Фото из сети Интернет
Даже во время всеобщей информационной доступности, социальных сетей и засилья маркетинговых технологий далеко не все знают о ботаническом саду в Кременце. А это место, между тем, привлекает особой атмосферой, богатством природных ландшафтов, красотой и уютом.
Ко всему этому недавно добавилась нотка оригинального творчества скульптора-резчика Василия Петровского, в работах которого внешняя экспрессия сочетается с глубоким внутренним наполнением, а простые, непретенциозные формы и образы обнаруживают мощные философско-этические смыслы. Поговорили с Василием о жизни и творчестве, реализованных проектах и замыслах, о миссии современного искусства.
Василий рассказывает, что сотрудничество с Кременецким ботаническим садом началось еще перед карантином, когда он половину своего времени проводил в Германии. За границей была хорошая работа, но Кременец решил выйти на новый этап творческого роста. Сначала это было на бесплатной основе — как своеобразный волонтерский проект, но впоследствии переросло в плодотворное и многомерное партнерство. Одним из первых произведений, вырезанных для ботсада, стала любимая уже теперь кременчанами и гостями города скамейка-«барсучок». Постепенно стало понятно, что эти точечные вещи могут работать системно, в направлении создания и продвижения бренда «Кременецкий ботанический сад».
Портал между мирами
Как отмечает художник, идея создания галереи скульптур в ботаническом саду возникла органически, а вот названия сначала не было. В то время он активно работал над подготовкой первой выставки, которая состоялась в Кременецком ботаническом саду, нарабатывал наработку, осмысливал и продумывал определенный концепт. И вдруг пришло название для проекта — «Открытый портал». Конечно, здесь большая часть мистицизма, каких-то даже кинематографических аллюзий, но прежде всего «Открытый портал» — это о переходе между обычной повседневностью и более тонкими, нематериальными плоскостями, чем-то, что можно постичь скорее интуитивно, почувствовать на духовном уровне.
Скульптуры, представленные в галерее, несут особую смысловую нагрузку — они, в большинстве своем, достаточно абстрактны, что заставляет визионера задуматься, вовлекает его в творческое взаимодействие с автором. Интересной изюминкой, дополнительным «контентом» есть тексты, сопровождающие каждую из скульптур. Их автор пишет сам, и, как отмечает, здесь нет случайностей, все должно созреть, дождаться своего момента, сформироваться в единый, целостный продукт.
Важно ставить перед собой глобальные цели< /p>
Господин Василий — энтузиаст маркетингового (в хорошем смысле) продвижения Кременецкого ботанического сада, влюбленный в родной город, украинскую землю и культуру. Это ощущается во всем — в его работах, текстах, в общении. Как отмечает скульптор, одна из актуальных задач для него — улучшение туристической привлекательности Кременца — хотя до недавнего времени он и не мыслил подобными категориями. Однако его деятельность в этом направлении не осталась незамеченной — в частности, Василий Петровский недавно получил международную премию «Всемирный орден культурной дипломатии». Художник отмечает, что все мы делаем маленькие дела, но если двигаться в правильном направлении и приложить достаточно усилий, то можно добиться вполне видимого результата.
Господин Василий говорит: «В Германии, например, на тебя смотрят не как на отдельного человека, а как на представителя какой-то культуры. Это очень ответственно на самом деле — быть украинским художником и представлять таким образом нашу страну мировому сообществу.
Персонаж для ботанического сада
Василий Петровский отметил, что в рамках работы над проектом «Открытый портал» возникла задача создать некую концептуальную скульптуру, ключевого персонажа всей локации. Вместе с тем оставался момент определенной атракционности, привлекательности для аудитории посетителей. Во время творческого поиска художник обратился к истории — ведь Кременецкий ботанический сад появился на месте монастырского сада монахов-иезуитов, выращивавших там лекарственные растения. Так и возник образ пожилого мужчины в стилизованном монашеском наряде. Не сразу, но он получил простое, а вместе с тем, очень символическое имя «Василь». Это — не прямая отсылка к биографизму, а скорее какая-то попытка сформулировать суть авторского творческого метода, передать эту условную грань между обозримым, материальным и более тонким, внемирным.
