Прикольные статусы про Масленицу

Прикольные статусы про Масленицу

Праздник Масленицы издавна связывалось с весенним пробуждением природы. После принятия христианства православная церковь включила его в свой календарь.
Таким образом, масляный неделю стали праздновать за неделю до Великого поста (приходится на февраль-март). Масленица по сравнению с другими языческими праздниками, практически не претерпела христианских влияний и осталась время веселого досуга с элементами древних ритуалов.
В Украине комплекс обычаев Масленицы не получил особого развития. Здесь зафиксирован карнавальный ритуал сожжения чучела, слабо представлены масленичные песни, хорошо известны исследователям по этнографическим материалам с центральнороссийским областей.

Впрочем, Украинцы так же, как и другие славяне, катались в этот день на лошадях, ходили в гости, устраивали в складчину веселые застолья, готовили вареники, блины, угощались водкой. Неделя перед Масленицей называли «всеядным», поскольку в течение этого времени церковный устав позволял есть скромные продукты. В некоторых первый день Масленицы называли «ножки заговенье», что связано с обычаем готовить в этот день заливное из свиных ножек.

Масленица в малороссийском селе. «Всемирная иллюстрация», №5, 1896.
В народном сознании Масленица воспринималась как лучший в году время, которое ассоциировался с сытостью и весельем, откуда родилась пословица: «Не всегда коту Масленица». В отдельных местностях Подолья Масленицу изображала полная замужняя женщина, ее со смехом и шутками возили на санках селом соседки.
По всей Украине был распространен обычай «колодки» или «бревно», известный в нескольких локальных вариантах. Наиболее архаичным среди них, вероятно, следует признать тот, где разыгрывалось «рождения» и «захоронения» деревянной куклы — «колодки». Достаточно убедительной представляется позиция исследователей, трактуют этот вариант как трансформацию древнего обряда изготовления и уничтожения олицетворение зимы. Вот как выглядел этот обряд в Браилов (Подолье) по записям 1929 г .: «Как Колодий родится в понедельник, то они (женщины. — А. К.) идут его молитваты, а после идут на второй день во вторник крестить. Колодий делается из полена, его украшаем, как куклу, лентами, цветочками. В четверг Колодий прячут, бросают его где-то в угол и после возьмут и спалят, потому что это же полено. В пятницу все бабы плачут по Колодием (приведены примеры причитаний. — А. К.). В субботу то уже все бабы, без мужчин, радуются, что уже его похоронили: випивают, спивают, лишившихся Колодия, что уже нет никакой забота ». Характерную масленичный песню, которой сопровождали «захоронения» Колодия, приводит этнограф А. Воропай:

Увязывание колодки. Фото с блога Елены Щербань
Масленица, воротися!
К Пасхе простягнися,
От Пасхи до Петра,
а от Петра и до тепла …
Архаичная форма обряда «колодкування» уже в позапрошлом веке встречалась довольно редко. Обычно, «колодку» в виде качалки, поленья, платки, ленты, цветы цепляли ребятам как наказание за то, что они не поженились в прошлые мясоед. Тот, кому привязывали «колодку», имел откупиться деньгами или выпивкой. По этой шутливой игрой скрытое вполне серьезное стремление сельской общины к регулированию своей демографического равновесия. Холостяков осуждали еще и потому, что, по древним народным представлениям, они негативно влияли на природу, препятствовали плодородия земли.
Читайте также: Когда зима с летом встречается
Большинство наблюдателей отмечали активную роль женщин в украинском обычаи «волочить колодку». В частности, корреспондент из Черкасской (Алексеевка Шевченковской округа) сообщал: «Колодий производят так: бабы соберутся в доме, гуляют, а если ненароком зайдет в дом молодой человек или девушка, привязывают к спине колодку, связывают назад руки и требуют выкуп ». В Харьковской и Херсонской губерниях колодку привязывали к ноге матерям взрослых парней и девушек в знак того, что они не женили своих детей. Матери должны были откупиться водкой, закуской или деньгами. Собранные деньги также шли на коллективное угощение.

Музыки на современной Масленице (группа «Бытие»)
Интересная разновидность «колодки» до недавнего времени использовался на Подолье, где был традиционной формой молодежного общения и выбора брачного партнера. На Масленицу парни угощали девушек пивом, водкой, сладостями — «покупали колодку», «запивали колодку», а спустя нанимали для девушек музыкантов к танцам. В знак благодарности каждая девушка вышивала перкалеву платок с инициалами своего избранника, украшала ее цветами. Вместе с двумя-четырьмя писанками она дарила ее парню на Пасху — «возвращала колодку». Такие ритуализованные одаривания проявляли взаимные симпатии молодых людей и нередко завершались свадьбой. Такие вышитые платочки — «колодки» до сих пор хранятся во многих семьях как важна семейная реликвия.