Лен — символ девичьей красоты. В народе празничок, который приходится на (24 мая / 3 июня), известный как Оленин день (льоносийка). Начало посева льна приурочивали и до начала ковки кукушки. Это лучшее время высевать лен, просо и огурцы. Особенно старались «заплодиты ниву» льном, щедрый урожай которого обеспечивал семью маслом и полотном. Посиваючы, припевали выразительные песню:
А в ленка на клинке
Висела колыбель на шнурке.
— колышет же меня высоко,
чтобы было видно далеко.
Ой где моя миленькая ходит,
Где шитыми рукавами помашет. Перед посевом льна молились и крестили поле, обращаясь с просьбой приносить лен на всех, к св. Ильи (Перуна): «Святой Илья пророк, зародыш, Божья, нам ленок, коб был чист и колосистый, и шелковистый» (Полесье). Чтобы получить белое, чистое волокно, в мешок с зернами клали пасхальные яйца. По пашни рассыпали скорлупы освященных на Пасхальные яйца, крупицы освященной соли. Сеять надевали чистую рубашку; сеяли с сумки белого цвета, в угол которой завязывали яйцо, из разделения чистой рубашки. В день посева женщины расчесывали волосы чесальных гребнем (Полесье), приговаривая: «Ой, чтоб лохматый, шороши, долго были»; когда пололи хозяйка проводила рукой по всей своей косе и говорила: «Шоб Такей лен был, как коса» (Черниговщина) , женщины катались по льна, чтобы лен родился. Чтобы родил лен «бороновали» посевы льна женской рубашкой со следами месячных (Полесье), освященной на Пасху скатертью (Житомирщина). Собирали лен на пятый день «молодого месяца» (Полесье).
В октябре (см. название этого месяца: паздерник, костричник) начинали мять и трепать лен. Это делали в дни Параскевы-Льняници, Трепальници (28 октября).
По народным представлениям, лен имеет сходство с волосами. Очевидно, использование льна при расчесывании волос молодой имело значение для урожая. Невесты носили лен, зашит в сукно как оберег. Отличительная «дивья красота» — коса из льна, украшенная лентами. Эту косу сжигали на свадьбе: на второй день дружка прикреплял к древку кудель и прялку, которые молодая во время танца с молодым поджигала лучиной, затем, оставив мужа, она танцевала с дружком, а тот во время танца передавал ей горящую кудель, за что молодой его целовала. Зажженный лен, наверное, исполнял очистительные функции. В других обрядах лен символизировал единение молодых: и волосы будут шелковистыми, и урожай льна будет на славу.
В народной медицине вывихи (вывих) лечили, прикладывая компрессы из пакли льна, опареного кипятком или намоченного в соленой воде. Употребляли его и в лечебной магии — «сжигали» рожу, подкуривали больных «от ветра» и другие.
Попирья: Чтобы магически обезопасить поле льна от сорняков, по окончании существования чисто выметали дом, в период от Рождества до Крещения НЕ плели лапти, чтобы не мусорить в доме (Ривненская область), на Рождество и Новый год мусора выбрасывали на дорогу ( Полесье), на Новый год осыпали семьям высокую женщину, а семья собирали и хранили до посева; во время новогоднего посева пели и просили Бога родить лен по колено (Полесье). В купальский костер бросали длинные березовые ветки, приговаривая: «Пусть мой лен будет таким высоким, как поднимается это пламя». Чтобы в доме не болели, перед тем как начинали ткать, осыпали дом льняным семенем. От нечистой силы спасались с помощью освященного льняного семени. Чтобы скорее пришли сваты, девушки «умывались» зеленым льном, который выращивали, найдя на перекрестке семья, выпавшие из клюва птицы и приговаривали: «Как этот лен изиходит, то чтобы мне все люди изиходились, и меня сватали» ( Черниговщина). В Андреев день (30 ноября) девушки сеяли лен на дворе, у колодца и загадывали: чей лен весной вырастет скорее, и ранее замуж выйдет (Житомирщина)