лась в тесном соседстве — мирном или воинственному — с другими народами, славянскими и неславянскими. Цен-
тральным стержнем этой мощной территориально-государственной общности было поднепровское племя полян, которое через некоторое время присвоило себе еще ??и другое название — русы, русичи, русины. Есть основания считать, что название это было проникнуто полянами-славянами от своих южных соседей, с которыми они граничили с древних времен, а, следовательно, имели достаточно много общих контактов, в частности, по защите своих земель от многочисленных кочевых орд.
Так, готский историк IV в. Иордан рассказывает о народе под названием Росоман, с которыми воевали готские племена («рос» — самоназвание народа, ман — в немецком языке «человек», следовательно Росоман — Роська человек, или, в более поздней произношении русская, есть рус, русин). Готы воевали не только с Росоман, но и с племенем антов, во главе которых стоял легендарный Босс, или ибо. Народ рос вспоминает и сирийский автор VI в., Известный под именем Псевдозахарии. Еще раньше, в самой древней письменной памятке мировой цивилизации — Библии — пророк Иезекииль упоминает большой
воинственный народ рош. Корень «рус» широко распространен среди имен и имен у народов северо-восточного Причерноморья, Приазовья и северного Кавказа Руслан, армянские цари по имени Руса; древнее название Волги — Рос-Аракс т.п.. Росов знают все восточные источники и относят их к территориям северо-восточного региона Европы (Дон, Приазовье, Крым). Часто византийские источники называли их еще скифами.
Однако, регион западного Причерноморья всегда связывался источниками с расселением славян-антов. Племя полян, по всему, жили на границе с племенами росов-русов. Поляны сыграли консолидирующую роль в создании поднепровских славянского государства. И, как утверждает автор «Повести временных лет», впоследствии приняли на себя другое название — русы. «А славянский народ и русский — один; от варягов ведь прозвались они русые, а прежде были славяне, хотя они и полянами назывались, но речь в них славянская была ».
Итак видим, что впоследствии славяне-поляне назывались еще и русью. Оставим пока в стороне вопрос, откуда взялось это название, обратим внимание на то, что «Повесть временных лет» даже точно указывает, когда полянская Киевская земля — в ??смысле государство, убрала другое название. Под датой 6360 от сотворения мира или 852 года от рождения Христа летописец записывает, что именно в этот год, «индикта 15, когда начал Михаил (император
Византии Михаил III — Авт.) царствовать, стала называться (наша земля) — Русская земля ». Далее летописец объясняет, что он узнал об этом названии из летописи или хроники греческого происхождения: «А об этом мы узнали (из того), что за сего царю приходила Русь на Цесареград, как вот писал (Георгий) в летописании греческом».
Автор летописи выводит название «русь» от призванных к славянам Ильменских жен варягов. Мы знаем, что именно это утверждение летописца привело к возникновению норманнской теории о происхождении Русского государства. В настоящее время считается, что эта теория, буйно расцвела за германских императоров на российском престоле, не имеет под собой почвы и она полностью разгромлена отечественной историографией. Можно было бы уже и не возвращаться к этому вопросу, если бы он не возрождался некоторыми современными историками России и если бы под него не поднимались новые доказательства.
Поэтому стоит еще раз уточнить, что понимает летописец под словом «варяги». А он говорит, что «варяги … есть пришельцы».
Интересно, что призваны варяги, пишет летописец, «назывались« русь », как вот одни носят свеями, а вторые — норманнами, англами, другие — готами, — вот так и эти ».
Здесь ясно видно, что название «русь» — это было название целого народа, от которого и пришла к славянам и их соседей — чуди, кривичей и веси — призвана ватага русы. Вот только неясно, откуда они пришли. Летописец нечетко указывает местонахождение русы — говорит, что посланцы этих народов, которых подавляли варяги из-за моря, также «пошли за море».
Почему-то предыдущие исследователи считали, что это должно быть только Балтийское море и те варяги, которые пришли к словенцев и их соседей, непременно должны быть шведы, или даны, или норманны. Но те варяги-русы могли прийти и из-за другого моря, если учесть, что по морю в древности называли и большие озера — такие как озеро Ильмень на юге от Ильменских поселений словенцев, или озеро Чудское западнее них. Если учесть, что словене ильменские пришли туда от южных расселения славянских племен, что они безусловно поддерживали отношения со своими соплеменниками (а даже если словене те были по происхождению из славян балтийских), то не будет большой натяжкой предположить, что словене Ильменские могли пригласить пришельцев-варягов от южных соседей своих
— полян и русов. Так и могли появиться на Волхове русы-варяги.
Кто же те русы? Где они жили?
В этой связи интересны исследования известного историка Брайчевского, который считает, что первичная территория
народа русь занимала восточную часть антско-полянской земли. Как свидетельствуют все отечественные источники, в Х — XIII вв. название Русь в узком смысле касалась только трех земель-княжеств: Киевского, Переяславского, Черниговского. То есть, это была территория, где жили славяне-анты, которые сформировались в условиях
славяно-иранского симбиоза, и которые, логично, переняли от сармато-скифского населения этноним рось или русь.
Какие же собственно земли входили в состав Руси? Академик Б. Рыбаков установил: русской землей не назывались в
летописях: Новгород Великий, Владимир-на-Клязьме, Ростов, Суздаль, Рязань, Смоленск, города Владимиро-Суздальского и Рязанского княжества, области, заселенные вятичи, Полоцк, а также Галич — на Днестре, Владимир-Волынский. Зато постоянно русской землей называлась земля Киевская, Переяславская, Черниговская. Летописи постоянно именуют Киев и Киевскую русской землей, Переяслав юго в
Лаврентиивському летописи восемь раз назван «русским» в отличие от Переяслава Суздальского; так же земля
Черниговская — постоянно именуется русской землей. Территория бывшей русской земли, как свидетельствуют летописи,
одновременно называлась и Украины, в славянском языке — страной, то есть, государством. Это и понятно, потому что именно Киевское поднепровское территориальное ядро стало центром формирования восточнославянской страны — в позднем понимании государства. Известно, что на территории русской земли сформировалась украинская народность, государственная народность. Известно, что украинским сохранили и свою другое название — русины, — на огромных просторах
своего расселения, в том числе на землях волынских, галицких, подольских — до новейших времен.