Интересный момент — в процессе создания «Василия» художник пытался придать ему отчетливо гипертрофированные черты: большие уши, преувеличенно крючковатый нос. Однако так или иначе, во всей фигуре, в лице скульптуры угадывается определенный автопортрет, о чем говорят и ценители творчества кремнецкого резчика. Однако господин Василий уточняет: «Это не столько я, сколько — мой отец. Вообще, этот акцент на наследственности, поиске собственных корней, подчеркивание аутентики присущи творчеству господина Петровского. Как он сам говорит, в его работах часто замечают отчетливо украинский контекст, национальный колорит, хотя здесь и нет места для какой-то изуродованной «шароварщины», банального китча.
Директор Кременецкого ботанического сада Антонина Николаевна Лисничук отметила, что сотрудничество со скульптором — важный элемент эколого-просветительского направления деятельности учреждения. Любопытно, что галерея скульптур пополняется, вызывает интерес посетителей. В прошлом году здесь установили скульптуру «На контрасте» — это белый столб, сверху на котором уселся черный ворон. Скульптура отражает реальность войны, трагических событий, которые мы переживаем — но, несмотря ни на что, рядом с черным всегда идет белое, надежда остается.
Госпожа Антонина рассказывает: «В нашем саду есть более древняя скульптура — Лесовичок, работы местного мастера Нила Зварунчика. Скульптура установлена в очень хорошем месте, она полюбилась гостям сада. Даже возникла традиция оставлять возле Лесовичка какие-то средства. на удачу, как говорится, или чтобы вернуться сюда снова. Мы решили, что наш Василий продолжит эту традицию — в руках скульптуры будет специальный ящик для пожертвований с надписью «На науку». Так посетители смогут приобщиться к нашим культурно-просветительским проектам, внести свой вклад в развитие сада. Это очень круто, что я не сошел с дистанции
Дерево — материал жив, приятен для работы, но и привередлив. Современные художники выбирают его не так часто, — а зря. Василий Петровский говорит, что техника исполнения пришла к нему сама, вместе с желанием творить немного провокативно, «хулиганить», заставлять людей мыслить самостоятельно, искать собственные трактовки для тех или иных художественных решений.
Как отмечает художник, в Германии он существенно вырос собственно в плане техники, приобрел профессиональный опыт. Например, научился по-настоящему видеть и замечать ценность простых, но исполненных со вкусом, современных вещей — ведь господин Василий по образованию — дизайнер, и всегда ищет возможность объединить прикладной, практический аспект собственных творений с более глубокой, концептуальной нагрузкой. Впрочем, по-настоящему он раскрыл свой потенциал только здесь, в Кременце. «Если я еще вернусь в Германию, — говорит Василий Петровский, — это будет совершенно другой Василий, новый, более интересный. Я научился работать системно, в рамках цельных проектов. У меня есть цель, умение, нестандартный подход. Все, чего я стремлюсь — использовать знания, передавшие нам предки, преодолеть стереотипы восприятия, объяснить своей аудитории, как это — чувствовать себя украинцем сегодня».
Ульяна ГАЛИЧ.
Фото из социальных сетей
За последние годы техника BEDNAR начала работать в разных грунтовых и погодных условиях (в частности…
С заботой о будущем урожай, аграрии выбирают лучшее для своих полей. Тщательно взвешивая все решения…
Публичная презентация Ассоциации организаций водопользователей состоялась 22 ноября 2024 при поддержке Программы USAID «Урожай», собрала…
Компания «Agrodružstvo Morkovice», которая хозяйничает на 4 700 гектарах земли, является одним из наиболее значимых…
Благодаря партнерству с USAID АГРО, компания Makosh запустила уникальную инициативу «Поле инвестиций» — программу, активно…
Покупка производственных ресурсов заранее – хорошая практика, позволяющая аграрию гарантированно обеспечить посевную. Именно поэтому большое…