Крапива

Крапива

Крапива (жалива, жаркуха, жижкуха, джигушка, жигавки, покрывает, коприва) — в народной культуре играет роль оберега, а также наделена злой силой, соотносится с «чужим» миром; заодно символ плодородия. О ней говорят: «Если бы на крапиву не мороз, она бы всех людей пожалила». С крапивой сравнивают злой свекрови. Как и в репейника (чортополоси), в крапиве любит прятаться нечистая сила. В некоторых для вызывания дождя секли крапиву. В других местностях считали, что ее посеяно сатаной («дьявольская растение»), и за то крапиву проклял Бог. В одной легенде украинской Карпат говорится, что за убийство отца-ужа иметь закляла детей: сын стал соловьем, а дочь — крапивой. С тех пор соловей с самого утра не знает покоя, а крапивы опасаются люди — такое наказание за совершенное преступление. По другой легенде: за то, что дети знали тайну своего рождения от связи их матери с ужом (змеем), иметь перевтилила дочь в крапиву, а сына васильком. В сказках девушка увольняет своих братьев от заклятья, сплетая им одежду из крапивы.
Крапиву использовали как оберег от русалок, ведьм и другой нечистой силы, раскладывая ее на окнах, на пороге дома. На Купала перед купанием в реке на воду бросали крапиву. Для очистки в купальский, очаг бросали крапиву вместе с шиповником и другими колючими растениями. На Полтавщине чучело Купала облагали крапивой, клали на нее солому, поджигали и перепрыгивали через огонь, при этом верховода хлестал по ногам крапивой тех, кто не мог перепрыгнуть костер. На Полесье в обрядах проганяння нечистой силы старуху, олицетворяющей ведьму, что хочет украсть огонь из купальского костра, били крапивой; иногда, наоборот, ряженые (русалки, ведьмы) гонялись за участниками обряда и хлестали их крапивой.