Иногда завистники смеются над чортовчанамы, мол, что-то там у вас с такой клевой капустой нечисто, намекая на «бесовскую» составляющую в названии их села. По этой загвоздки существует две версии на уровне легенд. Первая действительно связана с дьяволом. Рассказывают, что в древности к окраинам села, первое письменное упоминание о котором датировано 1440 годом, подступали леса, где водилось много волков. Волки незаметно нападали на стада овец и наносили людям большой вред. Однако вину за убытки хозяева почему-то возлагали на невидимую нечистую силу. Так и говорили: «Черт овец крадет». Впоследствии два первых слова закрепились в названии села. По другой версии, оно происходит от «черти» — оборонительной линии, которую не смогли у этого поселения преодолеть воины Османской империи во время одной из многочисленных польско-турецких войн.
Такие вот загадки. Все остальное в жизни Чортовця — зримое и конкретное.
Почти как римские патриции, только в резиновых сапогах
Местные остряки, чтобы подчеркнуть исключительность своего села, любят сравнивать его с Римом. Говорят, что холмы, на которых построен «вечный город», очень похожи на чортовецьки. Правда, на этом параллели и заканчиваются. Чертовец остро страдает от нехватки питьевой воды, хотя расположен в десяток километров от Днестра, и ужасных дорог, которые в непогоду превращаются в полосы препятствий. Тогда в ходу — резиновые сапоги. Село стоит на известняковых породах, и выкопанные в них колодца наполняются только влажной, пригодной для технических нужд. Поэтому жажду здесь утоляют водой, которую цистернами привозят из полевых колодцев. При советской власти ее подавали водопроводом, проложенным из асбестовых труб, и пили от пуза, пока не выяснилось, что асбест вреден для здоровья. Теперь крестьяне с нетерпением ожидают открытия в следующем году нового водопровода, в который будет вложено 400 тысяч бюджетных гривен. Строители обещают, что он будет отвечать всем санитарно-эпидемиологическим нормам.
Чертовец, по современным меркам, — большое село со своими «микрорайонами»-уголками Долина, Очаг, Грушка, Валахия, Гороховка, Денисовка. Удаленность от крупных городов, обширные поля и некогда мощный животноводческий комплекс, где ежегодно созревало 5000 племенных нетелей, длительное время удерживали колхозников от миграционных соблазнов. Сюда даже переселялись городские жители. «У нас очень хорошее село, — утверждает, несмотря на трудности с водой и дорогами, заведующая детсада« Ромашка », признанного году лучшим среди подобных сельских учреждений Ивано-Франковской, Ореста Гринюк. — Я оставила трехкомнатную квартиру в Коломые и переехала сюда. Мне здесь нравится ».
Капуста в «паи» крестьян — всему голова
Капустной специализации село получило еще в колхозных времен. После Второй мировой войны на его территории образовалось целых три сельхозартели с оригинальными названиями — имени Назаренко, «Россия» и имени Молотова. Если честь Героя Советского Союза полковника Петра Назаренко, который погиб в бою, освобождая Городенкивщини от гитлеровцев, можно понять (в его честь и село некоторое время называлось), то усердная «привязка» здешних крестьян в Россию и Молотова была образцом регионального коммунистического лакейству .
В 70-е годы прошлого века чортовчан перегруппировали в колхоз имени Ленина. Новоявленные «ленинцы», приучены родителями и дедами к добросовестному труду, хозяйничали упорно и по многим показателям вышли на лидирующие в районе позиции, включая «по овощам». Местная огородная бригада на площади 500 гектаров выращивала образцовые урожаи огурцов, помидоров, баклажанов и, конечно же, капусты. Добытые знания вскоре помогли «паи» крестьянам
— Когда развалился колхоз, наши люди начали искать разные способы выживания для себя и своих семей, — рассказывает сельский голова Тарас Колесник. — Каждому на паи пришлось по 2-3 гектара пахотной земли. Рентабельным ее использованием тогда считалось огородничество, и новые владельцы с энтузиазмом взялись за дело. Результаты радовали. К нам за капусту наведывались даже из центральных и восточных областей Украины — выстраивались очереди из грузовых машин. И дорожало топливо, и начали возникать проблемы с реализацией овощей. Теперь вот приехал грузовиком человек из Крыма, то оплата горючего в оба конца ему обошлась в 4,5 тысячи гривен. Невыгодно стало ездить. И невыгодно выращивать.
— Некоторые были в отчаянии, — присоединяется к разговору Иван Калин, землеустроитель сельского совета. — Как-то я встретил Владимира Соловка, который взял в аренду дополнительные гектара поля, то он удрученно сказал: «Веришь, Иван, все собранные за десять лет сбережения вложил в землю и прогорел y одно время. Все, с землей я теперь дело не иметь ».
