Екатерина II
Переселение черноморцев на Кубань продолжалось до конца XVIII в., А собственно украинское заселения края не прекращалось вплоть до начала ХХ в. Первая волна переселенцев составила по неполным данным — более 25 000 человек. Семейные казаки переселялись с имуществом и скотом на реку семьей.
В течение 1803-1810 гг. Состоялась вторая волна массового переселения украинского казачества на Кубани — здесь оказались запорожцы Задунайской Сечи, Екатеринославского, Буджацкого (Бугского) и Азовского казачьих войск. Переселив на Кубань бывших запорожцев, российское самодержавие 1809-1811 гг. Взялось за массовое переселение бывших реестровых украинских казаков, то есть крестьян из Черниговской и Полтавской губерний. За два года до Черноморье (так стали называть заселенную черноморцами территорию) прибыло около 42 тысяч семейных казаков, которые, убегая от крепостного права, шли даже целыми деревнями. В 1920-1925 и 1848-1849 гг. Произошли еще две волны массовых переселений реестровиков с Левобережной Украины, а также из Харьковской губернии — в это время жителями Черноморье стали соответственно более 59 и более 14 тыс. Человек. Прибывали и стихийные беглецы из Подолья, Волыни, Юга Украины. Таким образом, в течение 1792-1850 гг. В междуречье Кубани и Еи официально переселилось более 105 тыс. Украинская, а до 1865 г.. Их количество составляло уже около 159 000.
По переписи 1897 г.. Украинский на Кубани было более 60% — такие данные подают в свои трудах Александр Русов, Павел Чубинский и Федор Щербина. По переписи 1926 г.. Их было 49%, и Черноморье в то время еще считалась украинской территории.
Переселенцев привлекали не только плодородные земли Кубанско-Ейского междуречье, но и возможность сохранить старый запорожский устройство и образ жизни, хозяйства, который держался в них до 30-х годов ХХ века!
Настоящих сечевиков на Кубань переселилось до 40% от общего количества учащихся казаков. Расселение бывших запорожцев сначала происходило стихийно и неорганизованно. Но уже 15 февраля 1794 на собрании старшины и куренных атаманов было принято решение основать военный град и курении поселения на реках Кубани и Еи — «начиная от Ейского городка вверх по реке Еи … по кугу Ейку от устья Еи 50 верст, десять, а оттуда прямой чертой в Усть-Лабинской крепости двенадцать, и по Кубани до Черного моря восемнадцать »- значит, сорок куренных поселений, похоже, как в Запорожской Сечи. 38 названий куреней были перенесены из Запорожья (Переяславский, Полтавский, Уманский, Каневский, Батуринский и др.), Были и две новые названия — Екатерининский и Березанский. То есть на Кубани появились поселки с названиями запорожских куреней.
Административное деление Кубани в 1871-1888 гг.
Со временем курении поселения превратились в станице — казаки обрастали хозяйством, женщинами и детьми. Первыми административно-территориальными образованиями в Черноморье, как и на Сечи, были Фанагорийская (в Тамани) и Ейска (на р. Еи) паланки. 1842 землю Войска Черноморского были разделены на три округа — Таманский, Екатеринодарский и Ейский. В Ейском округе было 19 станиц с населением примерно 19 тыс. Человек. 8 февраля 1860 был создан Кубанскую область, а 19 ноября Черноморское Казачье Войско вошло в состав нового образования — Кубанского казачьего Войска. Почти до 1870 г.. В Черноморье хранились бывшие округа — Ейский, Екатеринодарский и Таманский. Однако 1869 на Кубани была введена общеимперской система гражданского управления, что обусловило радикальную реформу административно-территориального деления. Таким образом 30 декабря 1869 область была разделена на 5 уездов — Баталпашинской, Ейский, Екатеринодарский, Майковский и Темрюкский. Такова краткая история заселения этого региона.