Название Русь, русская земля осталась за территорией Украины и во времена литовского и польского владычества над Поднепровьем.
Историки Украины в XIX в., польские культурные и политические деятели также употребляли тогда двойное название — Украина-Русь.
Интересно, шо все украинские издания в Западной Украине в XIX в. именовали себя русскими, начиная от знаменитой «Русалки Днестровской» Русской троицы 1837 г., где в предисловии «К народным руским песням» указывалось, что «Народ руский Оден из главных поколений славянских …».
Еще раз подчеркнем, внимательное прочтение древних отечественных источников, в частности, «Повести временных лет», утверждает, что: поляне
1) жили по соседству с народом под названием Русь, росы,
русы;
2) что это название перешло к полянам и их государства.
Руси входили в состав воинства Олегового во время его похода на Константинополь. Олег говорит побежденным грекам: «Изшийте паруса паволочни русам, а славянам — шелковые». То есть, русские и словене здесь выступали как два отдельные народы. Далее — князь Игорь собирается в поход и — «собрал много воинов-варягов, русов, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев …». Руси здесь выступают также особняком как народ, а не как наемники-варяги. Варяги совсем отделены от русы. Интересно, что самая древняя редакция «Русской Правды» 1015, написана для новгородцев, фиксирует законы, охраняющие права высшей новгородской элиты, в том числе и «русинов», которые прибыли в Новгород из Киевской земли. Вероятно, что названа эта «Правда» Ярослава «Русской» из-за того, что сам он считал себя князем русской земли и ее столицы Киева.
В 1146 p. новгород-северский князь Святослав Ольгович приглашает Юрия Долгорукого: «Поди-ка в Русскую землю, в
Киев … ». Итак — суздальско-владимирская земля не была Русью. Так же, как раньше радимичи, покорены воеводой Волчьим Хвостом, вынуждены были платить «дань Руси» и платили ее к временам Владимира Мономаха, отделяя себя от Руси, ибо, как пишет летописец XII в., Они платят дань Руси «и сегодня ». Итак, радимичи и в XII в. не жили на Руси, только платили ей дань.
Однако в современной историографии из научного оборота не исчезла и старая версия, по которой русские-варяги — северного происхождения. «Название« Русь »возникла в Новгородской земле», сообщают нам создатели модифицированной в духе современного российского патриотизма варяго-русской теории. Они пытаются доказать, что «первоначальным ядром» «древнерусского раннефеодального образования» была племенная территория ильменских словен, которая
очерчена названиями с этнонимом «Русь». Центром его была Ладога и ее окрестности. И вот эта северная Русь в середине IX в. распалась — на южную, Киевскую, и северную — Верхнюю Русь, не известна ни отечественным, ни зарубежным хронистам или мемуаристам, но так страстно выписана новейшими апологетами старой теории. Они считают, что те призваны варяги-русы с датским викингом Рюриком и положили начало древнерусском государстве.
Чтобы доказать свою концепцию фактологические, эти историки утверждают, что этноним «русь» возник «в Новгородской
земле », потому что он« зафиксирован здесь богатой топонимикой, которая отсутствует на юге »(имеется в виду« юг »России —
Поднепровья, то есть Украина, — и сама терминология, и в самодержавной Российской империи — Авт.). Авторы приводят
ряд названий, шо сохранились на Новгородщина с корнем «рус»: Руса, Порусся, Околорусся, Русин и др.. И утверждают, что этот термин означал в языке финнов (там есть слово роутси) — «войско», «гребцы», «жена». Эти авторы не знают, или, может, делают вид, что не знают, что и на «юге», на Поднепровье, существует не меньшее количество гидронимов, имен с корнем «рус»: реки Рось, Росава, Росавиця, населенные пункты Рава Русская, Русская потянуть и др.., а главное, и по сей день сохранились люди, которые еще ??называют себя русинами.
Поэтому если говорить, почему в Новгородской земле, которая никогда не называла себя Русью ни Верхней, ни Северной, ни какой-либо другой, с » появились такие названия, нужно согласиться с известными исследователями, которые, вслед за летописным источникам, утверждают о переселении славян из южных регионов к озеру Ильмень, об их участии в основании города Новгорода, который на многие века сохранил в своей топонимике название первых слов ‘ янских пришельцев, — это Словенский конец, Словенский холм, улица Велесова (языческий бог скота и богатства у славян — Велес или Волос), Перуново капище — Периньтощо. Логично, что славяне с Поднепровья и принесли с собой вместе со своей культурой и традициями свое новое название — русы. Однако, не исключено, что на побережье Велетського (позже Балтийского) моря среди многочисленных племен славян, занимавших территорию центральной Европы
от Одри к Лабы (Эльбы), а среди них самыми известными были великаны-лютичей, ободритов, поморяне, сорбы, брежаны , Украны (по г. Украины, что текла в Одри) и др.. — Были и русские, возможно, какая-то торговая группа, поскольку древние западные источники указывают на существование на побережье города Русиграда, наряду с Старгород, Волегощем, Волыни,
Колобрегом, Штетине и др..
