Цикл зимних гаданий начинается с 4 декабря, в праздник Введения. Издавна считалось, что с этого дня начинает почивать земля, которую нельзя копать до 7 апреля, когда празднуют Благовещение. Уже 4 декабря дети начинали разучивать колядки, а девушки гадать на суженых.
Молодые гуцулки утром на Введение толпились у входа в церковь, чтобы первыми войти в храм вслед за священником. Которой везло, и мысленно приговаривала себе: «Как ни теперь вводишь дивков, так отныне за год АБИС ни вводил винченов».
Однако гадали не только девушки, ведь знать будущее хотели все. На Прикарпатье до сих пор верят, что от того, кто утром на Введение первым зайдет в дом, будет зависеть благосостояние. Обилие предвещал молодой парень, да еще и когда был с деньгами; несчастье — старая, немощный человек или тот, кто приходил то занимать. К тому же существовало поверье, что в этот день чрезвычайно активной разная «нечистая сила», особенно ведьмы.
7 декабря, в день памяти великомученицы Екатерины, девушки варили пшенную кашу. Когда темнело, заворачивали горшок с кашей в полотенце и выходили к воротам «звать судьбу». Каждая девушка по очереди кричала макогоном по воротам и кричала: «Судьба, ходы к нам ужинать». Затем прислушивались, не слышно где-то в селе каких голосов, или «отозвалась судьба».
Также на счастливое замужество девушки гадают и в день апостола Андрея, 13 декабря. Среди них — известные «сеяние»: набрав в горсть семян конопли, девушки выбегали во двор и, рассеивая их, приговаривали:
Я, святой Андрей,
Коноплю сею.
Дай, Боже, знать,
С кем свадьбу играть …
Делали это преимущественно вечером: накануне Андрея. Кроме того, девушки считали колья в заборах, плотах, отливали фигурки из воска, пекли и ели на ночь соленого коржа, чтобы им приснился суженый. Когда сходились в группы, то гадали на лепешки или балабушках. Вечером устраивали вечеринки, на которые сходились и парни. Тогда начинались разнообразные развлечения, из которых самой распространенной была «Калита». Так называли круглый, смазанный медом и посыпанный маком корж на шнурке подвешивали к потолку.
Среди группы выбирали шутника за «писаря», который должен рассмешить каждого, кто, подпрыгивая на кочерге, пытался откусить кусок подвешенного коржа. Другой парень был за «часового»: он то подтягивал, то опускал на шнурке «калиту». Тому, кто во время игры рассмеялся, но не укусил лепешки, «писарь» мазал лицо сажей. Если все парни попытались своего «счастья», а корж еще оставался, его делили на части и раздавали всем присутствующим.
Однако, больше всего обрядов в нашей культуре, связано с Рождественскими праздниками.
Считается, что все хозяйственные работы должны закончиться до наступления Святого вечера. Утром 6 января хозяин раскладывал в печи костер, на котором варили святвечирни блюда. Каждая хозяйка имела приготовить 12 блюд, которые символизируют месяцы года, обязательными на столе есть компот и кутья.
На Гуцульщине есть поверье, что скот в этот вечер разговаривает между собой и может пожаловаться Богу своего хозяина, поэтому ее нужно задобрить. Перед Святой ужином хозяин обходит скот, кормит является ее святвечирний блюдами, осыпает диким маком и обкуривает зельем — чтобы ведьмы в животных не приступили. А в порог конюшни еще затиналы топор.
После обхода в дом заносят вязкую сена, которую кладут под скатерть. До сих пор считается, что это оберег от молнии. Вместе с Отавой кладут деньги — чтобы семья была богатой, и чеснок — оберег от «нечистой силы». Если в доме есть маленькие дети, то они залезают под стол и блеют, блеют, хрюкают. Звуки домашних животных и домашней птицы должен обеспечить щедрый приплод скота в грядущем году.
В это время хозяйка ставила на стол калач, рядом зажигала свечу, которая должна гореть всю ночь, имелись праздничные блюда. После появления на небе первой звезды семья молится и садится за стол. Однако не стоит забывать, что на ужин приходят души предков и чтобы, как говорится, «не присесть душка», надо сдуть невидимого предка со стула. Для таких душок набирали в миску по ложке каждого блюда и ставили ее на подоконник.
