Издавна незамiжнi девушки в ночь с 12 на 13 декабря собирались небольшим оптом и гадали. Особым и неотъемлемым ритуалом праздника Андрея были девичьи гадания: каждая в эту ночь хотела узнать , долго ей еще в девках ходить и за кого в конце выйдет замуж. Говорят , что именно эти гадания на Андрея оправдываются.
Веселым было гадание на обуви. Составляли сапоги подальше от двери . Для того , чтобы узнать , кто скорее выйдет замуж , девушки по очереди переставляли к двери свои сапоги. Чей первым выйдет за порог , да и замуж выйдет быстрее.
А вот чтобы узнать , где живет будущий жених , сельские девушки и еще используют старый проверенный метод : бросают сапог через дом . Куда носик вернется , оттуда и следует ждать суженого . Для этого обряда девушка должна быть здоровой и сильной , ведь не каждому хрупкой красавицы по силам опрокинуть обувь через дымоход . Если девушка все-таки перекидывала , то потом долго в сумерках искала обувь . А потом еще дольше перебирала в памяти парней , обитавших в том углу , куда показывал сапог. Современным городским девушкам повезло меньше , ведь вокруг одни высотные дома . Разве что кинуть кроссовок наугад : в чью стекло попадет , там и ищи жениха … Но в таком случае без скандала и милиции не оби — идти . Распространенной развлечением современных девушек перед Андреем является гадание на бумажках . Девушка берет столько бумажек , сколько ей лет , и подруги пишут на них имена ребят. С каким именем девушка утром вытянет бумажку из-под подушки , так и будет называться ее жених . Женщины На Андрея тоже надеются По народным представлениям , которые бытуют на буковинском Подгорье , Святой Андрей считается у Бога «первым человеком» , то есть самым над всеми апостолами. Именно у него просят , чтобы « вычитал судьбу из Книги жизни , которая сохраняется на небесах». Традиционно вечер и ночь накануне Андрея, день считается время гадание на брак и любовь . В некоторых закарпатских селах к гаданию прибегают следующей ночи , а днем в церкви пытаются незаметно прикоснуться к риз священника — верят , что только так все навороженных будет правдивым. Известный этнограф Игорь Чеховский записал буковинские гадания во время одной из экспедиций в конце 1990- х годов. « На Андрея девушки варили вареники и выкладывали их перед голодным котом , — рассказала исследователю 80- летняя Екатерина Горюк , жительница села Милиево Вижницкого района. — Чей пирог кот хватал первым , той девушке принадлежало свадьбе готовиться . Если кот только откусил пирога и покинул , значит — . На развод и одиночество » В Надднестрянский селах и Углу в ночь на Андрея гадают не в пирогах , а на балабушках ( булочках ) , которые должен съесть голодный пес . Также выходят с тарелкой каши к воротам « звать суженого » на ужин. Спрашивают имя первого встречного — верят , что так же должны звать будущего мужа. « Слушают » под окнами и в зависимости от услышанного толкуют судьбу. Для вызывания « вещего сна » кладут под подушку зеркальце. Лучше стародавние формы обрядовой магии , как отмечает Игорь Чеховский , сохранились в отдаленных гуцульских и буковинских селах, в частности в верховьях Днестра , Прута , Черемоша и Серета . А также в некоторых пограничных румынских и молдавских поселениях Черновицкой области