Но те «северные русы» не дали своего названия Новгородской земли или Приладожья, как бы то ни было. Известно, что Олег,
который шел из Новгорода завоевывать Киев, взял в свое войско «много своих ВОИС-варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей». Русь здесь не названа. А когда пришел в Киев, в столицу полян, сказал: «Да будет это мать городам русским». НЕ Ладога, и не Новгород были объявлены «матерью», то есть, столицей городов русских. И именно после взятия Киева летописец сообщил: «И у него словене, и варяги, и другие, назвались русью». Итак, русью назвались новгородцы после взятия Киева. Уже Игорь, идя на Византию, берет с собой наряду с другими народами, и русов.
Кто же такие русы в свете новейших исследований?
Одной из последних попыток объяснить историю собственно русов как народа, жившего и утверждал себя в Поднепровье, сделал
историк Г. Василенко в своей небольшой работе «Руси». Впрочем, надо признать, что подобные попытки предпринимались и раньше.
частности можно напомнить труды русского историка-словиста Ю. Венелина, который считал, что «гунны-аваро-хазарский
государство собственно была царством русского народа », что государство между Дунаем и Волгой, которая сложилась под властью
гуннов, это и есть Россия.
Для выяснения происхождения термина «русь» и его проникновение в славянский мир некоторые исследователи использовали
свидетельства западноевропейских и византийских хронистов о том, что слово «русы» — кельтского происхождения. Откуда они взялись на Поднепровье и в регионе Западной Украины, где и по сей день сохранилась самоназвание украинского — русины?
Из истории Римской империи известно, что в I в. до н.э. Юлий Цезарь покорил Галлию, откуда, из провинции Прованс,
по свидетельству Тацита, было вытеснено кельтское племя бастарны, которое должно самоназвание — русины. Эти русины пошли
на Подунавье, часть их появилась в Прикарпатье. После Маркоманськои войны 166 — 169 pp., В которой участвовали
придунайские кельтские племена, в частности, русины, часть их была переселена во Фракию, часть двинулась на восток, к
Крыму и Поднепровья. Здесь они, вероятно, приблизились к границам полян, здесь они и могли столкнуться с готами, с
которыми упорно воевали вместе с антами, известно с Иордана о гибели князя антов Босса и 70 его старшин
от готов. Современники Нестора-летописца византийские хронисты Скилиця и Кедрин сообщают, что русы — кельтского
происхождения.
Об русов, как опасных соседей арабского мира сообщает арабский историк VII в. ат-Табари. Хан Дербента
Шахриар вместо дани халифата предлагает вести войну с русами: «… русы, есть враги всему миру, особенно арабам …
Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны ». Немало других упоминаний о народе русов протяжении VI — VII вв., Пока поляны стали также именовать себя русью.
В Прикарпатье кельты-рутены смешались со славянами, ославянились и дали местному населению еще одно название —
русины, которая осталась известной в многочисленных документах европейских дворов Франции, Австрии и др.. государств вплоть до XIX в. Можно допустить, что эти русины-кельты, которых римляне называли также галамы, т.е. поклонниками ритуальном птице рутенов — петуху (Галану), привнесли еще одно название славянскому населению и местности Прикарпатья — галичане и Галичина. Поэтому автор этой гипотезы Г. Василенко основания делает вывод, что этноним русы или русины «является трансформацией племенного названия русины».
Можно подвергнуть сомнению некоторые положения этой гипотезы, но приведенные новые исходные показания подтверждают крайней мере два вывода современных историков:
1. Название русы появляется далеко до появления варягов-норманнов в славянских землях, а потому утверждение летописца «варяг потому прозвашася русью», — не относится ни северного народа — шведов, данов, норвежцев или других. В Скандинавии не было племени «рус» или ‘«рус», не существовало и такого региона — Русь. Однако слово «рус» и производные слова от него наполняют различные географические названия в Закарпатье (Росток, Росянка и т. д.), в Трансильвании (25
населенных пунктов, 27 гор, 2 реки), в Словакии (46 географических названий: Русбах, Руска, Росина и т. д.). 2. Территориальное распространение этого этнонима привязывается все же к Поднепровья, южной границы Полянского славянского мира и совпадает многочисленным свидетельствам хронистов отечественных и зарубежных, в частности, особо важных арабских авторов, о существовании отдельного народа русов, которые, как сообщают те же источником-
ла, слились со славянским населением, ославянились сами и привнесли поднепровских и Прикарпатья славянству свое название (как, скажем, позднее булгары дали свое название славянам Балканского полуострова.
Поэтому новейшая реанимация теорий о северных варягов-руссов в свете новых данных также отпадает. Как отпадает попытка
доказать, что была первоначально создана «от Ладоги на севере до Киева на юге государство», название которой было «Руска земля» и центром ее была Ладога и Новгород, регион « племенного княжения ильменских словен ».
Из всего изложенного ясно, что Киевская Русь создана автохтонным населением Поднепровья, в котором ведущая роль
принадлежала слов львовянам-полянам, живших в тесном контакте с многочисленными неславянскими племенами. Государство это была создана задолго до появления каких-либо пришельцев с севера и была вполне самобытной в своем существовании, со своими законами, традициями и своим названием. Киев жил своей державнотворчим жизнью независимо от Новгорода или от норманнов, или от каких-то других варягов, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники, в тесном контакте с Византийской империей и Юго миром.
Название «Русская земля» возникла как название территориального ядра киевско-полянской государства и упорно держалась
в течение Х — XII вв. в основном за регионом Киевского, Переяславского, Черниговского княжества. Позднее стала
распространяться на «инии языци, иже дань дают Руси», то есть, на колонизированных русичами территории. К границам Киевской Руси, по летописным источникам, не входил регион северо-восточных, жизнью, однако, в определенные времена тесно контактировали с Киевским государством, то признавая зависимость от нее, то воюя с ней.