В Сочельник нельзя ссориться, потому что год будет несчастливым. Также нельзя ничего из дома занимать, чтобы в новом году не было потерь.
Для незамужних девушек популярный вид гадания в сочельник — это прислушиваться к звукам вокруг. После ужина девушки стучали ложками о порог, слушая, откуда отзовется пес — туда девушке идти замуж. Затем девушки подходили к окнам соседей. И если слышали слово «сядь», то это означало, что в этом году удастся выйти замуж. А вот слово «иди» означает, что в этом году девушка станет женой.
Чтобы узнать, каким будет человек, девушки клали на стол разные вещи, например, топор, ножницы, рюмку, деньги. Потом всех их с завязанными глазами по очереди подводили к столу. К какому предмету девушка прикоснется, таким будет будущий муж. Если к рюмке — значит, пьяницей, если к ножницам — сапожником, к топору — лесорубом, к деньгам — богачом.
Юноши накануне Рождества могут приворожить верность любимых. Для этого нужно вечером пойти на мельницу, взять три трески с шлюза, завернуть их в платочек и втайне воткнуть в косяк дома невесты, приговаривая: «Как это залог не пускает воду, так чтобы (имя девушки) не пускала сватов, кроме моих ».
Следующий обрядовый вечер приходится на 13 января, празднование Нового года. В народе его называют «второй колядой», или «щедрым вечером».
Когда-то было принято 13 января заводить в дом кобылу. Это предвещало молодым девушкам скорое замужество. Если же она «нагадит» в доме, то свадьбу сыграют в ближайшее время.
hod (2)
В Карпатах в тот вечер женщины загадывали на углях, каким будет урожай. На магливницю (доска для качания белья) накладывали угольки, каждый из которых означал картофель, рожь, овес и др. Если уголек испепелился, то это — на урожай, если погас, несгоревшие дотла, — на недород. Подобно определяли и продолжительность жизни каждого из членов семьи. Кое хозяева обвязывали дерева в саду сеном, что было на столе в Сочельник — «Чтобы нечисть не заводилась». Очень распространенным был обычай сжигать в этот день на огороде, в саду или на воротах мусора, выносили из дома.
Важно и вечер под Крещение. На Галичине его называют вторым Сочельником. С появлением вечерней звезды, как и в канун Рождества, садились в семейной трапезы. На ужин подавались такие же постные блюда. Но в отличие от первой этой ужином связан обычай «прогонять кутью». В этот день хозяева отправляли души умерших родственников к месту их постоянного пребывания — за воду, которая издавна служила пограничьем между живыми и теми, что ушли. Чтобы никто из «призванных» не остался в доме, садясь ужинать, когда стреляли из пистолетов.
После ужина, как и в рождественские дни, ходили по домам щедровальники.
Гуцулы говорят, что в ночь под Крещение волшебной становится вода в колодцах или потоках. Как только спели в полночь петухи, бежали к потоку или реки набрать целебной воды. По народному поверью, тот, кто будет первым и вместо воды наберет вина, сразу после смерти попадет на небо. Набранную в полночь воду хранили за образами на случай ранения или тяжелой болезни.
19 января, на Иордан, после утреннего богослужения в церкви процессия отправляется к реке или водоему. Здесь предварительно прорубают проруби и ставят изо льда крест. Во время службы некоторые умывался водой. Парни и девушки стараются обрызгать друг друга. На Гуцульщине часто это делали те, кто вскоре должен жениться. Как только священник погружал крест в прорубь, люди старались как можно быстрее набрать святой воды. Кто быстрее с этой водой добежит домой, то будет счастливым. При этом также стреляли — «расстреливали коляда», или, как говорили гуцулы, «прогоняли волков».
Завершает зимний цикл праздничных дат день Петра Вериги. С ним народное поверье связывало приметы, по которым определяли наступление весны, предполагали, какое будет лето: «На Петра Вериги трутся льда», — говорят в народе.
Можно еще долго рассказывать об обрядах и традициях Прикарпатья. Однако следует помнить, что главное — провести эти праздники в кругу семьи с хорошим настроением. И несмотря на то, придерживаетесь вы всех традиций или нет, забывать о них не стоит, ведь это — основа нашей культуры.