Генеалогия месяца достаточно древняя и интересная. Для подавляющего большинства европейских языков он имеет общий латинский корень «новем», потому занимал девятую («Новембер») позицию в летоисчислении Древнего Рима. Однако в украинском языке, ноябрь получил вполне самостоятельной названия. У белорусов это «Листопад», поляков и чехов — «листопат», в сербохорватив — «студепы».
Такие накличкы, кажется, не требуют особого объяснения. Во это время с деревьев опадают последние листья; лес становится неуютный, природа биологически настраивается на зимний покой.
Однако ноябрь на Украине не всегда совпадает с периодом листопада. Скорее такое название подходило бы октябрю.
Наконец, так оно и было в древности. Еще во времена Киевской Руси последний месяц осени назывался «декабрем», а теперешний декабрь — «студнем». Почему же тогда нынешний Мисяцелик в Украине убрал эту не совсем точное название? Дело в том, что за основу современного календаря было взято западное разделение времени. А именно там завершающий месяц осени сохранил действующую накличку. В Галичине тогда ощущалось значительное влияние западных славян, в которых осенний цикл не совсем совпадает с нашим
, при «национализации» Украинская месяцев, отдельно осеннего периода немного сдвинули их содержанию понятия. Это прежде всего касается и ноября.
Еще в четвертоевангелии, которое датируется 1144 годом, читаем: «Мць октябрь Реком ноябрь». Нынешний месяц именовался, как уже говорилось, декабрем Об этом утверждают все авторы дореволюционных словарей — И. Срезневский, М. Левченко, М.Уманець и А.Спилка, Б. Гринченко, календари «Родной край», «Просвита», «Луч» и т.д. .
Достаточно интересными, на наш взгляд, являются региональные названия ноября — «напивзимник», «ворота зимы», «грудкотрус», «листопадень», «листопад»; последние два значения опять же касаются западноукраинских говоров, но они в древности означали законченную действие, то есть «листья, которые уже опали».
На украинском Полесье долго сохранялось еще одно название ноября — «братчины». Для современников это слово неизвестное. Именно так называли обряды, которые устраивали в конце осени.
С началом ноябрянаступала пора относительного отдыха, Собрано урожай, сделаны припасы для животных, покоится примерзла нива, а значит, можно собраться в группу, повеселиться . Во это время уже играли свадьбу, юноши и девушки сходились на вечерницы и рассветы, устраивая всевозможные забавы. Среди них особое место принадлежало братчины.
Обряд братчины имел две равного формы. Первая касалась осмотра зимы и встречи первого снега, так называемые обновы Самоткан. Это действие чем-то напоминала храмовый праздник, но имела иной смысл. По сей день — в основном это было на Михаила (21 ноября) — в селах готовили медовые напитки. На праздник сходились все жители, которые принимали участие в коллективных шишках, связанных со встречей зимы и первого снега. На братчину впервые выходили на люди молодые пары, которые недавно сыграли свадьбу. им отводилось одно из самых почетных мест.
Другой формой братчины (у белорусов — «сябрство») было официальное скрепления так называемого коллективного пчелиного роя. Если кто-то из крестьян хотел подружиться с близким или далеким односельчанином, то весной, когда выходил первый рой — а он особенно ценился, — относил его соседу, приговаривая: «Даю на братчину» Это свидетельствовало, что пчелы отныне принадлежать союзу в которой могли кооперироваться две или более семей. По обычаю, одной или несколько пчелосемей в течение сезона были поочередно ухаживать участники братчины. Собранный мед распределяли поровну. Спильчанськи пчелы отныне уже не относились тому, кто их предал коллектив, — они были оптовых.
По окончанию сезона члены такого союза вновь собирались на заключительное действо — «творить борть», то есть готовить пчелиные гнезда на зиму, пока пчеловоды делали последние смотрины и утеплили ульи, женщины тем временем пекли обрядовое печенье с медовой приправой. При этом непременно должен быть и «ситений мед».