Лишь в некоторых летописях более позднего времени на определенные части государственных киевских окраин распространилась название Русская земля. Киевская Русь — это государство, которое возникло в ареале расселения славянских и неславянских племен, их общежития, из которых в многовековой истории сформировалась украинская народность. Попытки сделать инициатором образования Киевской Руси «северных русов», пришедших из Скандинавии, а затем жили в регионе Ладоги и Новгорода, и тем подтвердить изначальную «единство» и «неделимость» русского народа с украинским, не имеют под собой научной основы.
В этой ‘связи с этой проблемой является вопрос о существовании древнерусской народности в том смысле, как о ней сейчас пишут в учебниках и исторических исследованиях, — как целостной самосознательным этнической единства, жившей на всем просторе восточнославянского государства в Х — XIII вв. Вот как трактуется этот вопрос в современной историографии:
древнерусская народность определяется следующими основными чертами, как «общность языка, хотя она и сохраняла местные диалекты … общность территории, совпадала с политической общностью в форме Древнерусского государства, которая объединила все восточнославянские ‘ Славянский мир. Налицо определенная экономическая общность, а также общность материальной и духовной культуры, религии, которая в те времена была единственной формой идеологии ».
Например, Б. Греков заявил, что во Древнерусским государством «мы понимаем ту большую раннефеодальное государство, возникшая в результате объект единения Новгородской Руси с Киевской Русью ». Надо сказать, что такое мнение проводят не только российские, но и большинство украинских современных историков.
Как видим, здесь утверждается даже существование «Северной Руси», которая и до этого нигде в источниках не зафиксировано.
Собственно, никакой принципиальной различия между дореволюционными и советскими русскими историками нет. Вслед за подобными утверждениями российских историков, украинские историки, по крайней мере большинство из них, также повторяют
эту же мысль. Некоторые из них даже датируют этот процесс, считая, что уже в IX — Х вв. сформировалась этническая единство — древнерусская народность.
Они утверждают, что название «Русская земля» в абсолютном большинстве источников, от Х до XII в. касается именно этой
территории, единство ее населения бесспорна, потому именно к нему можно применять термин «древнерусская народность» в эпоху Киевской Руси. Однако именно в этот же период существовали в составе Киевского государства и другие достаточно целостные государственные образования, которые подчинялись Киеву. У них — своя самобытная политическая традиция, общность материальной культуры, духовная общность. Прежде важное место занимает в Киевском государстве Новгородская земля, летописное Славия, средневековая парламентская республика.
К этому можно еще добавить свидетельство «Повести временных лет» о том, что племя полян было «из рода славянского», как и древлян, а «радимичи же и вятичи происходят от ляхов» (речь идет о народах Прибалтийского поморья). Словене новгородские и кривичи, как свидетельствуют археологические памятники, сохранили в себе значительные следы западнославянской культуры, а также местного финно-угорского населения, в частности, мере, веси и др..
Политическое же объединения этих двух великих славянских государстве напоминало скорее конфедеративное союз, который был всегда непрочный и распадался под первыми ударами как внутри, так и снаружи страны. Единства между ними никогда «не было, как правдиво замечает Б. Рыбаков. И в самом деле «русская земля» состояла из враждующих княжеств. охраняющие права высшей новгородской элиты, в том числе и «русинов», которые прибыли в Новгород из Киевской земли. Вероятно, что названа эта «Правда» Ярослава «Русской» из-за того, что сам он считал себя князем русской земли и ее столицы Киева. В 1146 p. новгород-северский князь Святослав Ольгович приглашает Юрия Долгорукого: «Поди-ка в Русскую землю, в Киев … ». Итак — суздальско-владимирская земля не была Русью. Так же, как раньше радимичи, покорены воеводой Волчьим Хвостом, вынуждены были платить «дань Руси» и платили ее к временам Владимира Мономаха, отделяя себя от Руси, ибо, как пишет летописец XII в., Они платят дань Руси «и сегодня ». Итак, радимичи и в XII в. не жили на Руси, только платили ей дань. Однако в современной историографии из научного оборота не исчезла и старая версия, по которой русские-варяги — северного происхождения. «Название« Русь »возникла в Новгородской земле», сообщают нам создатели модифицированной в духе современного российского патриотизма варяго-русской теории. Они пытаются доказать, что «первоначальным ядром» «древнерусского раннефеодального образования» была племенная территория ильменских словен, которая очерчена названиями с этнонимом «Русь». Центром его была Ладога и ее окрестности. И вот эта северная Русь в середине IX в. распалась — на южную, Киевскую, и северную — Верхнюю Русь, не известна ни отечественным, ни зарубежным хронистам или мемуаристам, но так страстно выписана новейшими апологетами старой теории. Они считают, что те призваны варяги-русы с датским викингом Рюриком и положили начало древнерусском государстве. Чтобы доказать свою концепцию фактологические, эти историки утверждают, что этноним «русь» возник «в Новгородской земле », потому что он« зафиксирован здесь богатой топонимикой, которая отсутствует на юге »(имеется в виду« юг »России — Поднепровья, то есть Украина, — и сама терминология, и в самодержавной Российской империи — Авт.). Авторы приводят ряд названий, шо сохранились на Новгородщина с корнем «рус»: Руса, Порусся, Околорусся, Русин и др.. И утверждают, что этот термин означал в языке финнов (там есть слово роутси) — «войско», «гребцы», «жена». Эти авторы не знают, или, может, делают вид, что не знают, что и на «юге», на Поднепровье, существует не меньшее количество гидронимов, имен с корнем «рус»: реки Рось, Росава, Росавиця, населенные пункты Рава Русская, Русская потянуть и др.., а главное, и по сей день сохранились люди, которые еще ??