от душистых почвопокровников под ногами до благоухающих роз над головой. Для верхнего яруса подойдут также чубушник, клематисы итальянский (Clematis viticella) и жгучий (С. flambula), жимолость каприфоль. Между плитами дорожки хорошо высадить гвоздику перистую, тимьян лимоннопахнущий и обыкновенный. Возле скамееек или вдоль дорожек — ландыш, маттиолу, резеду, мяту, шалфей мускатный, котовник, мелиссу, душицу, бархатцы, монарду. Лимонный запах даст полынь лекарственная, аромат ванили — гелиотроп древовидный, густым медовым духом окутает молочай медоносный с огромными до 0,5 м в длину соцветиями.
Цветочное оформление философского сада — это как личный альбом, в котором собраны дорогие и понятные именно вам растения, символы, знаки, ведь это сад очень и очень личностный, сделанный только для себя и ничуть не на публику. Потому он и секретный, что это пространство, куда впускают лишь близких по духу.