Его изготовляли по особой рецептуре, которую держали в строжайшей тайне Лучшие соты перетапливали в котле, разливали содержание в специальные бочонки, приправив настойкой из трав. Ситу в погребах выстаивали несколько недель, а то и месяцев. Этот сегодня почти неизвестный напиток имел приятный вкус и незаурядные лечебные свойства, отдельно при болезнях и простудных заболеваниях. Как подтверждают исторические источники, такие напитки изготавливали еще при Владимире Великом и они пользовались особым спросом у иностранцев. Автор «Повести временных лет» оповещал, что киевский князь ежегодно приказывал «сытить триста варок меда в честь великих праздников, военных побед и строящихся храмов. Специальные извозчики развозили медовку по всем окрестностям города, угощая киевлян, в том числе пожилых и больных людей.
Этот ритуально-обрядовый напиток не имел ничего общего с крепкими напитка Это уже позже его опозорили Шпетки корчмари, добавляя большие дозы хмеля или водки, чтобы спаивать православных людей. Ситений же мед в народе изготовляли только на травах и им нередко лечили даже детей.
Поэтому обряд братчины имел скрепиться угощениями ситеним медом. Это действо происходило в ноябре. После чего семьи получали статус своеобразных семейных союзов: хозяева отныне переходили на «вы», помогали друг другу, а при потере кормильца в одной из семей обязывались брать на воспитание их детей. Эта высокогуманных форма человеческих взаимоотношений заслуживает особого уважения. В ней отражены высокие моральные критерии нашего народа — доброжелательность, порядочность, бескорыстие, коллективизм. Таким образом крестьяне полагожувалы свои взаимоотношения: если между соседями определенное время существовали распри, то их пытались решить с помощью братчины.
По давних времен эта форма родства (заметим: само название — братчина — производная от брат, братство, братание) была распространена только среди простых людей. Добровольное объединение в коллективную союз имело не только моральное, но и хозяйственное значение — прийти на помощь друг другу, помочь продуктами тем, кто их не имел, законтактуваты т.п..
Скрепление братчины медовым напитком не случайно. Ведь этот продукт был особенно поциновуваним в хозяйственно-бытовой жизни крестьян. Без медовых припасов практически не могла обойтись ни одна семья. Об огромной почет и значение сладкого продукта говорит тот факт, что наши предки делали «наставления на мед». Скажем, если кто-то должен занять у соседа какую-то ценную вещь, в том числе и деньги, то говорил: «Делаю наступил на мед». Это была авторитетная форма клятвы, которая приравнивалась к письменному завещания. Нарушение этого обета механически навлекло общественное пренебрежение — такому человеку уже никогда не верили, а следовательно и не поддерживали с ней любых взаимоотношений.
Обряд «братчины», как и «наставления на мед», связанный прежде всего с пчелами том, что давно эти насекомые считались святым созданием природы.
… Ноябрь, листопад, напивзимник. Это месяц, для которого в понадобилось и виз, и сани. Только вот для лошадей это ли тяжелая пора года. По этому поводу упоминавшийся нами Я. Головацкий писал: «В ноябре, говорят, лошади слабые, а как кобыле письмо на голову падает или как она на груди споткнется, то жеребья сбросит. Тем и говорят: на Симеона-Иуды боится конь грудь ». С этим днем, приходится на предпоследнее число месяца, и связывают приход зимы, потому ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, — а зиме родной брат!…
Предохранительный механизм для экстремальных условий Teres 200 V оснащен срезными болтами со срезным усилием 4,4…
В пригороде Луцка, в селе Рованцы, открыли новый офис ООО «Тайтен Машинери Украина». Это уже…
В современном агробизнесе каждая деталь важна, особенно когда речь идет о качественных семян. Именно поэтому…
ТАС Агро продемонстрировало статус технологического лидера 2024 года, выбирая инновационные решения BEDNAR для эффективного и…
Первый Украинский международный банк (ПУМБ) предоставил одному из крупнейших операторов зернового рынка Украины компании «НИБУЛОНА»…
На этой неделе завод BEDNAR FMT в Чехии стал центром встречи официальных дилеров из Украины…