называют себя русинами. Поэтому если говорить, почему в Новгородской земле, которая никогда не называла себя Русью ни Верхней, ни Северной, ни какой-либо другой, с » появились такие названия, нужно согласиться с известными исследователями, которые, вслед за летописным источникам, утверждают о переселении славян из южных регионов к озеру Ильмень, об их участии в основании города Новгорода, который на многие века сохранил в своей топонимике название первых слов ‘ янских пришельцев, — это Словенский конец, Словенский холм, улица Велесова (языческий бог скота и богатства у славян — Велес или Волос), Перуново капище — Периньтощо. Логично, что славяне с Поднепровья и принесли с собой вместе со своей культурой и традициями свое новое название — русы. Однако, не исключено, что на побережье Велетського (позже Балтийского) моря среди многочисленных племен славян, занимавших территорию центральной Европы от Одри к Лабы (Эльбы), а среди них самыми известными были великаны-лютичей, ободритов, поморяне, сорбы, брежаны , Украны (по г. Украины, что текла в Одри) и др.. — Были и русские, возможно, какая-то торговая группа, поскольку древние западные источники указывают на существование на побережье города Русиграда, наряду с Старгород, Волегощем, Волыни, Колобрегом, Штетине и др.. Но те «северные русы» не дали своего названия Новгородской земли или Приладожья, как бы то ни было. Известно, что Олег, который шел из Новгорода завоевывать Киев, взял в свое войско «много своих ВОИС-варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей». Русь здесь не названа. А когда пришел в Киев, в столицу полян, сказал: «Да будет это мать городам русским». НЕ Ладога, и не Новгород были объявлены «матерью», то есть, столицей городов русских. И именно после взятия Киева летописец сообщил: «И у него словене, и варяги, и другие, назвались русью». Итак, русью назвались новгородцы после взятия Киева. Уже Игорь, идя на Византию, берет с собой наряду с другими народами, и русов. Кто же такие русы в свете новейших исследований? Одной из последних попыток объяснить историю собственно русов как народа, жившего и утверждал себя в Поднепровье, сделал историк Г. Василенко в своей небольшой работе «Руси». Впрочем, надо признать, что подобные попытки предпринимались и раньше. частности можно напомнить труды русского историка-словиста Ю. Венелина, который считал, что «гунны-аваро-хазарский государство собственно была царством русского народа », что государство между Дунаем и Волгой, которая сложилась под властью гуннов, это и есть Россия. Для выяснения происхождения термина «русь» и его проникновение в славянский мир некоторые исследователи использовали свидетельства западноевропейских и византийских хронистов о том, что слово «русы» — кельтского происхождения. Откуда они взялись на Поднепровье и в регионе Западной Украины, где и по сей день сохранилась самоназвание украинского — русины? Из истории Римской империи известно, что в I в. до н.э. Юлий Цезарь покорил Галлию, откуда, из провинции Прованс, по свидетельству Тацита, было вытеснено кельтское племя бастарны, которое должно самоназвание — русины. Эти русины пошли на Подунавье, часть их появилась в Прикарпатье. После Маркоманськои войны 166 — 169 pp., В которой участвовали придунайские кельтские племена, в частности, русины, часть их была переселена во Фракию, часть двинулась на восток, к Крыму и Поднепровья. Здесь они, вероятно, приблизились к границам полян, здесь они и могли столкнуться с готами, с которыми упорно воевали вместе с антами, известно с Иордана о гибели князя антов Босса и 70 его старшин от готов. Современники Нестора-летописца византийские хронисты Скилиця и Кедрин сообщают, что русы — кельтского происхождения. Об русов, как опасных соседей арабского мира сообщает арабский историк VII в. ат-Табари. Хан Дербента Шахриар вместо дани халифата предлагает вести войну с русами: «… русы, есть враги всему миру, особенно арабам … Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны ». Немало других упоминаний о народе русов протяжении VI — VII вв., Пока поляны стали также именовать себя русью. В Прикарпатье кельты-рутены смешались со славянами, ославянились и дали местному населению еще одно название — русины, которая осталась известной в многочисленных документах европейских дворов Франции, Австрии и др.. государств вплоть до XIX в. Можно допустить, что эти русины-кельты, которых римляне называли также галамы, т.е. поклонниками ритуальном птице рутенов — петуху (Галану), привнесли еще одно название славянскому населению и местности Прикарпатья — галичане и Галичина. Поэтому автор этой гипотезы Г. Василенко основания делает вывод, что этноним русы или русины «является трансформацией племенного названия русины». Можно подвергнуть сомнению некоторые положения этой гипотезы, но приведенные новые исходные показания подтверждают крайней мере два вывода современных историков: 1. Название русы появляется далеко до появления варягов-норманнов в славянских землях, а потому утверждение летописца «варяг потому прозвашася русью», — не относится ни северного народа — шведов, данов, норвежцев или других. В Скандинавии не было племени «рус» или ‘«рус», не существовало и такого региона — Русь. Однако слово «рус» и производные слова от него наполняют различные географические названия в Закарпатье (Росток, Росянка и т. д.), в Трансильвании (25 населенных пунктов, 27 гор, 2 реки), в Словакии (46 географических названий: Русбах, Руска, Росина и т. д.). 