Лилия водяная (кувшинки, крин) — символ девичьих чар, чистоты, невинности. Лелия — народнопоэтические название лилии. В древней щедривци рассказывается:
В райском саду росла лелеют. — Кто же ее сажал? — Панна Марыся. Как сажала, так сажала, Лелия ся развила, Красная Лели. … Пришел к ней миленький ой: — Дай мне, Марыся, листок лелеют. Ой дам, ой дам хоть листочек Потому мой, мой коханочок, Красная Лели.
Лилию, по легенде, породили Мать — Сыра Земля с богиней воды Даной, поэтому это растение имеет силу на водяницю (водяной нечисть) и Поляница (полевую нечисть). В лилии заложено магический символ женственности, она является сутью влажной энергии. Лилия любимый цветок русалок, а потому ее, особенно девушками, нельзя рвать, потому русалка за руку схватит и потянет в воронку. Корневища растения приписывалась способность охранять людей, которые идут в чужие земли. Его вкладывали в ладанку и носили возле сердца как амулет. Лилия также считалась оберегом от недугов. Высушенные корневища подвешивали у больных. С водяными лилиями обходили пастбища, чтобы уберечь скот. Мелкое желтые кувшинки, которое ранней весной густо покрывает топи и влажные сенокосы, по-народному называют «маленькие лилийочкы». Другая легенда рассказывает: «Были себе две соседи и имели себе детей: один имела сына Яничка, другая имела дочь Ганичку. Они так любили, что даже в церкви перебрасывались золотым яблочком, и на беду Яничкови мать не хотела отдать Ганичкы его. «Умру я, мама, умру за Ганичкою!» — Говорит Яничко к матери. «Не умирай, сыну», — говорит мать, — «Я дам змуруваты корчму. Пойдут люди в корчму, пустит мать и Ганичку ». Ганичка просилась у своей матери в корчму, однако иметь отругала ее и не пустила. «Умру я, мама, умру за Ганичкою!» — Говорит сын к матери. «Не умирай, сынок! Я прикажу построить кожаный городов, а поедут господа и нии через мост, пустит мать и Ганичку ». Построила она и городов, а Ганичкы все-таки не пустила мать. Тогда Яничкова иметь построила церковь, а Ганичкы мать не пустила и к церкви. Яничко умер, и его гроб понесли в церковь. Ганичка вырвалась из дома, схватилась за гроб тоже умерла. Тогда похоронили их возле церкви: Яничка по одну сторону церкви, Ганичку — по другую. На могиле Яничка вырос розмарин, на Ганичиний могиле выросла лелеют. Росли они росли, выросли выше от церкви и склонились сливками вместе. Ганнусина иметь приставила лестницу и срезала верхушки »(Нечуй-Левицкий).
Древнее название цветка — крин, что имеет один корень со словом «колодец». В Черной Могиле в урочище Гульбище (Чернигов) найдено квадратные застежки от кожаной одежды. Они украшены растительным орнаментом, главным элементом которого является росток, что распускается. Этот росток иногда называют кринов, но изучение многих подобных изображений на различных предметах подводит к выводу, что в основе рисунка лежит, вероятно, почка, лопается. Всего крин и его обрамления образуют сердцевидную фигуру с ростком посередине. Ученые считают крин символом зарождения жизни, поскольку орнамент, в который заложена идея жизненного начала, направлен остряками средних листочков «на все четыре стороны». Это извечное идею можно выразить так: «Пусть везде будет жизнь» Подобная композиция также на рогах туров из Черной Могилы, которые, несомненно, использовались для магических действий. Так называемая «тема заговоры пространства» отражена также на височных кольцах XI в. в виде крестиков, которые женщины носили как бусы. Считается, что эти находки не связаны с христианством. На каждом лепестке креста мы видим сверху типичный сюжет «Солнца в трех позициях» (восток, полдень и запад). От небосвода с «трисвитлим» Солнцем вниз идут линии капель. Поэтому высшая форма защиты с помощью «белого света» с Солнцем в движении, со струями дождя и землей здесь соотносится с идеей заговора «на все четыре стороны».