Неоспоримым является тот факт, что этнокультура Кубанских украинский генетически родственна этнокультурой Украины, в частности, казацкой стариной, ведь до начала ХХ в. Черноморцы сохраняли свои автохтонные обычаи, традиции, песни и предания и конечно же, украинский язык общения, считая Черноморию прямой наследницей Запорожской Сечи. Один из первых кубанских историков И. Гапко отмечал, что черты украинской народности сохранились «в манерах, обычаях, поверьях, в быту домашнем и общественном».
Не менее интересный документ, ярко подтверждает изложенные нами положения, — описание фольклора и обычаев, сделанный 1926 уроженцем станицы Новоминская Г.Ярмаком. Осуществляя сравнительный анализ ритуалов и обычаев, которые были «лет 50 назад» и «в мое время», он акцентировал внимание на тех изменениях, которые произошли в народном быту уже при советской власти, а также на особенностях, характерных для Кубани как военного поселения .
Из описания Г.Ярмака узнаем, что в станице существовали обычаи, характерные для Левобережной Украины — традиционными формами досуга молодежи были улица, посиделки и вечеринки, а в праздничные дни складчина. Мало чем отличаются от традиционных и взаимоотношения молодежи, в частности, парней и девушек, способы ухаживания и наказание внутри общины, прием к обществу взрослых парней и недорослей, выборы «старшины», то есть атамана, взаимоотношения между различными возрастными группами, уголками одной станицы и различными станицами тому подобное.
Казаки 1-го Екатеринодарского кошевого атамана Чепиги полка Кубанского казацкой войска
Из особенностей, характерных для Кубани, можем отметить лишь такие: улица начиналась от начала Великого поста и продолжалась до зимы; летом собирались на улицу не в станице, а в степи, и то только под воскресенье и в большие праздники.
Малолетних парней принимали на улицу за магарыч; Предводитель общины называли «старшиной», и он имел неограниченную власть; признаками холостяцкой были железные палки, с которыми ходили все парни. Во время складчины каждый парень держал свою водку в кармане и угощал всех в порядке очереди. Девушки обращались с парнями очень вежливо, за неуважение к парню старшина наказывал девушку кнутом. На посиделках парни спали каждый раз с другой девушкой, а те, что собираются жениться, на посиделках НЕ ночевали, а дома у девушки и тому подобное.
Зимой парни разных уголков устраивали кровавые драки на льду, в которые втягивалось все мужское население станицы, но все это прекратилось с началом Первой мировой войны. Замужем молодежь также устраивала складчины в те же дни, что и парни и девушки, но отдельно, — собираясь по очереди то у одного, то у другого супруга, и так гуляли по несколько дней подряд небольшими группами.
Итак, стихийное заселение Украинской Кубани началось еще в ХVII-XVIII в. Основную часть переселенцев составляли запорожские казаки, правда официально в свое распоряжение эти земли они получили только в 1792 После этого началась вторая волна переселений, которая уже коснулась не только запорожцев, но и бывших реестровых казаков, то есть крестьян с Левобережной Украины. Таким образом, со временем первые шалаше постепенно превратились в станице, где до 1930-х гг. Сохранялся старый уклад и образ жизни. Черноморцы придерживались украинских обычаев, традиций, выполняли аутентичный фольклор и общались на украинском языке.
Международная сельскохозяйственная научно-технологическая компания Corteva Agriscience объявляет о начале образовательно-грантовой программы для женщин-фермерок TalentA-2024, которую…
В «Континентал Фармерз Групп» подходят к концу жатвы поздней группы культур, охватившие в общей сложности…
Kernel, ведущий агропромышленный холдинг в Украине, объявил о запуске новой бизнес-услуги – логистических решений для…
Неприхотливая и капризная Ячмень — достаточно неоднозначная культура и с чисто агрономической точки зрения. Считается,…
Elicit Plant, новаторская агробиотехнологическая компания, специализирующаяся на биорешениях для сельскохозяйственных культур, объявляет о привлечении 45…
Агростроительный альянс «Астра», официальный дилер таких известных брендов как FENDT, KUHN, HORSCH, BERTHOUD и MANITOU,…