2. Территориальное распространение этого этнонима привязывается все же к Поднепровья, южной границы Полянского славянского мира и совпадает многочисленным свидетельствам хронистов отечественных и зарубежных, в частности, особо важных арабских авторов, о существовании отдельного народа русов, которые, как сообщают те же источником- ла, слились со славянским населением, ославянились сами и привнесли поднепровских и Прикарпатья славянству свое название (как, скажем, позднее булгары дали свое название славянам Балканского полуострова. Поэтому новейшая реанимация теорий о северных варягов-руссов в свете новых данных также отпадает. Как отпадает попытка доказать, что была первоначально создана «от Ладоги на севере до Киева на юге государство», название которой было «Руска земля» и центром ее была Ладога и Новгород, регион « племенного княжения ильменских словен ». Из всего изложенного ясно, что Киевская Русь создана автохтонным населением Поднепровья, в котором ведущая роль принадлежала слов львовянам-полянам, живших в тесном контакте с многочисленными неславянскими племенами. Государство это была создана задолго до появления каких-либо пришельцев с севера и была вполне самобытной в своем существовании, со своими законами, традициями и своим названием. Киев жил своей державнотворчим жизнью независимо от Новгорода или от норманнов, или от каких-то других варягов, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники, в тесном контакте с Византийской империей и Юго миром. Название «Русская земля» возникла как название территориального ядра киевско-полянской государства и упорно держалась в течение Х — XII вв. в основном за регионом Киевского, Переяславского, Черниговского княжества. Позднее стала распространяться на «инии языци, иже дань дают Руси», то есть, на колонизированных русичами территории. К границам Киевской Руси, по летописным источникам, не входил регион северо-восточных, жизнью, однако, в определенные времена тесно контактировали с Киевским государством, то признавая зависимость от нее, то воюя с ней. Лишь в некоторых летописях более позднего времени на определенные части государственных киевских окраин распространилась название Русская земля. Киевская Русь — это государство, которое возникло в ареале расселения славянских и неславянских племен, их общежития, из которых в многовековой истории сформировалась украинская народность. Попытки сделать инициатором образования Киевской Руси «северных русов», пришедших из Скандинавии, а затем жили в регионе Ладоги и Новгорода, и тем подтвердить изначальную «единство» и «неделимость» русского народа с украинским, не имеют под собой научной основы. В этой ‘связи с этой проблемой является вопрос о существовании древнерусской народности в том смысле, как о ней сейчас пишут в учебниках и исторических исследованиях, — как целостной самосознательным этнической единства, жившей на всем просторе восточнославянского государства в Х — XIII вв. Вот как трактуется этот вопрос в современной историографии: древнерусская народность определяется следующими основными чертами, как «общность языка, хотя она и сохраняла местные диалекты … общность территории, совпадала с политической общностью в форме Древнерусского государства, которая объединила все восточнославянские ‘ Славянский мир. Налицо определенная экономическая общность, а также общность материальной и духовной культуры, религии, которая в те времена была единственной формой идеологии ». Например, Б. Греков заявил, что во Древнерусским государством «мы понимаем ту большую раннефеодальное государство, возникшая в результате объект единения Новгородской Руси с Киевской Русью ». Надо сказать, что такое мнение проводят не только российские, но и большинство украинских современных историков. Как видим, здесь утверждается даже существование «Северной Руси», которая и до этого нигде в источниках не зафиксировано. Собственно, никакой принципиальной различия между дореволюционными и советскими русскими историками нет. Вслед за подобными утверждениями российских историков, украинские историки, по крайней мере большинство из них, также повторяют эту же мысль. Некоторые из них даже датируют этот процесс, считая, что уже в IX — Х вв. сформировалась этническая единство — древнерусская народность. Они утверждают, что название «Русская земля» в абсолютном большинстве источников, от Х до XII в. касается именно этой территории, единство ее населения бесспорна, потому именно к нему можно применять термин «древнерусская народность» в эпоху Киевской Руси. Однако именно в этот же период существовали в составе Киевского государства и другие достаточно целостные государственные образования, которые подчинялись Киеву. У них — своя самобытная политическая традиция, общность материальной культуры, духовная общность. Прежде важное место занимает в Киевском государстве Новгородская земля, летописное Славия, средневековая парламентская республика. К этому можно еще добавить свидетельство «Повести временных лет» о том, что племя полян было «из рода славянского», как и древлян, а «радимичи же и вятичи происходят от ляхов» (речь идет о народах Прибалтийского поморья). Словене новгородские и кривичи, как свидетельствуют археологические памятники, сохранили в себе значительные следы западнославянской культуры, а также местного финно-угорского населения, в частности, мере, веси и др.. Политическое же объединения этих двух великих славянских государстве напоминало скорее конфедеративное союз, который был всегда непрочный и распадался под первыми ударами как внутри, так и снаружи страны. Единства между ними никогда «не было, как правдиво замечает Б. Рыбаков. И в самом деле «русская земля» состояла из враждующих княжеств. охраняющие права высшей новгородской элиты, в том числе и «русинов», которые прибыли в Новгород из Киевской земли. Вероятно, что названа эта «Правда» Ярослава «Русской» из-за того, что сам он считал себя князем русской земли и ее столицы Киева. В 1146 p. новгород-северский князь Святослав Ольгович приглашает Юрия Долгорукого: «Поди-ка в Русскую землю, в Киев … ». Итак — суздальско-владимирская земля не была Русью. Так же, как раньше радимичи, покорены воеводой Волчьим Хвостом, вынуждены были платить «дань Руси» и платили ее к временам Владимира Мономаха, отделяя себя от Руси, ибо, как пишет летописец XII в., Они платят дань Руси «и сегодня ». Итак, радимичи и в XII в. не жили на Руси, только платили ей дань. Однако в современной историографии из научного оборота не исчезла и старая версия, по которой русские-варяги — северного происхождения. «Название« Русь »возникла в Новгородской земле», сообщают нам создатели модифицированной в духе современного российского патриотизма варяго-русской теории. Они пытаются доказать, что «первоначальным ядром» «древнерусского раннефеодального образования» была племенная территория ильменских словен, которая очерчена названиями с этнонимом «Русь». Центром его была Ладога и ее окрестности. И вот эта северная Русь в середине IX в. распалась — на южную, Киевскую, и северную — Верхнюю Русь, не известна ни отечественным, ни зарубежным хронистам или мемуаристам, но так страстно выписана новейшими апологетами старой теории. Они считают, что те призваны варяги-русы с датским викингом Рюриком и положили начало древнерусском государстве. Чтобы доказать свою концепцию фактологические, эти историки утверждают, что этноним «русь» возник «в Новгородской земле », потому что он« зафиксирован здесь богатой топонимикой, которая отсутствует на юге »(имеется в виду« юг »России — Поднепровья, то есть Украина, — и сама терминология, и в самодержавной Российской империи — Авт.). Авторы приводят ряд названий, шо сохранились на Новгородщина с корнем «рус»: Руса, Порусся, Околорусся, Русин и др.. И утверждают, что этот термин означал в языке финнов (там есть слово роутси) — «войско», «гребцы», «жена». Эти авторы не знают, или, может, делают вид, что не знают, что и на «юге», на Поднепровье, существует не меньшее количество гидронимов, имен с корнем «рус»: реки Рось, Росава, Росавиця, населенные пункты Рава Русская, Русская потянуть и др.., а главное, и по сей день сохранились люди, которые еще ??называют себя русинами. Поэтому если говорить, почему в Новгородской земле, которая никогда не называла себя Русью ни Верхней, ни Северной, ни какой-либо другой, с » появились такие названия, нужно согласиться с известными исследователями, которые, вслед за летописным источникам, утверждают о переселении славян из южных регионов к озеру Ильмень, об их участии в основании города Новгорода, который на многие века сохранил в своей топонимике название первых слов ‘ янских пришельцев, — это Словенский конец, Словенский холм, улица Велесова (языческий бог скота и богатства у славян — Велес или Волос), Перуново капище — Периньтощо. Логично, что славяне с Поднепровья и принесли с собой вместе со своей культурой и традициями свое новое название — русы. Однако, не исключено, что на побережье Велетського (позже Балтийского) моря среди многочисленных племен славян, занимавших территорию центральной Европы от Одри к Лабы (Эльбы), а среди них самыми известными были великаны-лютичей, ободритов, поморяне, сорбы, брежаны , Украны (по г. Украины, что текла в Одри) и др.. — Были и русские, возможно, какая-то торговая группа, поскольку древние западные источники указывают на существование на побережье города Русиграда, наряду с Старгород, Волегощем, Волыни, Колобрегом, Штетине и др.. Но те «северные русы» не дали своего названия Новгородской земли или Приладожья, как бы то ни было. Известно, что Олег, который шел из Новгорода завоевывать Киев, взял в свое войско «много своих ВОИС-варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей». Русь здесь не названа. А когда пришел в Киев, в столицу полян, сказал: «Да будет это мать городам русским». НЕ Ладога, и не Новгород были объявлены «матерью», то есть, столицей городов русских. И именно после взятия Киева летописец сообщил: «И у него словене, и варяги, и другие, назвались русью». Итак, русью назвались новгородцы после взятия Киева. Уже Игорь, идя на Византию, берет с собой наряду с другими народами, и русов. Кто же такие русы в свете новейших исследований? Одной из последних попыток объяснить историю собственно русов как народа, жившего и утверждал себя в Поднепровье, сделал историк Г. Василенко в своей небольшой работе «Руси». Впрочем, надо признать, что подобные попытки предпринимались и раньше. частности можно напомнить труды русского историка-словиста Ю. Венелина, который считал, что «гунны-аваро-хазарский государство собственно была царством русского народа », что государство между Дунаем и Волгой, которая сложилась под властью гуннов, это и есть Россия. Для выяснения происхождения термина «русь» и его проникновение в славянский мир некоторые исследователи использовали свидетельства западноевропейских и византийских хронистов о том, что слово «русы» — кельтского происхождения. Откуда они взялись на Поднепровье и в регионе Западной Украины, где и по сей день сохранилась самоназвание украинского — русины? Из истории Римской империи известно, что в I в. до н.э. Юлий Цезарь покорил Галлию, откуда, из провинции Прованс, по свидетельству Тацита, было вытеснено кельтское племя бастарны, которое должно самоназвание — русины. Эти русины пошли на Подунавье, часть их появилась в Прикарпатье. После Маркоманськои войны 166 — 169 pp., В которой участвовали придунайские кельтские племена, в частности, русины, часть их была переселена во Фракию, часть двинулась на восток, к Крыму и Поднепровья. Здесь они, вероятно, приблизились к границам полян, здесь они и могли столкнуться с готами, с которыми упорно воевали вместе с антами, известно с Иордана о гибели князя антов Босса и 70 его старшин от готов. Современники Нестора-летописца византийские хронисты Скилиця и Кедрин сообщают, что русы — кельтского происхождения. Об русов, как опасных соседей арабского мира сообщает арабский историк VII в. ат-Табари. Хан Дербента Шахриар вместо дани халифата предлагает вести войну с русами: «… русы, есть враги всему миру, особенно арабам … Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны ». Немало других упоминаний о народе русов протяжении VI — VII вв., Пока поляны стали также именовать себя русью. В Прикарпатье кельты-рутены смешались со славянами, ославянились и дали местному населению еще одно название — русины, которая осталась известной в многочисленных документах европейских дворов Франции, Австрии и др.. государств вплоть до XIX в. Можно допустить, что эти русины-кельты, которых римляне называли также галамы, т.е. поклонниками ритуальном птице рутенов — петуху (Галану), привнесли еще одно название славянскому населению и местности Прикарпатья — галичане и Галичина. Поэтому автор этой гипотезы Г. Василенко основания делает вывод, что этноним русы или русины «является трансформацией племенного названия русины». Можно подвергнуть сомнению некоторые положения этой гипотезы, но приведенные новые исходные показания подтверждают крайней мере два вывода современных историков: 1. Название русы появляется далеко до появления варягов-норманнов в славянских землях, а потому утверждение летописца «варяг потому прозвашася русью», — не относится ни северного народа — шведов, данов, норвежцев или других. В Скандинавии не было племени «рус» или ‘«рус», не существовало и такого региона — Русь. Однако слово «рус» и производные слова от него наполняют различные географические названия в Закарпатье (Росток, Росянка и т. д.), в Трансильвании (25 населенных пунктов, 27 гор, 2 реки), в Словакии (46 географических названий: Русбах, Руска, Росина и т. д.). 