Человек действительно «завязал» с рискованным сельским хозяйством — взялся за строительство, хотя имеет трактор, сеялку и культиватор. Правда, его жена Маруся не кажется: в этом году вместе с двумя сыновьями-старшеклассниками вырастила капусту на гектарной площади и морковь и столовую свеклу на 30 арахисовое. Урожай получили неплохой и собирали его до середины ноября, но ожидаемых прибылей он не дал от розничной городской цены на овощи крестьянин получает не более 40 процентов. Такая современная мужицкая арифметика.
Во капустой нынешнего года в селе совокупно было занято 200 гектаров. При средней урожайности около шестидесяти тонн с гектара чортовецьки крестьяне вырастили столько белокочанной продукции ее достаточно, чтобы накормить всех жителей областного центра Прикарпатья.
У высокого урожая два равных есть крылья — тяпка и женские руки
К особенностям отечественного аграрного рынка привыкнуть невозможно. Оказывается, высокие урожаи капусты, как в 2003-м, — вообще смерть для крестьянина. Тогда десятки тонн добротных белокочанной голов сгнили на корню — никто не брал даже даром. Гнили не просто высокоценные «живые» витамины — разорялась тяжелый ручной труд, доля которой в выращивании капусты, если не принимать во внимание механизированные вспашку и культивирование, приближена к 100 процентам. У нас единые средства прореживания всходов и двойного прополки грядок — тяпка и женские руки.
— Мне пришлось шесть лет работать на заработках в Чехии, — говорит Тарас Колесник. — Уровень механизации тамошнего сельского хозяйства — небо и земля по сравнению с нами. Я полчаса объяснял чехам, что такое тяпка. Для них это — «доисторическое» орудия труда. И капусту они сажают совсем по-другому: движется трактор и раскручивает ленту с барабана, на которой на определенном расстоянии приклеены семени. Лента ложится в почву и одновременно вносятся минеральные удобрения и гербициды. Сходство — 99 процентов. И все дальнейшие процессы механизированы. А современные технологии хранения позволяют им до нового урожая поддерживать такой внешний вид продукции, что она — только что с грядки.Компания «Москва-Снаб» на http://moskva-snab.ru .
Однако выращенная дедовским способом чортовецька капуста полезнее для организма, потому впитала в себя значительно меньшее количество химических препаратов, чем ее зарубежные родственники. Квашеные образцы ничего сравнивать: наша сохраняется до лета, а «забугорных» начинает «разлагаться» через полтора-два месяца после завершения брожения. Итак, стоит, наверное, в капустных технологиях искать золотую середину, сочетая отечественную натуральную качество с их техническими возможностями.
Мы идем походом достойным: кто на богомолье, кто на заработки
НЕ капустой единой, конечно, живет Чертовец. В деревне после длительного атеистического насилия возродилась древняя местная традиция ежегодных, на Богородицу, пеших походов в Зарваницу — святое место на Тернопольщине, где хранится чудотворная икона Матери Божьей. Собственно, традиция не прерывалась на и за коммунистов, но в те времена на богомолье ходили небольшими группами, скрываясь в лесах и колхозной кукурузе. Тогда же удалось спасти деревянную церковь от «перепрофилирования» на склад минеральных удобрений, иконостас — от уничтожения. В Божьем храме, опередив грузовика с суперфосфатом, успели открыть краеведческий музей, а иконостас замаскировали дерево-стружечной плитой, на которой написали какие-то пролетарские лозунги, и таким образом сохранили духовную реликвию. О агитационное «двойное дно» знало многие крестьяне, но никто не выдал «божественной тайны».
Теперь в селе мирно сосуществуют две конфессии — греко-католическая и православная. И паломничество стартует торжественно и массово — в часовню в Чортовци сходятся сотни паломников из трех-четырех близлежащих сел и после общей молитвы отправляются в три дня пути.
Сейчас в селе проживает около трех тысяч человек. Еще полтора десятилетия назад было почти вдвое больше. Но потом протоптанными первопроходцами тропами на зарубежные заработки — почти во все концы света — потянулись сотни односельчан. Домой мало возвращаются. Заработав долларов, рублей и евро, младшие чортовецьки мигранты покупают квартиры преимущественно в областном центре и становятся иванофранковцев.
Оставшиеся в селе, теперь связывают далеко надежды с именем известного в мире ученого-археолога Ивана Борковского. Их родство стала местной сенсацией. Как недавно выяснили краеведы, Борковский родился в Чортовци в 1897 году и жил здесь с семьей в начале Первой мировой войны, пока не переехал в Прагу и поступил в Карлов университет. За рубежом он и приобрел мировую славу. Может, надеются чортовчаны, его имя поможет в XXI веке проложить в село дорогу с твердым покрытием, чтобы не стыдно было встречать следующего года высоких гостей (планируют пригласить даже Чрезвычайного и Полномочного Посла Чехии в Украине) на торжества по случаю 110-летия со дня рождения выдающегося земляка.
А пока вся ставка — на капусту. Она здесь — и источник благосостояния, и рабочие места, и местная валюта. Как сказала Анна Абрамьяк, которую мы сфотографировали в поле: «Не посеешь капусту, не имеешь ничего».