Мт. С, 13
Святая Церковь перед праздником Господнего Богоявления в богослужениях обращается к своим верным: «Вифлеем оставив, преславное чудо, поспешим к Иордану душой горячей и там увидим страшное таинство» (Светилен утрени с 3 января). Это таинство Господнего Богоявления, это Крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан. В этом таинстве Иисус Христос объявляет себя как Мессию и Спасителя. О Его Божественном посланничество свидетельствует при Крещении сам Отец Небесный голосом с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором — Мое благоволение» (Мк. 1, 11); свидетельствует Святой Дух, в виде голубя нисходит на Него; свидетельствует и святой Иоанн Креститель, указывая на Него: «Вот Агнец Божий, который грехи мира забирает» (Ин. 1, 29).
Праздник Господнего Богоявления принадлежит к древнейшим и крупнейших праздников нашего церковного года. Отдельного внимания заслуживает название, история и откровения таинства Святой Троицы.
НАЗВАНИЕ праздник
Праздник Господнего Богоявления в первых веках христианства считался сборным, так касался нескольких событий из жизни Иисуса Христа, свидетельствующие о Его божественность, а именно: его Рождества, поклона мудрецов, Крещения, чуда в Кане Галилейской и чудесного умножения хлебов. Поэтому и наше название «Богоявление» следует понимать в множественном числе, потому что она означает праздник святых Богоявлений.
В древности на праздник Богоявления происходило торжественное крещение оглашенных, которое называли также светом или просвещением, а оглашенные назывались просвещенные. Отсюда и праздник Богоявления назывался просвещением, праздником светов и праздник света, потому что Иисус пришел, чтобы всех просветить. «Народ, который сидел в темноте, — читаем в святом Евангелии, — увидел большой свет. Сидящим в стране и тени смертной, сошло им свет «(Мф. 4, 16). Некоторые авторы придерживаются того мнения, что этот праздник еще и потому назывался праздником света, так как на момент крещения оглашенных Божий храм освещали большим количеством свечей, которые были символом света познания истинного Бога.
Святой Григорий Богослов († 389) своей проповеди на Богоявление дает название «Слово на празднике света явлинь Господних». Он ее начинает так: «Опять мой Иисус снова таинство … (то есть опять новый праздник после Рождества Христова), таинство победоносное и божественное, возвещающего нам небесную светлость! Потому святой день светов, который мы дождались и удостоились празнуваты, имеет начало Крещение моего Христа настоящее свет, просвещает всякого человека, приходящего в мир «(Ин. 1, 9). А в следующей проповеди о святом крещении он объясняет, что понимает под просвещением. «Вчера мы празнувалы, — говорит он, — пресветлый день светов …, а сегодня говорить о крещении и его благотворительную действие на нас … Просвещение это подспорье в нашей немощи, видложення тела, следования за Духом, общение со Словом, исправления создания, потопление греха , причастие света, развеивание тьмы. Просвещение это колесница, подносит к Богу, спивподорожування с Христом, скрепления веры, совершенствование ума, ключ царства небесного, изменение жизни, свержение ига, расторжение уз, изменение существа. Просвещение, — имею еще больше перечислять? — Это лучший и самый величественный из Божьих даров … Но этот дар, как и его Датель Христос, называется многими различными именами … Мы его называем даром, по благодати, крещением, помазанием, просвещением, нетленной одеждой, купелью возрождения, печатью и всем, что для нас достойное почести «.
Западная Церковь в древности звала Господне Богоявление днем ??появления или появлений и в его праздновании превозносила следующие события: появление звезды, поклон мудрецов, крещение Иисуса и чудо в Кане Галилейской. Святой Августин († 430) в своей проповеди на Богоявление говорит: «Сегодня мы празднуем таинство Богоявления в мире. Сегодня Бог и на небе в звезды дал вестника о своем Рождество, и крещением в Иордане освятил воды для обновления человеческого рода, и в Кане Галилейской на свадьбе изменил воду в вино, и пятью хлебами насытил пять тысяч человек «.
ИСТОРИЯ развел праздник
Праздник Господнего Богоявления, кроме праздника Пасхи и Сошествия Святого Духа, принадлежит в Восточной Церкви в древнейших. Его начали праздновать в конце II или в начале III в. О нем упоминает в своих произведениях святой Климент Александрийский († 215). В Апостольских постановлениях, произведении IV века, об этом празднике сказано: «Пусть празднуют праздник Богоявления, в тот день появилось Христово божество, о котором свидетельствует Отец при крещении и Святой Дух в виде голубиные, указывая на Христа». О событии Богоявления в III веке говорят в богослужениях святой Ипполит Римский († ?. 235) и святой Григорий, Неокесарийский Чудотворец (и 270), а в IV в. в дни этого праздника святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Нисский, святой Августин и другие Отцы Церкви имели хорошие духовные науки.