2. Территориальное распространение этого этнонима привязывается все же к Поднепровья, южной границы Полянского славянского мира и совпадает многочисленным свидетельствам хронистов отечественных и зарубежных, в частности, особо важных арабских авторов, о существовании отдельного народа русов, которые, как сообщают те же источником- ла, слились со славянским населением, ославянились сами и привнесли поднепровских и Прикарпатья славянству свое название (как, скажем, позднее булгары дали свое название славянам Балканского полуострова. Поэтому новейшая реанимация теорий о северных варягов-руссов в свете новых данных также отпадает. Как отпадает попытка доказать, что была первоначально создана «от Ладоги на севере до Киева на юге государство», название которой было «Руска земля» и центром ее была Ладога и Новгород, регион « племенного княжения ильменских словен ». Из всего изложенного ясно, что Киевская Русь создана автохтонным населением Поднепровья, в котором ведущая роль принадлежала слов львовянам-полянам, живших в тесном контакте с многочисленными неславянскими племенами. Государство это была создана задолго до появления каких-либо пришельцев с севера и была вполне самобытной в своем существовании, со своими законами, традициями и своим названием. Киев жил своей державнотворчим жизнью независимо от Новгорода или от норманнов, или от каких-то других варягов, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники, в тесном контакте с Византийской империей и Юго миром. Название «Русская земля» возникла как название территориального ядра киевско-полянской государства и упорно держалась в течение Х — XII вв. в основном за регионом Киевского, Переяславского, Черниговского княжества. Позднее стала распространяться на «инии языци, иже дань дают Руси», то есть, на колонизированных русичами территории. К границам Киевской Руси, по летописным источникам, не входил регион северо-восточных, жизнью, однако, в определенные времена тесно контактировали с Киевским государством, то признавая зависимость от нее, то воюя с ней. Лишь в некоторых летописях более позднего времени на определенные части государственных киевских окраин распространилась название Русская земля. Киевская Русь — это государство, которое возникло в ареале расселения славянских и неславянских племен, их общежития, из которых в многовековой истории сформировалась украинская народность. Попытки сделать инициатором образования Киевской Руси «северных русов», пришедших из Скандинавии, а затем жили в регионе Ладоги и Новгорода, и тем подтвердить изначальную «единство» и «неделимость» русского народа с украинским, не имеют под собой научной основы. В этой ‘связи с этой проблемой является вопрос о существовании древнерусской народности в том смысле, как о ней сейчас пишут в учебниках и исторических исследованиях, — как целостной самосознательным этнической единства, жившей на всем просторе восточнославянского государства в Х — XIII вв. Вот как трактуется этот вопрос в современной историографии: древнерусская народность определяется следующими основными чертами, как «общность языка, хотя она и сохраняла местные диалекты … общность территории, совпадала с политической общностью в форме Древнерусского государства, которая объединила все восточнославянские ‘ Славянский мир. Налицо определенная экономическая общность, а также общность материальной и духовной культуры, религии, которая в те времена была единственной формой идеологии ». Например, Б. Греков заявил, что во Древнерусским государством «мы понимаем ту большую раннефеодальное государство, возникшая в результате объект единения Новгородской Руси с Киевской Русью ». Надо сказать, что такое мнение проводят не только российские, но и большинство украинских современных историков. Как видим, здесь утверждается даже существование «Северной Руси», которая и до этого нигде в источниках не зафиксировано. Собственно, никакой принципиальной различия между дореволюционными и советскими русскими историками нет. Вслед за подобными утверждениями российских историков, украинские историки, по крайней мере большинство из них, также повторяют эту же мысль. Некоторые из них даже датируют этот процесс, считая, что уже в IX — Х вв. сформировалась этническая единство — древнерусская народность. Они утверждают, что название «Русская земля» в абсолютном большинстве источников, от Х до XII в. касается именно этой территории, единство ее населения бесспорна, потому именно к нему можно применять термин «древнерусская народность» в эпоху Киевской Руси. Однако именно в этот же период существовали в составе Киевского государства и другие достаточно целостные государственные образования, которые подчинялись Киеву. У них — своя самобытная политическая традиция, общность материальной культуры, духовная общность. Прежде важное место занимает в Киевском государстве Новгородская земля, летописное Славия, средневековая парламентская республика. К этому можно еще добавить свидетельство «Повести временных лет» о том, что племя полян было «из рода славянского», как и древлян, а «радимичи же и вятичи происходят от ляхов» (речь идет о народах Прибалтийского поморья). Словене новгородские и кривичи, как свидетельствуют археологические памятники, сохранили в себе значительные следы западнославянской культуры, а также местного финно-угорского населения, в частности, мере, веси и др.. Политическое же объединения этих двух великих славянских государстве напоминало скорее конфедеративное союз, который был всегда непрочный и распадался под первыми ударами как внутри, так и снаружи страны. Единства между ними никогда «не было, как правдиво замечает Б. Рыбаков. И в самом деле «русская земля» состояла из враждующих княжеств.
Источник: http://istoriarusi.ru/kiev_rus.html