Конопля — символ измены милого. Их сравнивали с жизнью бедной женщины на чужбине:
Ой как тяжело конопельци в сырой воде гнить,
А еще тяжелее женщины на чужбине жить.
Конопли должны быть высеяны для гадания вечером на Андрея, утром завязывали в рубашку и носили весь день. На Галичине, посеяв, девушки бороновали своей рубашкой, приговаривая: «Сею, сею, не знаю, с кем буду собирать», «Андрей, Андрей, Конопельки сею, дай мне знать, будут ли меня замуж брать?» Св. Андрей в данном случае выступает как предок рода, а рассыпанные конопляное семя — как жертвенная блюдо. Такую же роль играет раструски конопляных семян вокруг колодца во время другого вида гадания — «слушание». Если человек хочет узнать свое будущее или судьбу кого-то из близких, она выходит на улицу, идет к колодцу, рассыпает вокруг нее семена и спрашивает о том, что ее интересует. Ответом будут те звуки, которые человек услышит и растолкует. Растертые семья конопли варили с корой бузины и пилы для лишения сглаза: вместе с блевотиной должны были выскочить три мертвые змеи. По народной легенде, пшеница выросла из слез Адама, смешанных с землей, взятой прародителями по повелению Божию у райского порога, а из слез Сви выросли конопли. Сеяли коноплю босиком, иначе воробьи поклюю семян или оно не сойдет. Чтобы будущее полотно было белым, а головки с семенем большими, вместе с семенами закапывали Три вареных яйца, через три дня выкапывали, а взамен встромлювалы три веточки белой ивы, связанные красной нитью, яйца съедали, а скорлупу разбрасывали по Конопляник. Закончив сев, выпивали сырое яйцо, чтобы воробьи «не пили» семена конопли. Чтобы летом птицы не клевали конопли, в новогодний вечер пекли или варили воробьев, а после посева обошли поле три раза, зажмурившись. В украинских Карпат голый знахарь полночь с заклинаниями трижды обходил засеянное коноплей поле, увлекая за собой терновый ветку, чтобы загородить путь нечистой силе. Посеяв конопли, переворачивали бороны вверх зубами — от уроков. Конопля освящали вместе с другими травами на Маковея. Полищуки приглашали Мороз на кутью: «хадза, морозько, куцця смачная, с канапельками!»
Конопля играли немаловажную роль при рождении ребенка. Новорожденного купали и перевязывали матками (конопля с семенами считались женскими), потому что когда обвязать плоскунамы (конопля без семян — мужские), он будет бесплоден; пуповину также перевязывали нитью с «женской» конопли. Для вызывания дождя местами девять вдов собирали по деревне коноплю, ткали однодневный полотенце и вывешивали его в церкви на царских вратах. На Подолье на Введиння семенами конопли осыпали корову, чтобы давала много молока, на Купала собирали конопляный цвет (так называемую кашицу) и рассыпали у входа, чтобы помешать дорогу ведьме. Конопля вместе с другими растениями жгут на выгоне в Купальскую ночь. Считают, что ведьма чувствует поэтому нестерпимую боль во внутренностях. Это заставляет ее бежать к костру, и таким образом узнают, кто из женщин является ведьмой. Об этом поется: «На выгоне огонь горит — в нашей ведьмы живот болит».
На Полесье конопляную нить протягивали через улицу: если корова, переступив ее, возвращалась домой, то считали, что это корова ведьмы, которая отбирает чужое молоко.
Рассказывают, что в красивой девушки может ночью летать Огненный Змей, который сосет ей грудь. Тогда девочка чахнет, сохнет, но избавиться от такого необычного любовника можно только одним способом. Нужно, сев на пороге, расчесывать волосы, а рядом положить конопляное семя и грызть его. Когда прилетит Змей и спросит: «Что ты делаешь?» — Надо ответить: «Волосы чешу». — «А что ешь» — «Вши». — Услышав такой ответ, удивлен гость из потустороннего направится прочь и больше не прилетать. Тем же способом можно прекратить «хождение» мертвецов, если они слишком настойчиво посещают своих живых родственников.
Конопля тесно связаны с легендами о русалках. Русалок можно увидеть на конопляном поле летом, особенно на Зеленой неделе. Здесь они играют, чувствуя достаточно безопасно. Зеленые стебли конопли в народном воображении ассоциируются с русалчиним волосами, поэтому у белорусов девушке, которая расчесывает косу, желали: «Русавка Табе в конопле». Верили, что от этого волосы будут длинные и густые. Свечи со стеблей конопли кое-где используют в обряде «провода русалок». Конопля давно имеют и сексуальное значение. В шутливой народной песне поется:
Пришел кум к куме
Конопелечок мнять.
Он мняв, приминал,
уминая, говорил:
— кумка, глубко, кумка моя,
Кто бы тебе уплетал, если не я?
Пришел кум к куме
полотенечко ткать.
Он ткал, насадил,
Натикаючы, говорил:
— кумка, глубко, кумка моя,
Кто бы тебе соткал, если не я?
В народе говорят, что детей находят на конопляном поле. А о человеке, повела неуместно, нелепо, будто сошел с ума, говорят: «Выскочил как черт из табакерки», — имея в виду состояние головокружения. Вместе конопли, в отличие от мака, более ассоциировались с миром предков, чем с враждебным колдовским потусторонним. Поэтому самая и самая распространенная функция конопли — защитная.