Праздник Богоявления с Востока переходит на Запад. Календарь Филокала 354 года еще нет праздника Богоявления. В 361 году его уже празднуют в Галлии, нынешний Франции, 383 года — в Северной Италии, затем в Испании, за святого Августина — в Северной Африке и около 400 года — в Риме. Святые Отцы и проповедники Западной Церкви, а именно: Павлин с Ноли, Хрисолог из Равенны и Исидор из Севильский на Богоявление все больше подчеркивают о поклон мудрецов. Со временем на Западе 6 января становится праздником Трех Царей, а память Христова Крещения переходит на 13 января.
В истории празднования Господнего Богоявления на Востоке можно различить три периода. В первом периоде на протяжении III в. праздник включает в себя Христово Рождество, Крещение, поклон мудрецов и чудо в Кане Галилейской. Во втором периоде — IV века — среди упомянутых событий Христово Рождество занимает первое место. В третьем периоде, конец IV века, праздник Рождества Христова и поклон мудрецов отделяют от Богоявления и переносят на 25 декабря. Шестое число января становится только днем ??праздника Христова Крещения. Праздник Богоявления за императора Феодосия Младшего († 450) становится государственным праздником.
В Восточной Церкви этот праздник принадлежит к 12 великих праздников. В Апостольских постановлениях о Богоявления сказано: «Да будет у вас в большом почете день, в котором Господь явил нам божество». Он имеет 4 дня пред- и 8 дней постпразденства. Службу праздника заключили Анатолий Константинопольский (V в.), Софрон Иерусалимский (VII в.), Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Герман Константинопольский (VIII в.), Иосиф Студит (IX в.).
Праздник Богоявления и таинство Святой Троицы
Праздник Господнего Крещения показывает нам одну из самых больших и глубоких истин нашей святой веры — таинство Пресвятой Троицы. При Христовом Крещении объявилась Пресвятая Троица, которая заверила о Его божество. На третьем часе в навечерие праздника читаем: «Троица, Бог наш, себя сегодня нераздельно явила, ибо Отец объявленным свидетельством заявил родства. Дух же в голубином виде сошел с небес, Сын свою Пречистую голову склонив Предтечи и крестясь, освободил людей из неволи, ибо Он Человеколюбец «. На стиховне литии праздника поем: «На Иордане Иоанн, видя Тебя, как шел Ты к нему, говорил:» Христе Боже, что Ты слуге пришел, не имея скверны. Господи? В чье имя Тебя крещу Отца? но Его Ты носишь в себе: Сына ?, но Ты сам воплотился; или Духа Святого ?, и этого Ты знаешь устами давать верным. Ты, явился, Боже наш, помилуй нас «.
Наш славянский Пролог 6 января подает глубокое Слово святого Прокла, патриарха цареградского, на Крещение Иисуса Христа. Веру святой Церкви в Христово божество он вкладывает в уста святого Иоанна Крестителя: «Как осмелюсь протянуть руку на голову все во удерживает? Как осмелюсь прикоснуться тот, что перед Ним дрожат ангельские хоры? Как осмелюсь приступить к Тому, Кто не смеют серафимы приблизиться? И поэтому с опаской зовут: свят, свят, свят. Действительно полное небо славы Твоей земля чудес Твоих. Как осмелюсь приступить к Неприступного, перед которым дрожат херувимы и все воины небесных сил? Как осмелюсь крестить Творца природы? Как осмелюсь крестить Того, что перед Ним небо ужасается? .. Как осмелюсь крестить Того, которого родила Чистая Дева Мария и по рождестве осталась девой? .. И скажу: Ты Господи, Господь, я раб. Ты Создатель, а я творения. Ты Солнце, а я звезда. Ты Пастырь, а я овца. Ты Царь, а я воин. Ты свет, а я светильник. Ты Отец, а я земной … Я смертный, а ты бессмертен … «И коснулся Иоанн пречистого верха Господня, крестил одного из Святой Троицы. И сейчас увидел созданное небо и Духа Святого, сходящего и шел на Него «.
Святой Григорий Богослов в проповеди на Богоявление так очерчивает таинство Пресвятой Троицы: «Бог делится, так сказать, нераздельно, и лучится разделены, потому что Божество есть единственное в Трех и одно является Три, в которых Божество, или, точнее говоря, являющиеся божеством … Отец есть Отец и безначальной, потому что не имеет начала ни от кого. Сын есть Сын, и не является безначальной, потому что от Отца. Но когда начало будешь понимать по времени, то и Сын есть безначальной, потому что Создатель времени не под время. Дух действительно Дух Святой, возникающая от Отца, но не как Сын, так как возникает не из рождении, но из-за происхождения «.
Святой Иоанн Златоуст, поощряя нас к вере в Пресвятую Троицу, говорит: «Наша вера — трон души, основа жизни, бессмертный корень. Животворящий корень веры — Отец, неувядающая ветвь — Сын, бессмертный плод — Дух Святой, Троица простая, несложная, неописуемая, непостижимая, нераздельное по сходству, достоинством, действием, божеством и величественностью; разрешающая же — за лицами и именами, но единственная по сути и силах. Троица существует испокон веков, не после начала получила бытие. Она — безначальном, вечная, нестареющая, бессмертная, бесконечная «.
Каждый день наша святая Церковь в начале утрени отдает Пресвятой Троицы величественное славословие пением: «Слава святой Единосущной, животворящей и нераздельной Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков».