Японские сады (ЯС) выглядят великолепно на протяжении целого года — в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние мес., однако исчезающих из сада поздно в осеннее время. В ЯС применяют немало вечнозеленых растений; подобные сады создаются для того, чтоб успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на некрупных пространствах и могут быть весьма просты в уходе.
В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафт Японии в миниатюре (как правило в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу с позиции» как раз и делает этот стиль садового искусства подобным, каким он предстает перед нами сейчас. В Японии сады создают согласно со строгими правилами, отшлифованными веками. ЯС не подходит для семейного отдыха, т.к. в нем не способны играть дети. Это сад уединения и созерцания.
В классическом ЯС большое значение придается 3-м основным элементам — воде, дереву и камню. Сердцем ЯС есть вода, которая символизирует быстротечность жизни. Камни символизируют устойчивость и долговечность, деревце — поступательное совершенствование и развитие.
Есть большое число растений, присущих не только лишь природе Азии, но еще и РФ, которые могут быть использованы в ЯС. Вы можете попробовать сделать на собственном участке подобный сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять любой, кто желает ощутить дух ЯС. Основным понятием тут нужно признать «природа — это идеал, к которому мы обязаны стремиться». Вы можете идеализировать природу, выражать ее ч/з знаки, однако нельзя создавать то, что вы никогда не встретите в природе.
К примеру, вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в собственном саду. Вы можете сделать водопад, однако не фонтан. Иным важным условием есть баланс. Нам постоянно хочется иметь более на маленьком пространстве. Однако если скала выглядит гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что очень тщательно подбирайте элементы ландшафтного дизайна.
Камин может олицетворять собою целую гору, водоем предстанет горным озером. Крохотное пространство, засыпано песком, станет безграничным океаном. Повтор отдельных элементов в разных частях сада образует ощущение целостности, что в особенности важно в ландшафтном дизайне для малых пространств.
Работайте с ограниченной палитрой оттенка. Позвольте оттенкам зеленоватого доминировать на протяжении целого года. Этот стиль большее значение придает форме, чем изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветков и ягод в саду способны использоваться только для того, чтоб отметить протекание времени, смену времен г..
Используйте контраст. Это снова игра форм и текстур: широкие резные листки клена соседствуют с острыми иголками сосны.
Спланируйте собственный сад так, чтоб он выглядел привлекательным во все сезоны года. Вечнозеленые кустарники составляют основу ЯС; многие из них, к тому же, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Отдельные виды многолетних цветков, таких как ирисы или морозник, привлекательные на протяжении целого сезона формой листочков. Если вы решите применять подобные травянистые растения, как хосту или папоротник, размещайте их в расщелины камней, чтоб скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей в осеннее время листвы.
В весеннее время японцы получают наслаждение от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листьев и холодные оттенки на земле. Осень удивляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью закутанного снегом саду. Зима для японцев такой же «садовый» этап, как весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету. Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников этап в саду для японцев полон жизни. Вероятно, это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный ужас перед гибелью?), Которые разделяют западную и восточную философию.
Изучите базовые технологии выращивания бонсай. Их возможно использовать при выращивании сосны или иных деревьев не только лишь для того, чтоб ограничить их размер для маленького сада, но еще и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.
I-е, что бросается в глаза европейцу при взгляде на ЯС — некоторая «пустота». Это провоцирует чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, однако эта «пустота» — ключевой элемент ЯС искусства.
Еще одной особенностью, присущей всем ЯС, является их закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад — модель мира в миниатюре. Для того чтоб сад стал действительно уединенным местом, мы обязаны защитить его от внешнего мира. ЯС нереально представить без огорожей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.
Камни составляют «фундамент» ЯС . Если вы верно разместите камни в саду, все остальное выстроится само собою. Ниже мы приведем описание некоторого количества подвидов главных камней в ЯС, и базовые принципы их размещения.
Основными камнями в ЯС являются высокий вертикальный Как правило эти камни размещаются триадами, однако это не является обязательным условием. 2 похожих камня (к примеру, 2 вертикальных), 1 из которых чуть менее иного, способны размещаться по соседству, как мужчина и женщина, однако как правило в композиции применяют 3, 5 или 7 камней.
В композиции используйте лишь 1 камень из любой группы главных камней. Композиция может дополняться небольшими камнями. Из них может оказаться изложена скульптура, они могут быть использованы в роли дорожки или мостика.
Если вы делаете дорожки из камней, не забывайте, что камни обязаны размещаться на 2-6 сантиметра выше уровня земли. Их возможно устанавливать по прямой линии — 1 для левой ноги, иной для правого, или группами по 2, 4, 3, 5 и т.д. Тропинки в саду символизируют путешествие по жизни.
Верно созданный японский сад стимулирует ощущение вечности. Ничто не сумеет так «состарить» камень, как вырос на нем мох. Во влажном климате мох сам поселится на камнях с течением времени. Однако если вы нетерпеливы, возможно ускорить этот процесс, взяв мох из леса. Требуется всегда увлажнять пересаженный мох, пока он целиком не приживется на ваших камнях.
Если создание водоема нецелесообразно по каким-или причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гладких камней и из щебня. С дизайнерской точки зрения, ручей несет в себе ту же смысловую окраску, как и вода — что создаст контраст по соседству с растущими по берегам растениями, подчинит ландшафт в едином лейтмотива, позволит применять растения, которые растут у воды в природе. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем лишь что высохла, и дождик, выпавший внезапно, снова возвратит его к жизни.
Более хлопот, чем сухой ручей вам доставит созданное из щебня море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует мелкие водовороты и завихрения воды кругом камней. Своеобразно устраиваются переходы ч/з воду. Они могут быть сделаны из некоторого количества толстых досок, переброшенных ч/з ручей, или камней, уложенных на дно водотока, а способны иметь разновидность прямых деревянных мостов.
Украшением японских садов служат каменные фонари и пагоды, бетонные варианты таких скульптур теперь возможно купить во массы садовых центрах.
С невысоких растений состоят композиции, напоминающие контуры леса. Ассортимент растений довольно богат, непременно применяются сосны и можжевельники, ели и кипарисовики; вечнозеленые азалии и листопадные рододендроны, вост. виды кленов (клены маньчжурский, зеленокорый, ложнозибольда). В весеннее время в японском саду расцветают наиболее разные виды слив, вишен и абрикосов — группа растений, содержит собирательное наименование «сакура». За исключением перечисленных растений широко применяются декоративные мелкоплодные яблони с плакучей или зонтиковидной формой кроны, краснолистние яблони и яблони с розовыми или малиновыми цветками.
Из травянистых растений уместны крупнолистные растения: папоротники, ревень, хосты, Роджерс. Однако стоит помнить и о цветах, в особенности о подобных, как пионы и ирисы. Уместны в японском саду кладовщик, язычник, купальница, василистник, клопогон и хризантемы. Из лиан подойдут Ломоносов (лучше не сортовые, а естественные, с более мелкими, однако весьма изящными цветками синего, желтоватого или беловатого оттенка), девичий виноград и виноград амурский, весьма красивый кирказон амурский. Нужно подчеркнуть, что в японских садах применяется достаточно нередко бамбук, и как растение, и как подручный материал в наиболее разных конструкциях: из него делают невысокие ограды, заборы, фонарики, скамейки,strong> им оформляют источники, оконные рамы чайных домиков и беседок и многое иное.