Дерево жизни
Кулинарными изысками наши прародители избалованы не были. Ягоды, листья и коренья на протяжении многих веков составляли их основное меню. Растения были главным источником питания, а значит, источником жизни. Это породило в народном сознании мифы о волшебном дереве, или дереве жизни, и о его чудесных плодах.
Дерево жизни пытались найти многие. На его поиски не раз отправлялись сказочные герои. Они искали молодильные и живильные яблоки, собирали волшебные плоды, с помощью которых излечивали болезни, избавлялись от врагов.
Люди верили, что в сердцевине волшебного дерева спрятана высшая цель бытия — бессмертие. Дерево жизни считали символом плодородия, циклического обновления природы. Поэтому его часто изображали в виде женщины, праматери рода человеческого.
А еще дерево считали мостиком, по которому душа человека после смерти могла попасть в иной мир. Его «корневая» часть ассоциировалась с подземным темным царством, ствол и ветви олицетворяли земную жизнь, а на самой верхушке обитали жители высшего, светлого уровня.
Священные рощи
С незапамятных времен деревья были объектом почитания и обожествления. На них молились, у них просили счастья и здоровья. Младенцам-сыновьям не случайно желали быть такими же сильными, как дуб, а дочуркам — стройными, как береза.
У славян были священные рощи и леса, где совершались ритуальные обряды и жертвоприношения. Называли священные гаи и дубравы соответственно: «божелесье», «гай-бог», «святибор». Свои коррективы в древние обычаи внесло христианство. С его приходом молиться стали не на деревья, а под деревьями. Хотя по уставу князя Владимира все молящиеся в рощах подлежали суровому церковному наказанию, тем не менее обычай служить молебны под деревьями просуществовал до ХVІІІ столетия.
Следы поклонения деревьям можно наблюдать в семитском празднике, больше известном как Зеленые святки. Женщины и девушки собирались у молодых деревьев, чаще берёз, приносили им в жертву пироги и каши. Поклонение деревьям сопровождалось песнями и плясками, веселыми хороводами. В конце гулянья они завивали венки и пускали их по воде или развешивали на деревьях.
В старину под сенью деревьев даже совершали обряд бракосочетания. В более позднее, христианское, время молодые после венчания ехали к самому старому дубу в округе и три раза обходили вокруг него. В некоторых селах жених с невестой объезжали вокруг ракитового куста. В настоящее время новоиспеченные супруги после венчания обходят три раза вокруг церкви.
Украшение елки на Новый год — тоже один из отголосков древнего культа деревьев. Этот обычай был известен много веков назад. Только праздновали его не 1 января, как теперь, а 1 сентября, и назывался он «праздник Семена». В этот день в ночь с 1 на 2 сентября на рынках ставили ёлки и увешивали их фруктами, плодами, арбузами, под ними выставляли напитки и кушанья.
Некоторые деревья считались тотемами, их нельзя было рубить. Разгневанный древесный дух мог наслать на обидчика болезни, а иногда даже выжить из дома. Ни в коем случае не разрешалось хозяину рубить деревья в собственном саду. Нарушение этого запрета сулило болезни и скоропостижную смерть в доме. Если все же необходимо было срубить дерево, сделать это просили другого человека.
Публичная презентация Ассоциации организаций водопользователей состоялась 22 ноября 2024 при поддержке Программы USAID «Урожай», собрала…
Компания «Agrodružstvo Morkovice», которая хозяйничает на 4 700 гектарах земли, является одним из наиболее значимых…
Благодаря партнерству с USAID АГРО, компания Makosh запустила уникальную инициативу «Поле инвестиций» — программу, активно…
Покупка производственных ресурсов заранее – хорошая практика, позволяющая аграрию гарантированно обеспечить посевную. Именно поэтому большое…
Международная сельскохозяйственная научно-технологическая компания Corteva Agriscience объявляет о начале образовательно-грантовой программы для женщин-фермерок TalentA-2024, которую…
В «Континентал Фармерз Групп» подходят к концу жатвы поздней группы культур, охватившие в общей сложности…