Первые упоминания об Успенском посте есть только с 9-го века. Как Петровка и Филиппов, так и этот пост вошел в практику не дорогой церковного законодательства, но через обычай. По этой причине долгое время в Греции было много дискуссий как о существовании этого поста, так и по его предписаний и времени продолжения.
Память о Богородичный пост находим в послании папы Николая I (858-867) до болгар, где он пишет: «Святая римская Церковь имеет издавна-издревле обычай хранить такие посты: по 40 дней перед Пасхой, по Пятидесятнице, пред Успением Марии Богородицы , а также перед праздником Господнего Рождества «.
Успенский пост в древности был строгий от Петровки и Филипповки, но мягче от Великого Поста. В понедельник, среду и пятницу этого поста была разрешена сухая пища, это хлеб, вода и сушеные овощи, а во вторник и четверг разрешалось на вареную пищу, но без масла. В субботу и воскресенье было разрешение на вино и елей, а в день Господень Преображение и рыбой.
Успенский пост в нашей Церкви ежегодно имеет одинаковую продолжительность и время — от 14 до 28 августа, праздника Успения Пресвятой Богородицы.
На начало
Проповедь
Дорогие братья и сестры!
Наш Спаситель Иисус Христос после Богоявления на Иордане не только начал причитать Благую Весть о приближении Царства Божьего, но и вместе с тем стал на смертельную борьбу с тем, кто лишил когда весь человеческий род того Царства. После крещения Иисус спешит в пустыню, к тому пустынное место, в котором, согласно понятие израильтян, было жилье дьявола и его злых духов. Там, в пустыне, Христос находится сорок дней в молитве и строгом посте, и таким образом побеждает то вражеское войско в его же лагере. Поборов все искушения дьявола, Сын Божий начинает триумфальное шествие, который закончится днем ??Его окончательной победы над адом и над смертью в Светлый день Его Воскресения. Христова Церковь, ревностно оберегая все то, что оставил нам Спаситель, сегодня дарит всем нам драгоценное оружие для победы над нашим врагом, вводя нас в спасен время поста.
Когда Адам плакал о потерянном деревом жизни, а сегодня каждый, кто приходит с покаянием к своему Небесному Отцу, получает доступ к новозаветного животворящего дерева. На этом крестном древе протянул свои руки Новый Адам и даровал нам новую жизнь. В этом времени Христова Церковь в особенным образом указывает нам на распятого Спасителя и дает нам Его животворящий крест, как знак победы над грехом, и обоюдоострый меч на невидимого врага. В это время поста святая Церковь призывает нас сдержать свою руку от того, к чему протянул ее Адам и получить то, что он не достиг.
В сегодняшний день вспомним себе, что пост — это не какой-то диетический ритуал или обычай, к которому надо достосуватися чисто внешним признакам. Истинный пост — это, по словам святых отцов, так называемая «невидимая брань», то есть внутренняя борьба против наших недостатков и всего того, что толкает нас к греху. Настоящим полем борьбы наше сердце. Как когда-то, в древние времена, атлеты, готовясь к бою, омывали свое тело и мазали его маслом, чтобы можно было легче выскользнуть из рук противника, так и сегодня Христос, призывая нас на внутренний поединок с нашим врагом говорит: «Ты же когда постишься , помажь голову и умой лице твое, чтобы не показать людям, что ты постишься, но Отцу твоему что в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно » (Мф. 6, 17-18). Действительно, до конца все свои духовные пороки и слабости знает только сама личность и очень часто вместо того, чтобы искоренить их, старается их прикрыть, а наружу показать себя набожной и святой. Спаситель увещатель, что Отец Небесный тоже видит тайное, знает всю глубину наших сердец и награждает явно тех, которые борются против своих грехов. Мы видим, что без постоянного нашего усилия и работы над собой есть невозможно достичь христианского совершенства. Наша аскетическая борьба крайне необходима даже тогда, когда казалось бы, что мы вполне бессильны против наших духовных недугов. Ибо, в отличие от физического боя, чем больше и упорнее мы боремся с грехом, тем сильнее становимся, потому что не воюем самостоятельно, а мы имели тот, Кто уже победил грех и зовет нас к святости. Каждая маленькая победа над собой составляет тот бесценный клад, который собираем себе на небе, которого ни хробацтво НЕ калечит и где воры не пробивают стен и не угоняют. Теперь становится понятным, что когда мы соберем в глубине своего сердца этот небесный сокровище добродетелей, то там, где будет наше сокровище, там будет и сердце наше. Это богатство произведенных добродетелей и воспринятых Божьих ласк сделает нас способными вернуть назад к утраченному раю, даст нам возможность развить наши духовные органы чувств, уже здесь на земле позволит нам чувствовать тот духовный мир, видеть невидимое и слышать несказанное, а когда в вечности — осматривать Бога лицом к лицу.
Грех, ворвавшись в нашу человеческого существа, глубоко ранил ее изнутри, сделал нас духовно глухими, слепыми и исключительно телесными людьми, которые уже не способны сами принять небесное, ибо по словам Христа: глазами смотрят, и не видят, ушами слушают, но не слышат. Дьявол влияние в наши души пагубную яд, которая, если ее не обезвредить, приводит человека к вечной гибели. Счету, что обезвреживает эту смертоносную действительность, покаяние. В святой Тайне покаяния человек получает оздоровления от своего Творца, врача душ и тел, становится снова полноценной телом, душой и духом. А Евхаристия, по словам св. Атаназия Великого, является настоящим антидотом против смерти. Пост и покаяние тесно связывающие между собой, потому что нет настоящего поста без признания собственных грехов, как и нету настоящего покаяния, когда человек не собирается ничего менять в своей жизни и не оказывает твердой постановления поправиться, искоренить зло из своей жизни. Этот покутничий путь святые отцы называли умерщвлением. Злые привычки становятся со временем, как второй природой, или, как теперь говорят, стилем нашей жизни. И действительно, для пьяницы перестать пить, или для заядлого курильщика перестать курить — значит как умертвить часть себя, отрезать часть своего внутреннего мира зараженного этим злом. Видим, что грех так глубоко засел в нас, что стал как будто частью нашего «я», и, когда мы изо всех сил вырываем его, то нам кажется, что мы умираем. Но без такой смерти нет воскресения, и когда мы этого не сделаем, то не сможем действительно покаяться и даже после сотой исповеди останемся моральными инвалидами.
Плодами покаяния и поста является дела милосердия, свидетельствующие о нашем внутреннем здоровье и способность чувствовать ближнего и его нужду. На протяжении веков наши предки во время поста строго ограничивали себя, а то, что оставалось, то продукты, то деньги,
отдавали нищим и нуждающимся. Они видимо хорошо поняли произнесенные пророком Исаией слова Божии: «Вот пост, который я люблю … с голодным своим хлебом поделиться, ввести в дом бедных, бездомных; увидев голого — надеть его, от брата твоего не прятаться » (Ис. 58, 6-7). А мы часто прячемся от своего ближнего, а также от собственных домашних и боимся взглянуть им в глаза, потому что или чувствуем свою вину, или не является способны простить чужих. Поэтому перед началом этого Успенского поста Церковь призывает нас к общему змирення. Пойдем в этот святой и большое время с твердой постановлением исправления и покаяния. На конец объявил беспощадный бой всем нашим злым привычкам, явным и тайным, и розпичним добывать себе небесный сокровище христианской совершенством и святой жизнью. Но перед тем вспомним прежде того, кому нам есть тяжелое взглянуть в глаза и, склонив голову, просим у него прощения, имея в устах и в сердце Христу слова: «Когда вы будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам. А если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших » (Мф. 6, 14-15). Аминь.